суббота, 22 января 2011 г.

Поездка в Таиланд, часть 8

Мини Сиам

Для разнообразия культурной программы решил посетить парк миниатюр под названием «Мини Сиам». В парке на общей территории порядка двух квадратных километров расположены выполненные в уменьшенном масштабе разнообразные памятники архитектуры со всего света. Парк условно разбит на две части: европейскую и азиатскую. Условно – потому, что на территории европейской части расположена уменьшенная копия храмового комплекса Ангкор Ват.

Несмотря на то, что Ангкор выполнен в масштабе примерно один к пятидесяти – сооружение внушает. Возведение храмового комплекса потребовало колоссальных, просто неизмеримых человеческих усилий, средств и времени. И таланта. Перед Ангкором меркнут даже пирамиды и их дружбан сфинкс. Храмовый комплекс Ангкор Ват из всех древних сооружений еще и самый загадочный. Многие архитектурные приемы невозможно воспроизвести и поныне, несмотря на всю продвинутость современных технологий, а содержимое фресок до сих пор ставит в тупик историков и археологов. И если наличие на фресках славян с их бурыми медведями еще кое-как можно объяснить, то откуда три тысячи лет назад древние азиаты знали о существовании индейцев, танцующих у костров – загадка до сих пор. Ангкор Ват – очень, очень интересное место, я горю желанием увидеть его лично.

Кроме Ангкора европейская часть содержит копии Колизея, Эйфелевой Башни, собора Василия Блаженного, копию Статую Свободы и т.п. В европейскую часть вместе с Ангкором затесался еще и Иисус Христос, знаменитое изваяние которого установлено на скале в Бразилии. В азиатской части выставки располагаются в основном копии древних сиамских (тайских) и китайских храмов и дворцов. Был очень удивлен отсутствию миниатюры Тадж-Махала. В целом, Мини Сиам занятное место, потому что посмотреть все сооружения в оригинале трудно, но присутствовать на реальных местах гораздо интереснее.

Лой кротонг
После посещения Мини Сиама нас отвезли на плавучий рынок Паттайя. Другой плавучий рынок я посещал несколько дней назад по дороге на реку Квай. Там был настоящий плавучий рынок. Здесь же – развлекаловка для туристов. Зато на рынке дают ежедневное представление, включающее в себя азиатские танцы и театрализованный тайский бокс. Ребята относятся к делу серьезно, но допускают юмор и импровизацию, поэтому представление смотрится свежо и забавно. Действие разворачивалось прямо передо мной, до артистов можно было дотянуться рукой, что, несмотря на вечер, позволило сделать несколько отличных снимков. Представлением остался доволен.

В конце экскурсии после представления и последующего ужина на котором я отведал гигантских креветок. Креветки были поданы разрезанными вдоль. Если сложить две половинки целиком, креветка по размерам равна хорошему раку, только таких выдающихся клешней у нее нет. Подали их в жаренном виде со специями. По вкусу больше напоминало жареную рыбу, чем креветку.

Далее нас ожидал тайский ритуал запуска даров матери воде. Дар этот называется лой кротонг и представляет собой небольшой венок с воткнутой в середине палочкой благовония. Ритуал этот проводится по окончании сезона дождей, и жители таким образом воздают дань уважения духу воды за пролитую живительную влагу, позволяющую вырастить большой урожай. Лой кротонг требуется запускать в реку, чтобы течение унесло его в море или в это самое море напрямую. При спуске венка на воду следует загадать желание, но желание не чего-то материального, «40 штук, 40 штук, 40 штук», а что-то духовное. Если лой кротонг уплывет и не вернется, то желание должно исполниться, а если вернется назад, то это сулит несчастье.

Не буду подробно останавливаться на истории возникновения ритуала, вместо этого расскажу одну трагическую историю с ним связанную. В ноябре 2004 года в окончание очередного сезона муссонов жители, по обыкновению, спустили на воду огромное количество лой кротонгов. На следующий день случилось страшное: разыгравшийся ночью шторм принес большую часть венков обратно к берегу. Суеверные тайцы, вновь увидевшие свои лой кротонги, немедленно продали за бесценок недвижимость, побросали свои пожитки, что смогли, взяли с собой и скорей-скорей покинули обжитую местность. И как оказалось, не зря. Через неделю Таиланд накрыло мощное цунами: оно практически стерло с лица земли несколько островов, в частности курортные Пхукет и Пхи-Пхи, и лихо прошлось по береговой линии государства. Суеверие в этот раз не обмануло.

