пятница, 22 января 2010 г.

Очередной срыв покровов

Сериал «Школа» продолжает взрывать мозг пишущей братии, вот на «Взгляде» опубликовали очередную статью на этот счет некоего Андрея Архангельского, который является редактором отдела культуры журнала «Огонек». Вернее, речь у него идет не столько о сериале, сколько о социальной нагрузке, которую он (по мнению автора статьи) несет. У меня возникло желание прокомментировать ряд тезисов этой статьи, однако, предупреждаю, что к сериалу «Школа» мои комментарии относятся еще меньше, чем оригинальная статья. Я комментирую мнение автора статьи о сериале, а не сам сериал. Повторюсь, «Школу» я не смотрел, и собственного мнения о сериале как таковом не имею.

Маленькое отступление: из статьи я так до конца и не понял главной мысли господина Архангельского. То он говорит здравые вещи, то несет какую-то чушь и одно к другому притягивает за уши. Но в любом случае надо признать, что статья Архангельского вполне разумна, а не настолько припадочно идиотична как статья Александра Молчанова, которую я разбирал ранее. Итак, поехали.

«Сериал «Школа» невольно стал первым этапом модернизации, заявленной властью. Потому что модернизацию нужно начинать не с экономики, а с сознания людей, которое в большинстве настроено на сонное ничегонеделание и ничегонедумание.»

Первым и единственным, не считая мега-изобретения «компьютерный стол». При чем тут модернизация, будет ясно ниже. С утверждением, что модернизацию нужно начинать с сознания людей спорить трудно, да и, по большому счету, на предмет «сонного ничегонеделания» он тоже прав. По большому счету.

«Основная проблема российского большинства – низкая способность к абстрагированию и, шире, к творческому мышлению, к принятию нетривиальных решений.»

Обратно не поспоришь. По отдельности все мы умники-разумники, а вместе – толпа.

«Всякому неглупому человеку понятно, что модернизацию в России нужно начинать не с внедрения нанотехнологий, а со смены мозгов в обществе. Непривычная для большинства стилистика, безоценочность и кажущаяся внеморальность «Школы» – все это вместе и есть отличное средство для встряски мозгов в масштабах страны.

Виктор Матизен, кинокритик, написал о том, что сериал «Школа» – это первый шаг к заявленной властью модернизации. Я бы добавил, что это – первый правильный шаг в этом направлении.»


Судя по рейтингам, «Школу» толком никто и не смотрел, поэтому говорить за большинство не стоит. Однако, вот здесь уже стоит насторожиться. Автор предлагает вправлять обществу мозги через их встряску в масштабах страны. Насторожиться следует потому, что именно через такую вот встряску общества, под радостные вопли либералов (а гражданин Архангельский как раз является убежденным либералом, как следует из аннотации под его портретом) успешно развалили и разворовали одно из самых мощных и богатых государств в современной истории, ввергнув общество в хаос. Это я про СССР, если вдруг кто не понял. И вот только общество более-менее успокоилось – как давай его трясти по новой! Может, хватит уже революций, а? Сами не устали? Может, стоит улучшать и развивать «мозги» общества постепенно, по нарастающей? Общество - это все равно что ребенок, и воспитывать его следует методично пестуя лучшие его черты и жестко (но не жестоко) подавляя всякую дурь. От ударов по башке и порки ребенок не выучит таблицу умножения и не научится играть на пианине. Возможно, от порки будет некий краткосрочный эффект, и ребенок, вытерев рукавом слезы и сопли, зазубрит гаммы, но в перспективе такими методами вы только отобьете у него тягу к обучению музыке. Хочется надеяться, что наше правительство в роли заботливого родителя рассчитывает получить от общества не гаммы, фигурально выражаясь, а будущего музыканта. Хотя практика демонстрирует как раз обратное…

