понедельник, 30 ноября 2009 г.

"Пределы контроля" ("The Limits of Control")

На днях посмотрел очередное творение Джима Джармуша "Пределы контроля". К творчеству указанного режиссера я отношусь с большим уважением. Известность Джармушу принес фильм "Мертвец" с Джонни Деппом в главной роли, однако кроме "Мертвеца" он снял еще десяток фильмов, которые "широким слоям" зрителей практически неизвестны. А между тем, практически все фильмы великолепны.

В "Пределах контроля" показан фрагмент жизни одного человека, причем режиссер не дает зрителям даже его имени. Все что становится известным зрителю это то, что главный герой чернокожий (это на самом деле трудно было скрыть), что он хорошо одевается, что он любит заказывать себе две чашки кофе, что он не знает испанского, и что у него есть какая-то работа, некая миссия. В начале фильма героя подписывают на это задание пара незнакомцев, и далее он будет путешествовать по Испании, встречаться с различными людьми, которые будут давать ему некие наводки для дальнейшего продвижения к цели. Ну а собственно цель путешествия героя становится известной зрителям только в самом конце фильма.

Джим Джармуш режиссер независимый, и снимает исключительно авторское кино. При этом все его фильмы, несмотря на разные жанры, объединяет несколько примечательных черт. Во-первых, во всех фильмах герой так или иначе путешествует. Он может ездить по стране в поисках матери своего гипотетического сына как в "Завядших цветах", или после смертельного ранения путешествовать долгой лесной дорогой туда, откуда приходят и куда уходят все духи как в "Мертвеце". Во-вторых, являясь большим любителем кофе и сигарет, Джармуш делает их обязательным атрибутом практически всех своих фильмов, можно даже сказать – одним из действующих лиц. Вот и в "Пределах контроля" главный герой заказывает себе кофе не самым обычным образом: вместо двойного эспрессо он берет две порции кофе в двух чашках. Почему он пьет кофе таким странным образом в фильме напрямую не говорится, но зритель может сам сделать некий вывод.

"Пределы контроля" фильм исключительно видовой. Джармуш откровенно любуется красотами Испании и дает вволю полюбоваться и зрителю. Кроме того каждый кадр выстроен особым образом, различные предметы, ракурсы, свет – все это присутствует в кадре не случайно, все подчинено некой логике. Фильм настолько профессионально снят, что я не удивлюсь, что в дальнейшем его будут использовать в качестве учебного пособия в школах режиссерского и операторского мастерства.

Ничуть не хуже визуального ряда подобрано и звуковое сопровождение. По исполнению оно немного напоминает того же "Мертвеца": практически полная тишина перемежается с великолепным саунд-треком. Сначала я даже решил, что Нил Янг, написавший музыку к "Мертвецу" отметился и здесь, однако в титрах автором музыки указан некий Борис. Не знаю, кто это такой, но со своей задачей он справился отлично – музыка буквально завораживает. Но повторюсь, что не менее важную роль в фильме играет и тишина и фоновые звуки – все это также подчинено некоему режиссерскому замыслу.

Про игру актеров сказать особо нечего. Ну то есть все актеры здорово отыгрывают свои роли, просто фильм по своей сути настолько спокоен и созерцателен, что от актеров требовалось только поддерживать это настроение, с чем они несомненно справились. К тому же Джим Джармуш явно тяготеет к актерам уже засветившимся в его предыдущих картинах. Так главный герой в исполнении Исаака Де Банколе играл продавца мороженого в "Псе-призраке: путь самурая", великолепный Билл Мюррей и Тильда Суинтон отметились ролями в "Завядших цветах" и "Кофе и сигареты". По обыкновению, у Джармуша в фильме также заняты несколько непрофессиональных актеров.

Большинству зрителей фильм покажется скучнейшим занудством, и в чем-то они будут правы, потому что в своих фильмах Джармуш не морализирует, не учит, не жует сопли. Пользуясь самыми минималистическими кинематографическими приемами, Джармуш рассказывает истории, показывает частичку жизни и быта самых обыкновенных людей, которых обыватели обычно записывают в неудачники. Он размышляет и предлагает поразмышлять зрителю. На фоне всеобщего засилья голливудского фаст-фуда с тоннами видео и звуковых эффектов, "Пределы контроля" позволяют насладиться настоящими красотами природы и творениями человеческих рук, позволяет насладиться тишиной, погружает зрителя в медитативное состояние.

Некоторые личности говорят, что "Пределы контроля" это первая неудача режиссера. Ни разу с этим не соглашусь. Фильм ничуть не хуже чем "Более странно чем в раю" или "Ночь на Земле", он даже не так уж и сильно от них отличается. Просто это еще одна замечательно рассказанная история от великолепного рассказчика. Мне этот фильм очень понравился, однако рекомендовать его к просмотру я буду только поклонникам творчества Джима Джармуша.

1 коммент.:

Настя комментирует...

Очень "вкусно" написано, захотелось прямо посмотреть =)