С этим цунами связана и личная трагедия королевской семьи. В этом катаклизме погиб родной внук правящего ныне Рамы 9-го, кронпринц и будущий король Таиланда. Родной сын короля по ряду причин не пользуется любовью населения страны, а внук был очень талантливым молодым человеком и, по словам знающих людей, наверняка бы стал сильным королем. Перед самой трагедией Рама 9-й встречался с Владимиром Путиным, и если на записях и фото этого события король представлял собой бодрого 78-летнего дедка, брюнета, то все случившееся надломило его. В течение недели он стал абсолютно седым, как-то одряхлел, стал все время болеть, и последние шесть лет не показывается на людях и в телеэфире. Цунами 2004 года – национальная трагедия тайцев, о которой они предпочитают не вспоминать. Нынешним кронпринцем объявлен другой внук Рамы 9-го, но ему сейчас всего 4 года, и что из него вырастет – неизвестно.

Аюттайя

На следующий день с утра пораньше отбыл на экскурсию в древнюю столицу тайского государства, город Аюттайя. Город, как и все тайское государство, образовался в результате череды войн древних азиатских народов. Тайцы изначально очень воинственная раса, поэтому во время расцвета древней Кхмерской империи частенько поступали на службу в армию кхмеров наемниками. С течением времени приток древних таев все усиливался, образовывались части полностью состоящие из таев, для их размещения строились отдельные городки. В результате в какой-то момент таи, как пригретая на груди змея, выступили против кхмеров, отгрызли у них часть территории и основали свое государство. Продвинутая во многих отношениях Кхмерская империя в ту пору пребывала в упадке. Молодому и амбициозному геополитическому тайскому образованию было все мало, и в итоге они вдули кхмерам по самое не балуйся, и даже захватили и разграбили Ангкор Ват. В честь великой победы тайцы немедленно основали новую столицу, назвали ее Аюттайя, что значит, непобедимая. Понастроили вокруг кучу храмов и стали жить поживать, да врагов нагибать.

Извечными врагами и конкурентами тайцев были бирманцы. В течение столетий они то и дело воевали с переменным исходом. То бирманцы придут, завоюют половину страны таев, все разграбят и осквернят все святыни, то наоборот. Плюс разнообразные внутренние дрязги и грызня за власть между членами королевской династии тоже не вносили порядка, поэтому в какой-то момент и это государство перестало существовать. Но свято место пусто не бывает: в результате очередной серии войн и междоусобиц образовалось королевство Сиам со столицей Бангкок, которое полвека назад было переименовано в Таиланд, то есть страна таев.

При посещении Аюттайи мы первым делом заглянули в королевскую резиденцию. Король не очень жалует Аюттайю, и не был здесь с 1996 года, но члены королевской семьи и даже жена королева бывают здесь регулярно. Естественно, они не обязаны оповещать слуг о своем визите, поэтому целый штат обслуживающего персонала содержит резиденцию в полной боевой готовности. Все время стелется свежее постельное белье, в холодильниках всегда полно свежей еды, везде стоят свежесрезанные цветы. Даже кондиционер никогда не выключается.

Здания резиденции выполнены в разных стилях: есть откровенно китайские сооружения, есть дворец в европейском стиле, а есть в русском – он-то и стоит все время «под парами». Плюс в наличии куча разнообразных служебных помещений: есть специальный домик, в котором их величества садятся на слонов, есть домик для королевского рафтинга и т.п. Есть даже обсерватория, которой пользовался Рама 4-й – самый ученый из королевской династии. Кроме того, на территории резиденции установлено несколько мемориалов безвременно почивших членов королевской семьи.

Здесь стоит остановиться поподробнее. Изначально, короли практиковали привлекательный образ короля батюшки. Например, была в королевском дворце специальная беседка с установленным колоколом, в который мог позвонить любой желающий, и король был обязан принять его и выслушать. Даже если пьяный среди ночи звонит, и спать не дает. Люди могли высказываться по любому поводу: один придет и скажет «Что-то налоги у тебя высоки, король, умерь-ка аппетиты», другой придет и скажет «Ой, как хорошо нам живется при твоем правлении». Нечто подобное сейчас практикует Медведев в Твиттере, вернее, делает вид, что практикует. А тогда все очно было.

