четверг, 3 июня 2010 г.

«Чаплин» («Chaplin»)

Давненько я не смотрел фильмов достойных заметки в блоге, но вчера наконец-то один такой посмотрел. У меня уже довольно давно лежал «Чаплин», который, как можно догадаться по названию, посвящен самому известному комику прошлого столетия Чарли Чаплину. Фильм поставлен по мотивам его автобиографической книги, которая так и называется: «Моя биография». В картине отражены основные вехи биографии артиста: первое выступление перед публикой, работа в водевилях, постепенная известность, переезд в Соединенные Штаты для съемок в первых немых кинолентах и последующая всемирная слава. Авторы фильма не обошли вниманием и личную жизнь комика: четверо жен, разводы, брачные и внебрачные дети, суд, преследование артиста ФБР, постоянное выставление из Чаплина коммуниста, изгнание на 20 лет из США и последующее триумфальное возвращения пожилого маэстро для получения престижной кинонаграды – Оскара за вклад в развитие киноискусства.

На мой взгляд, фильм чрезвычайно интересный. Во-первых, он позволяет взглянуть на Чаплина не как на «немого» комика, но и раскрывает зрителю его характер: мягкого и ранимого человека с трудным детством и непростой судьбой. Во-вторых, несмотря на биографичность, фильм можно отнести к лучшим образчикам драматического кинематографа – он реально берет за душу своей искренностью. В-третьих, это по-настоящему мастерски снятая кинокартина. Особенно мне понравилось насколько органично авторы фильма смогли вставить в него кадры из различных кинолент Чаплина и как именно Чарли придумывал идеи для своих скетчей, откуда черпал вдохновение. Например, бессмертный танец пирожков или поедание ботинка. Знакомые с творчеством Чарли Чаплина чуть глубже, заметят и многие другие отсылки. Я в свое время довольно серьезно увлекся его творчеством и посмотрел все более-менее известные его фильмы, поэтому не менее десяти раз испытал «радость узнавания». И – возможно мне не поверят – но его скетчи у меня по-прежнему вызывают смех, хотя многие из них видел я не один десяток раз.

В картине занято много хороших серьезных актеров. При просмотре начальных титров я даже присвистнул. Энтони Хопкинс, Дэн Эйкройд, Джеймс Вудс, Кевин Данн, Пенелопа Энн Миллер, Милла Йовович, Мариса Томей, Джеральдина Чаплин – если вам что-то говорит хоть половина имен, то уже можно сделать некоторые выводы. Любопытен выбор актрисы на мать Чарли Чаплина – это Джеральдина Чаплин, которая приходится великому комику родной внучкой. Я видел ее в нескольких фильмах, она неплохая актриса, но в этом фильме просто раскрылась. Видно, насколько серьезно актриса относилась к этой роли, и играла, вкладывая всю душу. Но главной звездой фильма, без сомнения, стал Роберт Дауни Младший. Он совершенно изумительно сумел скопировать фирменные движения и мимику Чарли Чаплина, плюс в гриме Дауни довольно сильно на него похож. К тому же, молодой тогда еще Роберт обладал удивительной пластикой и мастерски владел своим телом, что неоднократно демонстрировал в кадре. Особенно в моменте, когда своим танцем он пародировал русского балерона – я был восхищен. Из Роберта Дауни Младшего мог бы получиться хороший гимнаст – без дураков. Ну и игра его в этом фильме достойна лишь восхищения. Я вообще считаю Дауни Младшего одним из лучших Голливудских актеров (не звезд, а актеров), обладающим огромным диапазоном и харизмой. Жаль, что столько времени его преследовали проблемы с алкоголем, наркотиками и законом – сколько бы замечательных ролей он мог за это время сыграть. Но Роберт все-таки взялся за ум, и радует сейчас.

Фильм очень красив. Это настоящая костюмированная драма, в которой создатели очень тщательно поработали над воссозданием атмосферы той эпохи. Костюмы, прически, манера речи, киноаппаратура, автомобили, поезда – все настраивает зрителя на максимальное погружение. Притом, что фильм 1992 года выпуска, в нем отсутствует какая-либо компьютерная графика и спецэффекты. То есть если на заднем плане едет паровоз, то это снят настоящий паровоз. И – если честно – такое кино – настоящий отдых для глаз. Как бы ни старались современные аниматоры и мастера по спецэффектам, глаз и мозг все равно видят разницу с реальным объектом. В музыке, кстати, тоже так – я вот легко могу отличить, записан ли в композиции живой инструмент или синтезированный; под фонограмму поет артист или вживую. Это трудно описать словами, я просто слышу (или вижу) разницу.

В том числе, в этом кроется и очарование старых фильмов. Пусть записям уже несколько десятков лет, пусть сняты они на черно-белую пленку, покрытую «царапинами» и «сигаретными ожогами», пусть это никакой не High Definition и не 3D – зато там запечатлена сама жизнь, сама история! Мне кажется, что если спустя почти 100 лет люди продолжают смотреть и смеяться над Чаплинским «маленьким человеком» - то это фильмы на все времена. А создать такое кино под силу лишь гениям, таким, каким был Чарльз Спенсер Чаплин.