понедельник, 21 февраля 2011 г.

«Каменная башка»

Фильм повествует о бывшем боксере по имени Егор в исполнении Николая Валуева. Впрочем, Егора по имени никто не зовет, а все кличут его Каменной башкой за его устрашающую внешность и непробиваемую боксерскими ударами голову. В прошлом Егор подавал большие надежды в боксе: он выиграл не один турнир, завоевал не один кубок и медаль. Однако блестящее будущее боксера профессионала перечеркнула автокатастрофа, в которой погибла жена Егора, а сам он получил очень серьезные травмы. Потеря жены жестко ударила Каменной башке по психике: он забросил бокс и полностью ушел в себя. На все это наложилось неизлечимое заболевание: воспаление нервных окончаний, в результате чего Егор начал страдать тяжелыми провалами в памяти и превратился практически в «овощ». Из близких людей у него остались только пожилой тренер и названный брат с криминальным прошлым и настоящим. Братишка Егора содержит публичный дом и проводит нелегальные боксерские поединки.

Однажды ему предложили провести матч реванш между Егором и нынешней звездой подпольного бокса. В результате рождается хитрый план: раз Егор толком ничего не помнит, то надо подослать к нему толковую шлюху, которая будет выдавать себя за его жену и заставит снова тренироваться. Однако никто не мог предположить, что шлюха воспылает к Каменной башке высокими чувствами…

«Каменная башка» это производственная драма о жизни бывшего боксера. Главной фигурой фильма, затмевающей все и вся, стал профессиональный боксер Николай Валуев. Кто-то может сказать, какой же из этого монстра актер? Отвечу: Николай Валуев – гениальный актер, калибра Арнольда Шварценеггера. Но также как и старина Арнольд, Николай гениально играет только одну роль – самого себя. Ничего особого не требуется: ходи туда-сюда с отсутствующим выражением лица, иногда поори, иногда поулыбайся, иногда побоксируй. Николай справился с поставленной задачей на «отлично». Мне Егор очень сильно напоминал Гомера Симпсона после лоботомии.

Остальные актеры тоже хорошо справились с поставленной задачей. Оксана Фандера очень убедительно сыграла всю гамму эмоций и чувств, через которые проходит ее героиня на протяжении фильма. Также порадовал дяденька, изображавший брата Егора – редкостный мерзавец получился. К сожалению, не запомнил, как зовут актера. Также хорошо постарался режиссер Филипп Янковский – фильм получился очень атмосферным. Это то, что мне в фильме понравилось.

Далее о том, что вызвало нарекания. Самые большие претензии у меня возникли к сценарию. Действие вроде как происходит в настоящем, однако, все персонажи будто все еще живут в «лихих 90-х». Прикид, манера речи, методы работы – все взято у бандитов начала 90-х годов прошлого века. В конце 2000-х выглядит это чересчур чужеродно. И вообще: почему если мы снимаем драму, то обязательно про героев в бандитском окружении? Отечественного колориту добавить? Но если у нас в кино обойтись без бандитов нельзя, то можно было бы сделать их более человечными. А в «Каменной башке» все герои черно-белые. Если отрицательный герой, то это мерзейшая тварь, ничего человеческого. Если положительный герой, то прямо агнец божий – настолько положительный. И даже шлюха – она не шлюха вовсе, просто ее вынудили обстоятельства: у нее дома есть нечего, и сын аутист в детской психбольнице сидит. Из-за таких вот контрастных героев вера в правдоподобность происходящего на экране резко падает.

Кроме того, есть претензии к манере съемки. В 2008-м, когда снимали фильм, наступила мода на ручную камеру в российском кинематографе. Съемку с рук применяли где надо и где не надо. Вот сидят герои за столом, обедают, а камера (зритель) вроде как сидит за столом с ними. Оператор стремился к эффекту присутствия, но камера трясется так, будто зритель (соучастник происходящего) бьется в припадке. Я не призываю использовать исключительно камеру на штативе прибитую гвоздями к полу, но нужно же меру знать! Ручной камерой хорошо снимать действия в динамике, а когда два человека мирно беседуют в комнате – здесь она на кой?

Ну и главная претензия к фильму: почему не было ни одного боксерского поединка с участием Валуева? Пара тренировок в зале на полминуты экранного времени – вот и весь бокс, продемонстрированной Николаем. На кой хрен вы его вообще позвали? Ради финальной разборки с бандюгами? Так там никакого бокса, обычный махыч в стиле того же Шварценеггера.
Хотели показать монструозного амбала? Неужели не смогли найти здорового парня да загримировать? Дешевле обошлось бы. Приглашать звезду профессионального бокса на главную роль в фильме, где бокса нет – смысл сего для меня покрыт тайной.

Но, в общем и целом, фильм мне понравился, хотя он производит несколько гнетущее впечатление. Любителям драм и трагедий следует приобщиться, а тем, кто надеется увидеть хороший фильм про бокс, лучше пересмотреть классический первый «Рокки» или недавнюю «Девчонку на миллион». Именно этими картинами вдохновлялись создатели, но достичь уровня хотя бы одной из них у наших кинематографистов не получилось. А жаль, у них были для этого все возможности.