А в какой-то момент под влиянием китайцев было принято решение сменить имидж с короля-батюшки на короля-бога. С владыкой и членами его семьи стало нельзя не то что разговаривать, а даже смотреть на него, не говоря уже о том, чтобы прикоснуться. За нарушение – штраф в виде казни самого провинившегося, его семьи и родственников, вплоть до тещ и троюрных шуринов, до седьмого колена. И что-то не слышно было недовольных, кричавших: «Тоталитаризм, даешь дераманизацию!». Это только Сталин тиран, остальные белые и пушистые.

Так вот. Века полтора назад на престол взошел Рама 5-й, Великий. Напомню, сейчас в Таиланде на престоле Рама 9-й. И тоже великий. Рама 5-й женился в 14 лет (тогда это было нормально), и очень любил свою 12-тилетнюю жену. Однажды жена эта добиралась водным путем в Аюттайю и каким-то образом выпала из лодки. Плавать она не умела, а даже если бы и умела, то пышные юбки вязали в воде ноги лучше любых пут. Билась-билась королева в воде, да так и утонула, и никто руки ей не подал. И не потому, что слуги уроды и злодеи, нет! Просто тому, кто решил бы ее спасти, пришлось бы дотронуться до королевы и даже потрогать ее за всякое. А наградой герою стала бы смерть. Ему и всей его семье и родственникам. В тот день в той лодке таких сорвиголов не оказалось. Рама 5-й был очень расстроен обстоятельством смерти своей молодой и любимой жене, и варварский закон отменил, а что случилось со свидетелями трагедии – история умалчивает. Сейчас смельчака дотронувшегося до короля ждет лишь длительное тюремное заключение. Особо отмечу, что в Таиланде конституционная монархия, но никто при этом подобные законы не отменяет, как не слышно недовольства пятой колонны. Такой вот культ личности. А один из мемориалов этой самой королеве и установлен.

После королевского дворца мы отправились в действующий храмовый комплекс Чаймонгхон. Это наиболее хорошо сохранившийся из древних тайских храмов. Посередине его стоит огромная башня, которая называется чеди или пранг. Такие башни строят в честь умерших великих деятелей. Обычные пранги, только маленькие устанавливают на кладбищах. Тайцы, как и многие азиаты, своих усопших кремируют, а прах разделяют на три части. Первую забирает себе на хранение семья, вторую развеивают над водой, а третью закладывают в выстроенную в честь этого события чеди. Вернее, раньше закладывали. Сейчас чеди строить перестали, иначе вся страна была бы уже застроена ими в два яруса.

Рядом с прангом установлена здоровенная статуя лежащего Будды, обладающая интересной силой: если взять монетку, приложить к ступням статуи (расположены вертикально) и немного подержать с усилием нажимая, то монетка приклеится. У меня с собой были только купюры, поэтому я экспериментировать не стал, но лично видел, как монетка приклеилась у нашего гида. Не намертво, естественно, чуть ее потревожишь, и монетка отвалится. Перед приклеиванием нужно загадать желание – если монетка приклеится, то желание сбудется. Периодически монахи собирают эти монетки и пускают их на восстановление храма. Вообще здесь очень много святынь выполняющих желания, я даже удивился. Естественно, что это все суеверия – если бы желания и правда выполнялись – Таиланд давно бы правил всем миром и его окрестностями.

Далее мы отправились на обед в приличный аюттайский ресторан. Нашей группе было выделено несколько столиков на четверых человек, и я, будучи один, подсел к паре средних лет. Пожелали друг другу приятного аппетита, и тут у них началось: «Ой, че-та нам воды не дали. Вместо ножа две вилки положили. Васаби не острый. Суп пресный. Что, ананасы гнилые? Воду принесли – холодная слишком, замените. Заменили на теплую – налили, наверняка, из-под крана». И так далее. Под конец меня просто подмывало сказать им, какие же они весельчаки. Граждане, ау! Вы приезжаете к черту на рога за васаби и ножом, или мир посмотреть? Что за непрекращающийся негатив? Откуда это вечное всем недовольство? Не дали тебе нож – ешь ложкой, вилкой, руками, в конце концов. Кусай от целого! Не вкусно – не ешь, иди, возьми то, что вкусно, чай денег за обед не берут. Ничего не нравится – ничего не ешь, стройнее будешь! Вокруг столько всего необычного и интересного, другая жизнь, другой мир, другие нравы: смотри, впитывай, мотай на ус! Нет, мы будем ныть, и даже в раю будем чем-нибудь недовольны. Аппетит и настроение сладкая парочка испортила мне на корню. Зачем желали? В дальнейшем от пропитанных негативом соотечественников держался подальше.

