понедельник, 28 декабря 2009 г.

"Луна 2112" ("Moon")

2112 год. Человечество нашло выход из энергетического кризиса в виде элемента Гелий 3, добываемого с поверхности Луны. Процесс добычи «полезного ископаемого» осуществляемый компанией Lunar Industries полностью автоматизирован, однако на случай возникновения нештатной ситуации на Лунной космической базе находится смотритель Сэм Белл (Сэм Рокуэлл). Трехгодичный контракт Сэма через пару недель подходит к концу, и, несмотря на беспричинно ухудшающееся самочувствие, Сэм не теряет бодрости духа, поскольку он вот-вот сможет встретиться со своей семьей – женой и пятилетней дочкой. С ними Сэм общается посредством видеопосланий, потому что «прямой эфир» невозможен по причине неустранимой аварии на ретранстяционном спутнике. Однако и психическое здоровье Сэма тоже подорвано трехлетней изоляцией, и несмотря на хобби изготовления подробнейшего макета своего родного городка, Сэма начинают мучить разнообразные видения.

Однажды Сэму пришлось отправиться к одному из комбайнов в связи с какой-то мелкой поломкой. При подъезде к нему Сэм отвлекся и по неосторожности его вездеход попал под гусеницу комбайна. Сэм не погиб, но его порядком потрепало, и он потерял сознание, а очнулся уже на станции, где кроме него есть только интеллектуальный компьютер Герти (Кевин Спейси). Несмотря на убеждения Герти, что тот должен восстановить здоровье и сидеть на станции, Сэм осознает, что сам он добраться обратно не мог. Он хочет разобраться в деталях аварии, поэтому отравляется к застрявшему комбайну, хотя понятно, что в кабине раздавленного вездехода ничего хорошего он не обнаружит…

Фильм "Луна 2112" (который на самом деле называется просто "Луна") снят в очень редком сегодня жанре психологической фантастики. Здесь нет атрибутов обычного фантастического мочилова типа гиганстких космических кораблей, отвратительных инопланетных чудовищ или адских заруб на футуристических световых мечах. В этом отношении фильм абсолютно незрелищный – все действие происходит в коридорах и комнатах лунной станции, лишь изредка «выбираясь» на поверхность Луны. "Луна 2112" это фактически моноспектакль, и стоит он исключительно на Сэме Рокуэле, который своей великолепной игрой держит зрителя в напряжении от начала и до конца. Ну и в дополнение к этому - замечательная озвучка робота Герти Кевином Спейси.

Во время и после просмотра у меня было чувство, будто я читаю классный фантастический рассказ. Можно привести массу примеров творчества авторов золотого периода научной фантастики, которые не кинематографичны, потому что там нет никаких особых действий. Зато в таких произведениях авторы исследуют разнообразные психологические аспекты, да и вообще, научная фантастика, пожалуй, идеальный жанр для исследования современных социальных и психических проблем человека и общества. Фильм "Луна 2112" мне напоминал одновременно "Космическую одиссею 2001" Артура Кларка, "Солярис" Станислава Лема и его же рассказы про пилота Пиркса. Причем в "Луне 2112" это не выглядит как плагиат, а скорее как дань уважения классике. При этом фильм нисколько не выглядит вторичным и заштампованным, наоборот – до самого конца очень трудно предугадать, чем кончится дело.

У меня к этому фильму есть только один маленький вопрос: кого именно видел в своих глюках Сэм? На мой взгляд, это существенный момент, и жаль, что режиссер Дункан Джонс не дал ответа или хотя бы намека на ответ на этот вопрос. В остальном же фильм исключительный – умный, тонкий, захватывающий и заставляющий задуматься. На самом деле я уже истосковался по подобным кинокартинам, плохо, что они появляются настолько редко. Поклонникам научной фантастики не пропускать его ни в коем случае!