вторник, 26 января 2010 г.

"Пандорум" ("Pandorum")

2153 год, очередное безрадостное будущее. Переполненная Земля наконец-то обнаруживает в космосе планету земного типа, на которую можно слегка расселиться. В полет к земле обетованной снаряжается могучий космолет с колонистами, а поскольку лететь долго, то колонистов и несколько смен экипажа корабля рассаживают по анабиозным капсулам. Кроме того, на корабль как на ковчег Земля загрузила образцы растений и животных, всяких жучков-паучков – чтобы человечеству на новом месте не пришлось привыкать жрать местную флору-фауну, а употреблять проверенные временем и кулинарными книгами земные организмы. Однако в процессе полета на корабль приходит сообщение, что на Земле все накрылось медным тазом, и распиханные по холодильникам колонисты – это все что осталось от человечества.

И вот, в один неудачный момент, от гиперсна очнулся член пятой смены экипажа корабля по фамилии Бауэр (не Джек! :) ) (Бен Фостер). С первых же минут становится понятно, что проспал он больше положенных восьми лет, потому что корабль какой-то слишком обветшалый, толком ничего не работает – даже света нет, все покрыто паутиной, туда-сюда носятся страшные монстры, которые пытаются Бауэра сожрать. Короче, что-то здесь не так. Сначала Бауэр вытаскивает из холодильника лейтенанта своей смены (Деннис Куэйд), который отправляет Бауэра в далекий пеший тур с заданием перезагрузить реактор, чтобы включился свет, и заодно разузнать, что же все-таки случилось с кораблем, почему миссия колонистов провалилась. В пути Бауэру пришла в голову мысль, что, возможно, все дело в синдроме Пандорума, когда человек начинает сходить с ума и становиться агрессивным из-за долгого пребывания в космосе…

Перед началом просмотра я об этом фильме ничего не слышал – получился сюрприз! Фильм довольно-таки жуткий, особенно первый его час, когда зрителю, также как и герою, совершенно непонятно что же за чертовщина такая вокруг творится, и чего можно ожидать во-о-он за тем темным углом, например. Это, кстати, самый правильный способ пугания – ожидание монстра страшнее самого монстра, и здесь авторы используют сей прием очень грамотно. Плюс действие практически не останавливается, не дает возможность перевести дух и разобраться в ситуации – в общем, кино держит напряжении.

Но, как это часто бывает, вторая половина фильма несколько проседает. Как раз потому, что зритель уже успевает более-менее во всем разобраться и понять, чего стоит ждать дальше. Но динамичность повествования сохраняется до самого конца, а сама концовка для меня оказалась даже несколько неожиданной. В общем, от просмотра фильма лично я получил удовольствие, однако, следует иметь в виду, что кино это довольно брутальное, поэтому женщинам, детям, и тонко чувствующим натурам фильм смотреть не следует.

Далее последует ряд спойлеров, поэтому тем, кто решил фильм посмотреть – дальше читать с осторожностью!

Динамика фильма не дает возможности задумываться, и тем обиднее, что в неплохом в принципе фильме авторы наделали столько ляпов. Приведу лишь некоторые, особо бросившиеся в глаза:

1) Конструкция корабля: ну где авторы видели такие космические корабли? Какие-то торчащие в разные стороны космоса отростки, огроменные залы, здоровенные коридоры, и вообще, дикое расточительство полезной площади! Да этих колонистов нужно было упаковывать как шпроты в банки, а здесь мы видим гигантские залы с кое-где развешанными на стенах капсулами. Я понимаю, чтобы заснять мочилово с адскими тварями авторам понадобилось место, но не столько же! Это же не "Храброе сердце"!
2) Классический вопрос, подходящий ко многим фильмам: как на корабле реализована искусственная гравитация, что все ходят туда-сюда как по земле? :)
3) Почему гражданские просыпались как Бог на душу положит? С какого бодуна заранее и при этом в сильно разное время проснулись тетка-ботаник, китаец и повар-каннибал?
4) Чем питались адские твари, предоставленные сами себе в отсутствие человечены?
5) С какого перепуга с людьми произошла такая зверская мутация, что получились такие твари? Учебник биологии учит нас, что эволюция через мутацию процесс чрезвычайно медленный, протекающий тысячи, а то и миллионы лет. А здесь за нцать лет – и новый вид!
6) Адские твари – существа чрезвычайно живучие. В середине фильма одной твари засадили мачете в бошку по рукоять – и хоть бы хрен. По крайней мере умерла она далеко не сразу. Через это непонятно, почему все они банальнейшим образом утонули в конце.
7) Ну кто-ж так компьютер (управляющий реактором) перезагружает – что за фантастика 70-х годов прошлого века?
8) Как так получилось, что главные герои всплыли с большой глубины в спасательной капсуле без декомпрессии? Их же должно было разорвать на сотню маленьких медвежат!
9) Зачем повар-каннибал жрал всякое дерьмо, а главные герои ели кузнечиков – почему бы им не наведаться на склад, где стоит куча контейнеров (здоровых таких, морских, пришедших из 20 века:) ) с едой?
10) Там еще есть, но я уже устал перечислять. :)

Много вопросов вызывает "Пандорум"… Я вообще думаю, что пора уже в Голливуде организовать специальный комитет по редакторской правке сценариев на счет отсутствия базовой логики. Я уже отчаялся увидеть голливудский фантастический фильм, который выдержал бы хоть какую-то критику! Этим грешит даже "Терминатор 2" – что уж говорить о всяких фильмах категории B, таких как "Пандорум". ("Луна" – не считается, это все-таки откровенно авторский проект, Голливудом там не пахнет). Однако повторюсь, в голову всякие вопросы лезут уже после просмотра, а так "Пандорум" – фильм ничего так.