После обеда поехали смотреть на руины древних храмов, над которыми основательно поглумились бирманцы. Тротила тогда не было, но все драгоценности поотрывали и повыковыривали, что горело – пожгли, что не горело – поломали. Статуям Будд посбивали головы и увезли с собой. Некоторых порубили напополам, интересно чем. Не смотри, что сами буддисты! В общем, оскверняли храмы основательно, стараясь так нагадить в душу, так демотивировать врага, чтобы тайское государство никогда больше не подняло головы. Нечто подобное последние четверть века происходит и у нас в России. Кто думает, что холодная война давно закончилась – тот очень сильно заблуждается.

Храмы тогда были не такие как сейчас, даже из тех, что тайцы восстановили. Тогда все отделывалось золотыми пластинами и драгоценными каменьями. Даже брусчатку храмовых дорожек – и ту делали из золота. Сейчас, конечно, о таком богатстве можно только мечтать.

Одной из местных достопримечательностей является голова Будды, торчащая меж корней дерева ботхе, или, по-нашему, баньяна. Никто точно не может сказать, откуда она там взялась, выковыривать тоже не спешат – так даже интереснее. Выглядит психоделично, немного похоже на обмазавшегося глиной и прячущегося от Хищника среди корней похожего дерева Шварценеггера.

В конце экскурсии нам показали один полностью восстановленный храм. Восстанавливали его на личные деньги выделенные королевой ныне действующего короля. Храм небольшой, но высокий. Внутри восседает огромный, метров 10 в высоту золотой Будда. Не думаю, что он из настоящего золота сделан, скорее всего, покрашен золотянкой. Может быть, применили сусальное золото. Но все равно выглядит внушительно. Кстати, во времена Николая 2-го Россию посетил с официальным визитом Рама 5-й. Вообще, покинуть родную страну для любого тайца это настоящая трагедия – такие они домоседы. Но политика обязывает идти и не на такие жертвы. Для Рамы 5-го в Петергофе была построена специальная резиденция, которая, по прошествии почти сотни лет, пришла в закономерный упадок. В 2004-м году королева Таиланда опять-таки из личных средств выделила 60 миллионов бат на реставрацию резиденции Рамы 5-го. Отчета о проделанной работе королева не получила до сих пор. Полагаю, бюджет осел в чьих-то карманах, в нашей лучшей традиции, а до восстановления дела никому нет. Таиланд далеко, королева старенькая, авось обойдется.

Каменный цветок

На последний день моего пребывания в Таиланде я записался на экскурсию под названием Каменный цветок. Я так до конца и не понял, почему она так называется, и это была, пожалуй, самая странная из экскурсий. Впрочем, обо всем по порядку.

Вначале мы посетили одну из смотровых площадок города примечательную тем, что рядом с ней проживает огромная толпа мартышек или макак крабоедов, так будет правильно. Крабоедами они зовутся потому, что живут рядом с морским побережьем и ловили тусующихся рядом крабов. Сейчас уже не ловят – туристы закармливают их так, что к обеду они уже встать не могут, поэтому гоняться за крабами им на фиг не нужно. Обезьяны дикие, живут на воле, поэтому ведут себя отвратительно. Мало того, что жрут в три горла, так еще и воруют всякое. У нашего гида как-то сорвали с шеи цепочку, а одна девочка неосмотрительно оставила пакет с вещами – так мартышки его сперли и распатронили. Лежащий в пакете фотоаппарат метким броском был отправлен на камни, где и приказал долго жить, а трусы и прочее белье было умело развешано на ближайших деревьях. Впрочем, это происходило не в мой визит, при мне макаки пытались сорвать у парня с шеи солнцезащитные очки, уронили их на землю, и парень успел подобрать их раньше обезьяны. Поэтому я, следуя инстинкту самосохранения, фотоаппарат повесил через руку и крепко держался за карманы заполненные деньгами и айфонами. Наконец, мы покинули негостеприимную площадку.

