понедельник, 12 июля 2010 г.

«Утомленные солнцем 2: предстояние»

Вчера наконец-то собрался с духом и посмотрел «Утомленные солнцем 2: предстояние».

Изначально я смотреть это кино вообще не собирался. К современному российскому кинематографу я отношусь совершенно безразлично. Почему-то все мои любимые фильмы сняты либо в Голливуде, либо в Советском Союзе. Тоже и с актерами, в число которых можно было занести и Никиту Сергеевича Михалкова с его фильмом «Свой среди чужих…» и великолепной актерской работой в «Собаке Баскервиллей». Но условия изменились. СССР некоторое время назад прекратил свое существование. Изменился и Никита Сергеевич: он смог, наконец, вздохнуть полной грудью и начать «творить» так как хочется именно ему. С оглядкой на престижные мировые кинонаграды, разумеется. В качестве пробного шара был выпущен фильм «Утомленные солнцем», а теперь вот и вторая часть подоспела.

Когда несколько месяцев назад Гоблин написал заметку с подробным изложением сюжетных перипетий, но я втайне надеялся, что в свойственной ему цинично-ироничной манере, он несколько приукрасил действительность. Оказалось – да, действительно приукрасил. На самом деле все еще хуже. Не буду утруждать себя и читателей описанием творящегося на экране: тех, кому интересно, отсылаю к заметке Гоблина. Я же хочу сказать несколько слов о тех думах, которые не покидали мою голову в течение всего просмотра и не покидают до сих пор. Постараюсь кратенько.

Первое на что обращаешь внимание, что Никита Сергеевич явно не старался снять хоть сколько-нибудь правдоподобный фильм про войну. Он заснял исключительный глумеж над государством и обществом, в котором он родился и вырос, которое дало ему бесплатное образование мирового уровня и многие другие блага, в том числе и материальные. Михалков обдал из брандспойта мощной струей нечистот наших дедов и отцов, а заодно и своего собственного – видного деятеля советской эпохи. Такой вот «патриот» наш Никитос. Судя по тому, как показан в фильме советский народ и его поведение в целом, а также отдельных представителей в частности, Михалков считает их (да и нас) ни на что не годным и не способным стадом, для которого Война – единственное спасение, единственный выход и вариант. По его собственным словам, сказанным в фильме. По версии Михалкова, не было никакого организованного военного сопротивления вторжению, не было нормальных офицеров и солдат, не было никакой субординации и вообще порядка. Была лишь стая баранов, абсолютно неумело пытающихся спасти свою шкуру. Руководство страны ведет себе аналогичным образом.

Второй важный момент картины четко показывает, как Никита Сергеич прется от православия. При этом он извращает идеи веры и терпимости – по Михалкову если ты нехристь и в Бога не веруешь, то тебя по любому замочат, можешь даже и не рыпаться. А вот если ты человек верующий, то будет тебе полная пруха и ништяк. Отсюда эпизод с крещением и миной, отсюда и финальный эпизод с бомбой в церкви. А поскольку советская власть религию отрицала, то типа само во всех неприятностях и виновато. Мысль о том, что самоубийство считается в христианской религии чуть ли не худшим грехом из всех, Никиту Сергеевича не беспокоит – он творит. Ничем другим оправдать эпизод самоубийства священника нельзя.

Забавно видеть отношение Михалкова к любви и сексу. Редкий случай, когда в кино не показано ни одной любовной линии – и это при таком-то хронометраже! Зато нам показывают, как чурка подглядывает под платья бегущим по мосту бабам, а также присутствует мощнейшая сцена «покажи сиськи!». Не удивлюсь, если выяснится, что у Михалкова по теме секса есть ряд психических отклонений.

Никаких героев, хороших или просто приличных людей в фильме нет. Ну то есть он есть по мнению Никиты Сергеевича, и это комдив Котов. На протяжении трех часов, что длится фильм, Михалков занимается самолюбованием. Он один крутой как гора и резкий как понос. А остальные – шелупонь. Непонятно только за какие идеалы так яростно сражается Котов. Жена и дочь, по его сведениям, мертвы, советскую власть он люто ненавидит, народ – это быдло – презирает. Но это вопрос логики, а она в «Утомленных солнцем 2» отсутствует напрочь. Также в фильме отсутствует сколь-нибудь приличная актерская, операторская и композиторская работы. Спецэффекты как таковые тоже отсутствуют, если не считать взорванного моста, сожженного сарая и лажово нарисованных на компьютере самолетиках. Главное мочилово выглядит как экранизация чего угодно кроме мочилова. Какие-то тени в дыму, вспышки и крики – вот и всё что там есть. Отвратительная дешевка.

Характерным сигналом для зрителя может служить то, что фильм снят при финансовой поддержке государственного комитета кинематографии. Вот если бы я финансировал производство кинокартины, я бы предварительно почитал сценарий, и если бы мне что-то не понравилось, я бы потребовал это изменить. Другими словами, государство дало добро и профинансировало создание очередного ушата говна, которое вывалили на наших предков, на оставшихся пока в живых кучки ветеранов, да и на нас с вами заодно. Это и было целью создания кинокартины.

Это и есть современный российский кинематограф.

Я думаю, нужно обязательно найти в себе силы и посмотреть сее кино. Возможно наступит понимание того, как на деле к нам относится руководство нашей страны, раз позволяет снимать подобное кино на наши налогоплательщицкие деньги. С нетерпением жду второй части киноопупеи!