пятница, 6 ноября 2009 г.

"Джонни Д" ("Public Enemies")

В недавнем прошлом один из самых уважаемых мной режиссеров Майкл Манн выпустил на экраны кинотеатров свой новый фильм "Public Enemies", в нашем прокате обозначенный как "Джонни Д". Фильм повествует о нелегкой судьбе гангстеров во главе с матерым Джоном Диллинджером, и ведущих с ними непримиримую борьбу становящегося на ноги ФБР. Собственно о сюжете рассказывать смысла нет: Джонни Дэ (Джонни Дэпп) грабит банки, убивает людей и убегает от погони, а федеральный агент Мелвин Первис (Кристиан Бэйл) со своей командой пытается его заловить. Плюс в наличии любовная история Джонни Дэ и некоей тетеньки эмигрантки. Все.

Что касается технической стороны картины – все сделано на крепкую пятерку. Правильно, хотя и с некоторыми упрощениями переданы основные вехи жизни Диллинджера. Великолепно передан антураж США 30 годов прошлого века, начиная поездами и самолетами, заканчивая одеждой и маникюром. Отличное звуковое сопровождение. Все сделано с большой тщательностью и вниманием к мелочам – погружение полное, поэтому посмотреть фильм стоит хотя бы из-за этого. Ну а теперь про то, что мне в картине не понравилось.

Фильм – повторюсь – авторства Майкла Манна, режиссера снявшего такие замечательные ленты как "Охотник на людей", "Соучастник" и "Схватка". Основная нить всех этих фильмов – противостояние двух людей, условно: плохого и хорошего. У всех них сильный характер и яркие волевые качества – смотреть на противостояние таких людей по-настоящему захватывающе. И когда условно хороший герой выходит из подобной схватки победителем – зритель радуется вдвойне.

Противостояние характеров присутствует и в фильме "Джонни Д". Но! С одной стороны у нас выступает Джон Диллинджер. Как он показан в фильме? Изначально это резко отрицательный тип - матерый уголовник, грабитель и убийца. Однако, режиссер нам его непонятно зачем роматнизирует: Джонни Дэ одевает свое пальто озябшей заложнице, водит шлюх в кинотеатр и подвозит их на своей машине, заводит себе «любовь всей жизни» и т.п. Такой вот романтичный мерзавец.

С другой стороны у нас агент ФБР Мелвин Первис. Этот хоть и выступает на стороне закона, валит преступников как Терминатор. По понятиям с такими типами только так и надо, но закон вообще-то никто не отменял, и представители власти должны действовать в его рамках. Поэтому я бы поостерегся называть Первиса хорошим. Кстати, в конце фильма говорится, что настоящий Первис после поимки Диллинджера проработал в Бюро еще пару лет, потом уволился, и в конце концов покончил с собой. Наверное совесть заела…

С третьей стороны у нас в наличии любовница главного мерзавца. Тетенька довольно быстро выяснила, чем занимается ее возлюбленный. Любая порядочная женщина (особенно в то время) немедленно порвала бы с таким не смотря ни на что. Эта же позарилась на роскошную жизнь, которую ей могли обеспечить украденные деньги, а в конце фильма она фактически становится его пособницей – укрывательство преступников это уголовно наказуемое деяние. Кстати, при виде этой тетеньки у меня постоянно была стойкая ассоциация с Манькой Облигацией из "Место встречи изменить нельзя" – проведи она с Диллинджером побольше времени – выродилась бы как раз в Маньку.

Про остальных персонажей даже и говорить как-то нечего – сплошные хари и твари. Хороших людей в картине нет как класса. При таких персонажах требуется все искусство режиссера, чтобы зритель начал переживать. У меня выдался свободный вечер, и я как раз сначала посмотрел лучшую работу Майкла Манна – "Схватку", а потом этого "Джонни Д". Наверное, это было ошибкой. В результате при просмотре я скучал, хотя несколько сцен были очень даже впечатляющими. Было четко видно, что в "Схватке" Манну с блеском удалось держать зрителя в напряжении, сидеть у экрана затаив дыхание на протяжении почти трех часов. А вот в случае с "Джонни Д" как-то не сложилось, хотя скроены оба фильма по одним лекалам. В данном случае сидишь и смотришь типа как в детстве наблюдаешь как дерутся жуки в банке. Вот как раз это, на мой взгляд, и является главным недостатком фильма.