Далее наш путь проходил через храм, главной достопримечательностью которого являются изваяния, изображающие ключевые моменты жития Будды, а также китайский ад. Фигуры китайского ада изображают различные истязательства личностей, совершавших в жизни определенные грехи. Совершившим аборт тетенькам демоны кромсают половой орган, пьяниц топят в вине, сквернословам и врунам оттягивают язык до пупа, ворам отрубают кисти рук. Много, много всякого разного демонстрируют изваяния. Зрелище немного стремное, дети пугаются. Хотя Босх рисовал покруче. В этой же экспозиции представлены двенадцать символов китайского календаря, по каждому на год. Тоже интересные статуи – всякие демоны и просто уроды ездят на мифических животных. С десяток статуй показывают различные тайские пословицы. Гид сказал, что их пословицы часто очень похожи на наши, русские, но я ни одной поговорки из того что изображают статуи не узнал. Был там еще длинный ряд статуй простых людей, но что они символизируют, я не знаю. Смысл этой экспозиции в целом для меня тоже остался непонятен.

После чудного монастыря мы отправились в местный институт океановедения, при котором функционирует океанариум. Там в большом количестве представлены рыбы, коих я наблюдал на коралловых рифах в Египте, всякие скаты, несколько небольших акул, морских черепах и лобстеров. Все это я уже видел и раньше, а лобстеров даже ел. В новинку для меня был только аквариум с морскими коньками. Прикольные звери.

В окончание экскурсии мы, наконец, добрались до храма, именуемого Каменным цветком. Почему он так называется, я не понял, на цветок он совсем не похож. Скорее тянет на увеличенную в несколько раз шестиугольную беседку, которые многие дачники возводят у себя на участках. Храм этот выполнен в китайском стиле, внутри его сидит китайский Будда, окружают его китайские львы Сингхи, змеи, рыбы и аисты. Львы здесь – защитники, аист – символ спокойствия, змея – мудрость, а что символизирует рыба, я не запомнил. Внутри храма играет однообразная заунывная мелодия через несколько минут начинающая сверлить мозг, поэтому я оттуда быстро ретировался.

Недалеко от храма Каменного цветка располагается большой открытый бассейн, в котором плавают морские черепахи. Черепахи крупные, со здоровый таз. Плавают медленно, лениво, периодически высовывают нос, чтобы глотнуть воздух. В палатке по соседству можно купить хлеб покормить живность, но, судя по обилию плавающего в бассейне мякиша, черепахи обожрались не хуже обезьян, и покупка хлеба будет пустой тратой денег.

На таком вот небольшом спаде закончилась моя экскурсионная программа по Таиланду. Некоторые экскурсии довольно проходные, и на них можно забить. А непосмотренного осталось еще куча всего, например, недалеко от Паттайя есть огромный зоопарк – самый крупный в мире зоопарк, где животные живут в условиях максимально приближенных к естественным. Там даже сафари проводятся. Но лично мне интереснее всего посетить Ангкор Ват, но он находится на территории современной Камбоджи. Так что придется сюда еще раз ехать, может даже не один. :)

PS. Если вас интересуют какие-то особые вещи, типа, что пил, что ел, пишите вопросы в камментах, я постараюсь ответить.

Оглавление:
Поездка в Таиланд, часть 1
Поездка в Таиланд, часть 2
Поездка в Таиланд, часть 3
Поездка в Таиланд, часть 4
Поездка в Таиланд, часть 5
Поездка в Таиланд, часть 6
Поездка в Таиланд, часть 7
Поездка в Таиланд, часть 8
Mini FAQ о поездке в Таиланд
Фотоотчет о поездке

5 коммент.:

апролапр комментирует...

На тайский массаж ходил?

евГений комментирует...

С массажем не сложилось. Немного не рассчитал с деньгами. К тому же там этих массажей столько, что непонятно что считать традиционным тайским. :)

апролапр комментирует...

Говорят, что "Семь красок" один из лучших. Есть в Москве и подмосковье.

апролапр комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
евГений комментирует...

А что такое "Семь красок"?