пятница, 1 октября 2010 г.

«Хищники» («Predators»)

Фильм начинается с того, что некий мужчина в полной военной экипировке и в бессознательном состоянии падает с неба. В процессе полета он приходит в себя ровно настолько, чтобы успеть дернуть за кольцо. Кое-как приземлившись среди джунглей, дяденька, которого, как выяснилось, зовут Ройс встречает еще несколько подобных летунов. А именно: крутого русского с шестиствольным пулеметом, латиноса с двумя узи, тетеньку-снайпера, якудзу с мечиком, негра с пушечкой, уголовника с заточкой и бедного доктора со скальпелем. Вся честная компания пытается понять где они находятся и как сюда попали. Выяснилось, что каждый занимался своим делом, потом была вспышка, потом потеря сознания – и вот они уже падают с неба. Где они находятся – тоже выяснилось довольно быстро. Подняв глаза к небу, товарищи по несчастью увидели незнакомое небо с несколькими очень-очень крупными планетами. Пришло осознание, что все они находятся далеко не на земле.

А тут еще другая напасть. К героям пристают какие-то монстры-гончие псы, а затем одного за другим начали отстреливать неизвестным оружием инопланетные монстры. Ну то есть герои не знают, что это за монстры, но зритель предвкушает очередную охоту Хищников! Правда, выяснилось, что тетенька со снайперской винтовкой в курсе, что в 1987-м году произошла похожая ситуация в Гватемале, когда отряд наемников попал в переделку в джунглях, и в живых остался только один. Тот единственный выживший выдало описание твари, которое в точности совпало с персонажем, обнаруженным группой, привязанным к столбу в некоем подобии лагеря. Герои догадались, что неведомая сила собрала их на чужой планете чисто диких зверей, чтобы продвинутые инопланетяне могли на них поохотиться.

А тут еще на пути героев попался неизвестно на каких харчах отожравшийся Морфеус из «Матрицы», который уже 10 лет сидит на планете и прячется от Охотников. Морфеус проявляет гостеприимство и зазывает землян погостить в обломки инопланетного корабля, но переусердствовав с гостеприимством получает в рыло заряд из плазмагана от одного из Хищников. Оказывается, их тут целая банда! Дальше происходит много стрельбы-беготни, дуэлей, предательств и самопожертвований, в итоге почти все умерли, но и Хищников вздрючили по первое число! И только главные герои собрались улететь домой на космическом корабле, как с неба посыпалась новая партия дичи…

Фильм «Хищник» является моим самым любимым фильмом. Я его посмотрел, если мне не изменяет память, 57 раз. Продолжение «Хищник 2» тоже очень хороший фильм, я его смотрел раз 40 и даже сделал к нему правильный перевод. Я даже раз 10 читал книгу «Хищник 3» где Датч и Харриган – персонажи первого и второго «Хищников» - вместе с командой ФБР вступили в смертельную схватку с очередным Хищником на антарктической станции. Книга, кстати, отличная, автора зовут Артур Кварри, интересующимся вселенной «Хищников» настоятельно рекомендую к прочтению. Так что с тематикой Хищника я знаком глубоко, и к каждому новому творению Голливудской кинокузницы на эту тему отношусь крайне скептически. Основная проблема в том, что очередной дерзкий режиссер пытается экранировать историю, не вникая в суть проблемы, поэтому на выходе получается низкокачественная поделка, идущая вразрез с базовыми законами фантастической вселенной. Другими словами, на выходе получается отстой, в категорию которого можно записать фильм «Чужой против хищника» или отстой всех времен и народов «Чужой против хищника: реквием».

Идея скрестить вселенные «Чужих» и «Хищника» изначально зародилась у одного из мастеров по реквизиту фильма «Хищник 2». В конце фильма, когда герой Денни Гловера попадает на инопланетный корабль, он (и зрители) имеют возможность лицезреть охотничьи трофеи хищников, среди которых имеется и череп чужого. Спустя годы владелец прав на сериал компания «20 век фокс», вдохновленная идеей находчивого мастера-шутника, выпустила два фильма на эту тему. Основная проблема была в низком уровне качества картин, то есть пожалели денег на нормальный сценарий в надежде что пипл и так схавает. Однако пипл не схавал, фильмы провалились в прокате, но только после второй попытки студия поняла всю тщетность скрещивания двух самобытных вселенных. Решено было вернуться к истокам сериала.

