вторник, 27 января 2009 г.

"Вавилон Н.Э." ("Babilon A.D.")


Меня давно мучает вопрос: что такое хороший/плохой фильм? Как это определить? Как аргументировать фразу «это хороший фильм, стоит его посмотреть» или «этот фильм отстой – его смотреть только время тратить». Принадлежность фильма к определенному жанру здесь не годится, к тому же сейчас модно смешивать жанры. Самые серьезные трудности вызывает жанр триллера. По хорошему, от триллера стынет в жилах кровь, и по телу бегут мурашки. Но здесь есть подстава: например, фильмы «Нечто» и «Семь» это самые что ни на есть триллеры, хотя первое кино фантастическое, а второе детективное. Можно попробовать определить хороший фильм с точки зрения сценария, актерской игры, наличия «звезд», небанальной концовки и прочих атрибутов кинокартины. Однако, кто угодно может привести пример плохого кино с небанальной концовкой, или, наоборот, хорошего кино со слабым сценарием. Можно прибегнуть к жанровым предпочтениям конкретного зрителя, но и этот вариант не работает. Например, я люблю детективы, но все что гонят наши кино и телестудии, считаю первостатейным шлаком. А мои родители при этом считают эти сериалы очень даже неплохими.

Все эти мысли преследовали меня во время и после просмотра очередной новинки Голливуда «Babilon A.D.». Фильм вышел уже некоторое время назад, но я специально подождал когда он появится в хорошем качестве, в высоком разрешении и с оригинальной дорожкой. Итак, снят фильм в довольно популярном нынче жанре антиутопии. Главный герой в исполнении Вина Дизеля обитает в каком-то разрушенном здании в Новой Сербии. На улицах беспредел, человеческая жизнь не стоит ни гроша, оружие продают и носят совершенно свободно, кругом разруха и голод. Но Дизель по сюжету парень не простой, бывший военный, боец спецотряда, и т.п. Однажды, местный мафиозо в исполнении Жерара Депардье подряжает Дизеля сопроводить некую девушку в Америку. Дизелю вручают советский мега-автомобиль «Чайка» (надеюсь, Дизельную:) ), которую на военном вертолете перебрасывают к уединенному монастырю. Там Дизель встречает девушку-посылку, и сопровождающую ее настоятельницу. На пути в Штаты «святую троицу» ждет куча препятствий в виде некорректно составленного маршрута с помощью карты Google, заминированных вокзалов, тигров-клонов, адских скакунов, ползающих на четвереньках, советских подводных лодок, мерзких врачей, сумасшедших ученых и злодейской тетки-главы секты. И даже смерть главного героя не станет помехой в достижении цели!

Теперь надо попытаться понять, «Вавилон Н.Э.» это все-таки хороший фильм или плохой. К сожалению, со сценарной точки зрения, фильм представляет собой просто-таки рассадник несуразностей, нестыковок и штампов. Начнем с самого начала. Действие происходит в разрушенной до основания некоей Новой Сербии, при этом там все говорят по-русски. И даже валюта там – российские рубли. Вероятно, злодеи-русские поработили всю Европу, а потом довели ее до такого вот плачевного состояния. Хотя как сказать плачевного: герой Дизеля купил себе на рынке целого кролика всего за 4 рубля! При этом в Новой Сербии полно советского вооружения, начиная вездесущим «Калашом», и заканчивая военным вертолетом МИ-24. От автомобиля «Чайка» с российскими номерами у меня просто слезы умиления покатились. Правда, присутствие на машине номеров осталось непонятно: вроде такая разруха, ГАИ нет и в помине. И вот так у них все! В Нью-Йорк Дизель поехал по следующему маршруту: из Новой Сербии на «Чайке» в Казахстан, оттуда до Владивостока на поезде, там пересел на подводную лодку до Аляски, там он где-то раздобыл снегоходы и (судя по монтажу) прямо на них доехал до Нью-Йорка. И все это за 5-6 дней!!! Воистину, Дизель не ищет легких путей! Почему он не поехал до Атлантики, а там тупо не сел на пароход, как делали эмигранты за столетия до него – осталось загадкой. Хотя нет: нужно же было показать зрителям, до чего упырь Сталин довел Россию и Европу! А потом на этом контрасте нам показывают как же круто в США! Только одно маленькое неудобство: в душе лимитирована горячая вода. Если хочешь помыться подольше, внеси денешку. Чисто таксофон! А в остальном - полный ништяк!

В общем, с точки зрения сценария – бред воспаленного мозга. А концовка – вообще дурдом на колесах. Что еще? Актерская игра в целом неплохая. Вин Дизель как всегда берет мощной харизмой. Однако, со времен фильма «ХХХ» ничего нового я не увидел. Герой Дизеля – смесь Корбана Далласа из «Пятого элемента» и Зандера Кейджа из того же «ХХХ». Девушка-посылка, так, овца овцой. Тетенька-наставница – неплохо, но не более. Как часто бывает в таких случаях, самыми интересными получились роли второго плана. Это противный мафиозо в исполнении Жерара Депардье, чокнутый профессор (Ламберт Уилсон, который Меровингиан из «Матрицы») и злобная тетка в исполнении ветерана Голливуда Шарлоты Рэмплинг. В фильме также неплохие спецэффекты – даже есть несколько интересных находок. Но одними спецэффектами сыт не будешь...

В жанре антиутопии, также как и в любом другом жанре есть много хороших фильмов. Взять хотя бы классические «1984» и «Беглец» (тот который с Эмилио Эстевесом и Миком Джаггером, а не тот, который с Харрисоном Фордом). Из нового можно вспомнить «Children of Men», что по-нашему означает «Дитя человеческое». В процессе просмотра «Вавилона Н.Э.» у меня в голове крутилась стойкая ассоциация именно с «Дитя человеческое». По сюжету два фильма ОЧЕНЬ похожи. Но! Там главный герой был обычным человеком, попавшим в необычные, очень жесткие обстоятельства, когда весь мир по сути на него ополчился. Его мотивация и поступки вызывали не недоумение а сочувствие, зритель герою сопереживал. Захватывающий сюжет и атмосфера фильма «Children of Men», проработанный сценарий, подкрепленные мощной актерской игрой Клайва Оуэна и Майкла Кейна, и грустным хэппи-ендом (такой вот каламбур!) – все это атрибуты хорошего фильма. А стыренный у «Children of Men» сюжет, дурацкий сценарий с кучей нестыковок, несуразностей и откровенных глупостей, супер-герой, которого не убить даже управляемой ракетой и дурацкая концовка – все атрибуты плохого фильма в наличии.

Хотя мне нравится Вин Дизель, вынужден признать, что «Вавилон Н.Э.» – отстой. Но отстой для меня, по тем параметрам, что я описал выше. Кто-то другой может переться от него как слон на повороте. По моим же ощущениям, фильм можно посмотреть разок под пиво, в обязательном порядке отключив мозг. А после этого, нужно сесть и внимательно посмотреть действительно классное кино «Дитя человеческое». Для того, чтобы понять, каким фильмом мог бы стать «Вавилон Н.Э.». Но не стал.