Далее, как можно модернизировать общество через показы, какая у нас жопа по всем фронтам? Через это родители воспрянут духом и серьезно займутся воспитанием своих детей, а учителя начнут снова с полной отдачей станут вкладывать душу в их обучение? Да не смешите мои тапочки. Учитель – это не только призвание, про адекватную зарплату тоже забывать не следует. А если по главному государственному каналу на потеху толпе учителя изображают тупым недалеким роботом, то подсознательно начинаешь потихоньку этому образу соответствовать. И будешь, в общем-то, прав: если государство опускает тебя в чужих и – что самое главное – в твоих собственных глазах (за твои же налогоплательщицкие деньги), то никакой мотивации рвать анус на работе нет, и ты начинаешь на все забивать. А ведь школьный учитель это ключевое, после родителей, лицо в воспитании ребенка!

«Можно посмотреть на это и так: сериал обнажил социальную карту России и продемонстрировал, какая часть российского общества готова к переменам, а какая – нет.
Мы вдруг увидели косное большинство изнутри. Мы получили их достоверный психологический портрет.»


Совершенно непонятно что имеется в виду. Готовая к переменам часть общества, это та, которой сериал «Школа» понравился? Судя по всему, нет, ведь «костному» большинству сериал как раз не понравился.

«…Для меня, допустим, многие показанные вещи не являются секретом... Да, такое есть... Но зачем это показывать?! Чтобы подростки, которые смотрят это, строили для себя образы героев?! Только вот чему они будут подражать? Главным героям? В чем цель этого проекта?! Затащить грязь в каждую школу? Просто вдумайтесь, вы дадите смотреть это своему ребенку? Вы хотите, чтобы это были его герои?»
Если следовать этой логике, то и Достоевского детям в школе нельзя давать – потому что прочтут, схватятся за топоры и начнут рубить старух почем зря.»


Обратите внимание: первая часть взята в кавычки – так автор как бы провозглашает точку зрения зрителей. Вот только зря Архангельский не следует своей собственной логике. На самом деле, телевизор оказывает на неокрепший детский разум колоссальное влияние, какое ни одной книге не под силу оказать! Именно из телевизора (интернет я сейчас намеренно не рассматриваю) они заимствуют свою моду на одежду: штаны покроя «обосрался и иду», гриндерсы с зелеными шнурками, и прочее и прочее. Им же показывают что это невероятно круто, ведь так одет негр-сутенер в MTV-шном клипе – вон, вокруг него куча вожделеющих его баб скачет! Я тоже так хочу! И если телевизор так влияет на одежду подростка, то представьте только, что творится у него в голове! Подверженная влиянию податливая психика в сочетании с гормональным вихрем это страшная сила! Вот поэтому и носятся по лесам с палками-мечами разодетые в доспехи толкиенисты (и это еще легкая форма!), отсюда всякие эмо и готы, отсюда и Воронежские скинхэды, разделывающие на шаурму иностранных студентов. Отсюда и многие другие проблемные случаи. Я, конечно, понимаю, что немного утрирую и сгущаю краски, но, поверьте – не так уж сильно, как может показаться на первый взгляд. Тут лучше перебдеть, чем недобдеть!

Пример. У меня есть старшая сестра, у нее двое детей. Младшая дочь (сейчас ей 12 лет), в детстве, да и сейчас, была просто прикована к телевизору. Родителям некогда было ей заниматься - они работали, а после работы занимались всякими другими домашними делами. Ребенок был не то чтобы заброшен, скорее, предоставлен сам себе в плане воспитания. Девчушка главным образом смотрела на видео мультики. Пачками. Родители покупкой лицензионных дисков не парились, покупали пиратские сборники «8 в 1» с косорукими и гнусавыми переводами. В результате ребенок с младых ногтей научился управляться с DVD, но так и не научился чисто говорить по-русски. Говорит она с каким-то невообразимым акцентом! Я серьезно. Логопед, наверное, исправил бы это дело, но времени на него у родителей нет и поныне. Так и выросла девка с непонятным произношением. Жить-то конечно можно и так, и не мне судить ее родителей, но я воспринимаю такую ее речь как некую разновидность детской инвалидности.

