среда, 13 октября 2010 г.

Новая депутатская инициатива: налог на передачу данных

«Вчера депутаты Владислав Резник, Юрий Исаев, Наталья Бурыкина, Григорий Ивлиев и Николай Расторгуев внесли в Госдуму поправки в закон «О связи» и Гражданский кодекс, которые вряд ли придутся по душе телекоммуникационным операторам.

Предлагаемые отчисления в резерв составляют 2% от «доходов, полученных от оказания услуг связи, использованных абонентами для воспроизведения музыки и фильмов». Со всеми сложностями расчета платежей придется разбираться самим операторам, которые будут определять их размеры на основании показаний оборудования, отражающего объемы скачанных данных. Минкомсвязи будет вменен в обязанность контроль за правильностью и своевременностью отчислений, а порядок расходования средств резерва определит правительство.

Данное предложение вызвало вопросы и у руководителя одной из музыкальных компаний, так как, по его мнению, придется платить два раза — по прямым договорам с правообладателями, которые легальные музыкальные и видео сервисы в Сети уже и так заключили, плюс указанные отчисления.»


Ссылка на заметку

Мне не очень понятно, почему автор новости сильно переживает за телекоммуникационных операторов, и не дает себе труда задуматься о том, как новая поправка отразится на простых людях, в том числе и на нем самом. Попробую сделать это за него.

Для начала припомним другую подобную инициативу от Никиты Михалкова, который решил, что может обложить налогом все продающиеся в нашей стране носители информации. С собранного налога господин Михалков как с барского плеча будет отдавать правообладателям аудио-видео продукции аж 15%. Еще часть денег он будет тратить на содержание сего фонда, а оставшуюся, самую жирную долю будет складывать на личный оффшорный счет и распоряжаться по собственному усмотрению. Наше всё Михалков обладает серьезными рычагами воздействия на наших чиновников, поэтому с нового года, закон будет введен в эксплуатацию. Естественно, производители, импортеры и прочие прихлебатели процесса не захотят делиться с жадным Михалковым частью прибыли. Они просто переложат эту «ношу» на плечи конечного потребителя, и со следующего года при покупке болванок, флешек и т.п. все мы будем платить Никите Сергеевичу дань.

Вернемся к новой депутатской инициативе. Предлагается отчислять 2% дохода полученного телекоммуникационными операторами за аудио-видео трафик нагенеренный пользователями. Здесь сразу же возникает несколько вопросов.
1) Как предполагается вычленять именно аудио-видео трафик из общего абонентского трафика?
2) По каким признакам предполагается отделять нелицензионный контент от лицензионного, скачанного за деньги?
3) Почему только аудио-видео? Почему не учитывается пиратский софт, книги и т.д.?

Не секрет, что сейчас существует масса сервисов, позволяющих приобретать мультимедиа-контент, оплатив его кредитной картой или платной смс. Или просмотрев обязательную рекламу. В последнем случае за контент платит рекламодатель, поэтому разные пиратские на первый взгляд сайты, предлагающие скачать музыку, по факту такими являются далеко не всегда.

Другая сторона медали – аудио-видео контент созданный пользователями. Вот, например я делал свой авторский перевод к разным фильмам. На выходе – звуковая дорожка с моим голосом, наговоренным в микрофон. И всё. Производитель – я, авторство перевода мое, это моя интеллектуальная собственность. Я как автор могу распоряжаться ей как угодно, например, выложив в общий доступ в Сеть. Или вот YouTube и прочие видео-хостинги. Взял я да и выложил видео-ролик в котором я занимаюсь дайвингом. Пусть народ смотрит, если им интересно. Никакие авторские права здесь не ущемляются, никто никому ничего не должен. Как собираются учитывать все эти частные случаи наши законотворцы? Ответ очевиден – да никак.

Законопроект перекладывает эту задачу на провайдеров. Для ее решения потребуется вложить колоссальные средства в обновление программной и аппаратной части. Затраты эти никогда не отобьются – эти затраты идут не на расширение дела, а на удовлетворение высеров мозга разных припадочных законотворцев. Развитие событий очевидно: чтобы не морочить себе голову, весь абонентский трафик признают облагаемым новым налогом, и все дела. Смотрит ли абонент бесплатное ip телевидение, работает ли по удаленному доступу на другой рабочей станции, ставит ли обновление для операционной системы, качает ли он лицензионную игру с какого-нибудь Steam и т.п. – весь этот трафик будет облагаем новым налогом. Повторюсь – просто потому, что выделить нелицензионный контент из всего объема трафика нереально. Пройдет ли такой законопроект или нет, вот в чем вопрос. Лично я даже не сомневаюсь, что он будет принят в первом чтении.

Естественно, провайдеры не захотят терять часть прибыли так же, как не захотели терять прибыль производители носителей информации. Ответный шаг очевиден: повысить тарифы на интернет, также как и в случае с оброком от нашего барина Н.С. Михалкова. Ненамного – на несколько десятков рублей. Для одного пользователя почти неощутимо, но учитывая количество пользователей Интернет в нашей стране – огромная сумма!

Далее складывается следующая картина. Допустим, вы зарегистрировались в itunes и купили любимую песню. Заплатили за нее один раз. Скачали ее – и второй раз. Не всю ее стоимость, конечно, но все равно уже переплатили. Потом вы купили плеер, чтобы послушать ее в дороге. Заплатили третий раз. Я не юрист, но мне кажется, что такая схема вполне подпадает под термин «мошенничество в особо крупных размерах».

Ты можешь спросить – неужели там сидят такие дураки, что никто этого не знает, и не видит всех последствий подобной «акции»? Отвечу: «там» сидят далеко не дураки, все всё видят и знают. Делается всё это абсолютно осознанно. Задача – определить, сколько еще можно выдоить из населения. Поэтому подобные поборы будут расти и расти, ведь если люди платят – значит, есть у них еще «жирок», предел прочности на разрыв еще не достигнут. Значит, можно доить дальше, под вопли о заботе о счастье нас, простых смертных. На очереди у нас – плата за отправку электронной почты, а там и до налога на воздух недалеко.

Так и живем.

PS. Пару лет назад на глаза попались данные, что 47% мирового Интернет трафика приходятся на обновления Windows.