Отдельно хочется заострить внимание на показанное в фильме становление мега-организации ФБР. Изначально, расследованиями преступлений занималась полиция штата. Как только преступник пересекал границу штата, он выходил из-под юрисдикции полиции, которая с ним сделать уже ничего не могла. Ну а поскольку штатов в Штатах (такой вот каламбур) аж 50, то можно было куролесить много лет подряд – поднасрал в одном штате и тиканул в другой. Для отлова подобных преступников и под началом Эдгара Гувера было создано Федеральное Бюро Расследований, которое имело федеральную Юрисдикцию, т.е. действовало по всей стране. ФБР сразу же вплотную занялось искоренением главного врага народа Джона Диллинджера. Его поимка осложнялась тем, что это был один из первых преступников, широко использующих в своей деятельности последние достижения техники, в частности новейшие автомобили и оружие. Также он первым кто ввел практику взятия заложников при ограблении банков. У полиции тех времен не было навыков адекватной борьбы с такими гражданами, не было таких людей и в ФБР. Поэтому поначалу в него вступали «всякие разные», и методы борьбы с преступниками мало чем отличались от методов самих преступников, что отлично показано в фильме. Также поступили и с Диллинджером – пристрелили как бешеную собаку: подошли сзади вплотную и выстелили без предупреждения в голову.

Кстати, по поводу смерти настоящего Джона Диллинджера мнения экспертов расходятся. Хотя личность убитого идентифицировали с Джоном Диллинджером, однако не все поверили этому. Глаза Диллинджера были серо-голубые, а у погибшего - карие, бандит имел несколько шрамов, убитый - ни одного. Джон никогда не страдал от ревматизма, сердце же мертвеца было поражено ревматизмом. Наконец, Диллинджер отличался прекрасным зрением, а убитый носил очки. Среди уголовников еще долго ходили слухи о том, что преступник No.1 удалился от дел и живет в Лос-Анджелесе.

Игра актеров лично меня ничем особым тоже не поразила. Все профессионально, но не более того. Джонни Дэпп актер хороший – я недавно наконец-то посмотрел фильм "Эд Вуд", где он играет просто замечательно – но здесь ничего особенного ему играть не приходится – ходит туда-сюда со смурной физиономией, изображает страсть к любовнице и т.п. К тому же он так часто появляется на экранах, что лично мне уже немного поднадоел – этакий Голливудский Гоша Куценко или Сергей Безруков.

Кристиан Бэйл похоже до сих пор не вышел из роли Бэтмена/Джона Коннора – выражение лица один в один. В паре моментов он «оживает», но в фильме у него не так много экранного времени, чтобы блеснуть своими талантами. «Манька Облигация» в исполнении Марион Котиярд смотрелась неплохо, также как и актеры на вторых ролях.

Пара слов о переводе. Сам я смотрел фильм на английском, но из любопытства включил послушать, чего говорят в дубляже. Начнем как всегда с названия. В оригинале фильм называется "Public Enemies". Это такой особый термин в английском языке, и в русском языке он однозначно соответствует термину «Враги народа». Зачем нужно было городить дурацкое название "Джонни Д" – не смог понять сколько не силился. Наверное, затем, чтобы наш зритель не подумал, что это фильм про репрессии 37 года. Но это как раз зря: у нас последние 20 лет так усиленно разоблачают сталинизм, что на такое название набежало бы народу в два раза больше. Не то что на какого-то мутного "Джонни Д".

И еще один пример: американских бандитов у нас принято называть романтичным словом гангстер. Поясняю: английское слово «gangster» происходит от слова «gang», что в переводе означает «банда». Соответственно, «gangster» это не какой-то романтичный гангстер, а самый обыкновенный бандит. Вот описание термина бандитизм с одного их on-line словарей – оно не самое емкое, но дает достаточно точную характеристику:

БАНДИТИЗМ - преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 209 УК РФ, заключающееся в: а) создании устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой); либо б) участии в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях. Сам факт организации вооруженной банды признается оконченным преступлением, даже если она не совершила ни одного нападения. Участие в банде - также оконченное преступление.

А вы говорите – гангстеры…

Ну ладно, пора закругляться. Итого: по сравнению с той же "Схваткой" фильм "Джонни Д" слабоват. Если же не сравнивать его с лучшей работой Майкла Манна, то фильм вполне достойный, и хотя бы один раз его посмотреть стоит. Однако то, что в нем нет ни одного персонажа, которому инстинктивно хочется сопереживать, не подарит вам ярких эмоций во время и после просмотра. Аминь.

Настоящий Джон Диллинджер