Для возрождения «Хищника» студия сначала хотела привлечь режиссера оригинального фильма Джона МакТирнана, но он по какой-то причине отказался. Зато интерес к римейку выразил Роберт Родригес, правда, в процессе работы над картиной он решил ограничиться продюсерскими функциями, а режиссерский стульчик и режиссерский матюгальник передал никому не известному режиссеру Нимроду Наталю, на счету которого всего 4 фильма не считая двух короткометражек. Чем заслужил такую честь Нимрод – неизвестно.

Новый фильм производит на удивление приятное впечатление. На мой взгляд, дело здесь в том, что авторы проштудировали оригинальный фильм и понабрали из него кучу цитат. Герои, как и в первой части, с одинаковой интонацией шепчут «Over here» и «Turn around», рассматривают в трансе деревья с прячущимся в них Хищником и т.д. и т.п. Этому же способствует и скопированная с оригинального фильма музыка. Зритель, знающий оригинал наизусть, не менее десяти раз испытает радость узнавания. Думаю, ставка создателей была именно на это.

Потому что если взять лупу и начать пристально разглядывать фильм – глупостей в нем не перечесть. Основная проблема – авторы по сути наделяют Хищников человеческими способностями. У них это просто здоровые амбалы. Поэтому по версии авторов фильма Хищника можно убить, полоснув его пару раз самурайским мечом. А вот авторы персонажей в свое время заявляли, что у Хищника имеется три сердца, и что он может выживать даже при потере двух третей тела, и вопрос в этом случае решается имплантатами. А здесь: вжик-вжик и готово. Это коробит. Кстати, сцена дуэли Хищника с выдвижным ножом против якудзы с самурайским мечом – однозначно лучшая сцена фильма.

Вторая большая фишка, сильно портящая впечатление от фильма – это Хищник без доспехов привязанный соплеменниками к дереву (или тотему, пофиг). С какой стати его обидели подельники, за какое прегрешение они так с ним обошлись – неизвестно. Выглядит это абсолютно натянуто и глупо.

Было еще много претензий помельче, из разряда: откуда у российского десантника шестиствольный миниган, применяющийся на вертолетах американской армии. Естественно, это очередной экивок на первую часть киноленты, но там это хоть как-то объяснялось, да и отряд применял оружие, стоящее на вооружении армии США. Кстати, отдача у этого пулемета такая, что на съемках актера крепили специальной подпоркой к земле, иначе он просто улетал незнамо куда кверху жопой. Штука в том, что мне новый фильм более-менее понравился, поэтому в виде исключения, подробно разбирать все косяки я не буду. В этот раз – прощу и закрою на них глаза.

Про игру актеров в фильме такого жанра говорить особо не приходится. Тем не менее, удивил выбор интеллектуального актера Эдриана Броуди на главную роль. Хоть он и старается – на крутого вояку не тянет совсем. Миловидная тетенька снайпер – тоже полный мискастинг. Ну и совсем не на месте выглядел располневший Лоуренс Фишберн. Зато актеры на вторых ролях порадовали все без исключения, особенно Олег Тактаров, сыгравший русского вояку. Коронная фраза, обращенная к Хищнику: «Ну и рожа у тебя!». Язык так и чесался добавить «Шарапов!».

Фильм довольно увлекательный, и относительно бережно обращается с вселенной Хищников, так что простительно. Надеюсь, что авторы не скатятся до конвейерного клепания дешевых поделок-продолжений, а порадуют зрителей, может еще одним, но качественным фильмом. В наше время так не хватает качественных фантастических боевиков, что «Хищники», даже со всеми его недостатками – приятное исключение.

Любителям фантастики – рекомендую к просмотру. 50 раз пересматривать там нечего, но пару-тройку позырить можно.

PS. Кино смотрел на английском языке, поэтому про перевод сказать нечего. Однако, в оригинале довольно много нецензурной лексики, при просмотре в русском дубляже следует иметь это в виду.