Книг, естественно, сама она не читает, и заставить ее прочитать хоть что-то практически невозможно. Вот так примерно получились и герои сериала «Школа», скудоумными неразвитыми дурачками с исключительно физиологическими интересами и потребностями. Кто в этом виноват? Добро пожаловать к зеркалу.

Или вот почему подростки сейчас на полном серьезе вместо музыки слушают какую-то невообразимую херню «тц-тц-тц-уийяу, тц-тц-тц-уийяу». Ведь в начальных классах детям принудительно включают классическую музыку, а потом еще спрашивают, какие мысли приходят им на ум при прослушивании. Типа, услышал «Времена года», и в мозгу должен появиться образ весеннего леса и все такое. Собственно, вот пример развития способностей ребенка, его воображения. Но подростки слушают классическую музыку? Если не считать ботанов из передачи «Умницы и умники», среднестатистический подросток слушает как раз «тц-тц». А почему? Потому что школа и все что с ней связано – по определению отстой, а тусовка, ночные клубы и играемая музыка там – это круто. Ребята! MIDI сэмплы, исполненные и записанные компьютером в определенной последовательности, это не музыка! Музыка это, прежде всего, настоящие инструменты, на которых играют настоящие живые люди. А то, что слушаете вы – это упорядоченный хаос.

Про Достоевского. Как раз его я бы и изъял из школьной программы. «Преступление и наказание» произведение откровенно мутное и нудное, детям переживания и душевные метания Раскольникова в силу возраста непонятны. Лично на меня в свое время оно произвело исключительно гнетущее впечатление, поэтому до сих пор я Достоевского в руки не беру. Хотя, возможно, много теряю. Однако, я никогда не поверю, что при написании романа Достоевский ориентировался на подростковую целевую аудиторию, и, могу поспорить, что изучение его опусов в средней школе, стало бы для него большим сюрпризом.

«Впрочем, эти люди и сами воспитаны в первую очередь на сериалах – только на других. Нам долго, лет 20 говорили что-то там про терапевтический эффект от бессмысленных, линейных, фанерных сериалов, которые в былые годы шли километрами, – и вот теперь мы видим результат этой терапии: атрофия мозга в масштабах страны.»

И тут не поспоришь.

«Человек, воспитанный на отечественных сериалах, оказался неспособен к выполнению элементарных действий – о какой там модернизации можно говорить, о какой инновации!»

Собственно, факт того, что наше общество парализовано и ни на какие свершения не способно – очевиден любому здравомыслящему человеку. Однако не стоит винить в этом исключительно сериалы. Да, практически все российские сериалы это первостатейный шлак, но даже если бы их не было, эффект был бы тот же, поскольку сериал - это лишь одно из множества средств психологического подавления масс, эффективное не само по себе, а лишь в совокупности с другими, такими как бесконечные разоблачения тоталитарного ужаса СССР, передачи «Малахов +» и «Аншлаг». У зрителя есть свобода воли смотреть или не смотреть телевизор, однако это как бросить курить – начать легко, а бросить почти невозможно. Выкарабкиваются лишь немногие.

«… сериальное мышление европейцев и американцев не так вредно – при устоявшихся экономике и политических институтах. То есть они-то могут расслабиться, а вот Россию успокоили сериалами раньше, чем следовало: в результате сегодня мы имеем человека, который мыслит культурными стереотипами и советскими штампами 1970-х годов. Постройте с ним теперь эффективную экономику, начните модернизацию – а я посмеюсь.»

Андрей, «грешно смеяться над больными людьми»!

Вот здесь абсолютно четко видно, какая у автора в голове каша. Да откуда у российского общества культурные стереотипы и советские штампы 1970-х годов??? Они остались только у пенсионеров, да и то не у всех, а пенсионерам эта пресловутая модернизация на фиг не сдалась! Им бы пенсию выдавали, да два раза в год методом подачек (ах, извините - методом индексации!) ее на 200 рублей повышали – так они счастливы будут, и больше им ничего не нужно, в том числе «модернизация». Во все времена самым социально активным слоем населения была и есть молодежь, а у нее-то советские стереотипы 1970-х годов присутствуют в последнюю очередь. И уж в самую последнюю очередь это мышление помогут выработать российские сериалы последнего десятилетия, включая «Школу».

Ну а что касается западных сериалов – а чем вы недовольны? Научитесь снимать не хуже – так и оправдываться не придется. Большинство современных западных сериалов на самом деле отличные: «Доктор Хаус», «Обмани меня», «Друзья», «Как я встретил вашу маму», «Теория Большого взрыва», «Толпа айтишников», «Боевой крейсер Галактика», «Lost», «Семья Сопрано», «Симпсоны», «Футурама», «Твин Пикс» и т.д. – устанешь перечислять! И для зрителя (включая меня) они являются тем самым способом время от времени убежать от рутины и проблем, «настроиться на сонное ничегонеделание и ничегонедумание», как выражается господин Архангельский. А качеством они лучше просто потому что, несмотря на кризис идей, их создатели не пытаются выпендриваться и «срывать покровы» как наши. И не тычат мордой во всякую чернуху только потому, что какой-то дебил им сказал, что это актуальная в обществе тема. Наши «творческие граждане» могут снимать исключительно тупорылые бандитские сериалы а-ля «Менты» или, не включая мозг, делать клоны западных сериалов а-ля «Моя прекрасная няня» или «Счастливы вместе», где верхом цинизма я считаю записанный на пленку ржач и вставленный звуковым бэкграундом где надо и где не надо – ржач один и тот же, без какого либо разнообразия.

Давайте уже назовем вещи своими именами: это не продукт вашего творческого мозга, господа, это продукт несколько другого происхождения. Это говно.

Самое смешное то, что ничего нового я не говорю – все всё и так прекрасно видят, знают и понимают, только сделать ничего не могут, кроме как кричать об этом в своих блогах, как в пустыне. Правительство только красиво излагает про нанотехнологии и смену часовых поясов, а избранные нами самими депутаты вместо отстаивания наших интересов занимаются всякой херней: один предлагает распустить МВД, другой предлагает приравнять пиво к крепким алкогольным напиткам, третий хочет запретить парковку автомобилей во дворах. Это что, самые насущные проблемы нашего общества? Слышьте, народные избранники – займитесь уже делом, вашу мать! Иначе у нас вообще ничего никогда с места не сдвинется.

И еще одно. Это почти не относится к написанному выше, но мне давно хочется озвучить одну мысль, а тут как раз подходящий повод. Речь идет об идеи преподавания в российских школах Закона Божьего. Предмет давно хотят ввести в качестве факультативного, а если дело пойдет, то ввести его в школьную программу как обязательный. Хотя, справедливости ради стоит добавить, что они в последнее время что-то с этим притухли. Вот что я об этом думаю. Первое: страна у нас многонациональная, соответственно множество людей не исповедуют православие, не смотря на то, что это официальная религия нашего государства. Преподавать в школе Закон Божий это заниматься религиозным притеснением. Второе: религия – вещь сугубо добровольная, и преподавать подобное в школах это см. пункт первый, плюс потенциальное отбивание у детей всякого желания добровольно «увериться» в дальнейшем (см. пример с музыкой выше). Разувериться, кстати, тоже вполне реальная перспектива. Третье: религия и церковь это, как говорится, две большие разницы: церковь (любая) это, по сути, корпорация со своими интересами. Здесь ее интерес в том, чтобы выйти на новый, без преувеличения огромный рынок, и стать на нем монополистом. Это принесет огромные дивиденды церкви, но не простым людям. И четвертое (самое главное): на службах в церкви вам преподают математику? Вот и вы не лезьте со своим Законом Божьим в школы.

Всего хорошего.

PS. Наверное надо прекратить читать «Взгляд», а то я раздражаюсь и пишу такие вот заметки… :)