понедельник, 14 марта 2011 г.

«Трон: наследие» («Tron: Legacy»)

У мальчика Сэма Флинна папа – гениальный ученый кибернетик Кевин Флинн, создавший в 80-х годах прошлого века самую настоящую виртуальную реальность. Он все время пытался представить себе, как перемещаются в компьютере потоки данных, и на что они похожи. Ну и в один счастливый день – представил. В его новую реальность можно перенести телесную оболочку с помощью уникального лазера и свободно распространяемого ПО на основе Linux. Первым делом в помощь себе Кевин создал виртуального двойника по кличке Клу и защитника-антивируса Трон. Вместе с Клу, Флинн-старший начал наполнять пустую виртуальную вселенную: изобретатель генерировал идеи, а в обязанности Клу было доведение их до совершенства. В реальном мире ученый основал корпорацию Элком, которая разрабатывала и распространяла программное обеспечение по бизнес-модели Microsoft. Папаша Флинн никогда такую модель не приветствовал и, как настоящий линуксоид, настаивал на том, что информация должна быть доступной для всех. До кучи изобретатель настрогал себе сынишку, и когда тому исполнилось 8 лет – бесследно исчез.

Прошло некоторое время, сынишка Флинн вырос. Являясь обладателем контрольного пакета акций корпорации отца, он, тем не менее, поддерживал идеи всех линуксоидов. Поэтому управлением делами компании Элком он не занимался, а только пакостил, пробираясь паркур-style в святая святых – серверную, тыря дистрибутивы новой операционной системы с помощью смартфона Nokia C7, и выкладывая их в свободный доступ в Интернет. Такое поведение никому в совете директоров не нравилось, за исключением старого друга Флинна-старшего Алана, являвшегося по совместительству исходником для создания Трона. Попытке остановить покражу интеллектуальной собственности пытался противостоять главный программист компании Элком, для чего даже ввел в терминале unix команду «ps –ef|grep». Но мощному напору Сэма с его Nokia C7 все нипочем, и дистрибутив таки попадает в Сеть, откуда его немедленно скачивают миллионы пользователей. Линуксоиды и прочие любители халявы ликуют – по зловреной корпорации нанесен очередной убедительный удар, демонстрирующий все прелести freeware. В свободное от краж со взломами время, Сэм, в свои 27 лет, судя по всему, занимается исключительно тем, что гоняет на отцовском мотоцикле Ducatti туда-сюда. Непонятно правда, на что он живет, но явно не на доходы с акций компании, которую он так успешно подрывает изнутри.

Однажды на пейджер человеческого прототипа Трона приходит сообщение от Флинна-старшего с указанием адреса его старого зала игровых автоматов, стоящего со времен его пропажи забытым-заброшенным. Сэм отправляется по указанному адресу и находит секретную каморку папы Карло за холстом с нарисованным очагом папы Флинна за игровым автоматом «Змейка». В каморке обнаруживается работающая компьютерная аппаратура – за прошедшие 20 лет даже ни разу не зависла. Сэм вводит две секретные хакерские команды «su root» и «bypass password», логинится на раз и включает стоящий за спиной чудо-лазер. Лазер не долго думая, отправляет Сэма в вонучую даль в виртуальную реальность отца.

По прибытии в место назначения, Сэма, осознавшего, что все рассказы отца – правда, немедленно арестовывают, переодевают и отправляют сражаться на гладиаторскую арену. Ловко применяя навыки, полученные при проникновении в стены родной корпорации, Сэм побеждает всех своих оппонентов, и только главный чемпион ставит распоясавшегося подростка на место. А из секретной правительственной ложи за боями наблюдает съехавший с глузда Клу, заделавшийся в ВИ главным злодеем. Оказывается, Клу сумел обратить Трона в свою новую веру и заточить Флинна-старшего виртуальной реальности, и теперь тот сидит в убежище в горах за городом и ждет своего часа. Теперь Сэму предстоит победить Клу и вызволить отца и его лучшее творение – девушку изоморфа Куорру из плена виртуальной реальности…

Как многие, должно быть, знают, фильм «Трон» 1982 года выпуска стал первооткрывателем эпохи компьютерной анимации в кинематографе. Тогда основной технологией создания спецэффектов была комбинированная съемка, когда на натурные съемки накладывали мультипликационные эффекты. Для того времени, технологии примененные при создании «Трона» были фактически прорывом, новым словом в кинематографе. Сюжет там являлся, по сути, приложением к демонстрации супер-современных технологий создания спецэффектов. Однако, компьютерная анимация была очень трудоемкой и ресурсоемкой для аппаратного обеспечения той эпохи, поэтому всерьез ее стали применять только в самом конце 1980-х.

С тех пор прошло уже почти 30 лет, и кинематограф в техническом плане ушел очень далеко вперед, и уже в связи с этим, смысл производства сиквела «Трона» был для меня неясен. Не настолько уж это раскрученная торговая марка, чтобы снимать продолжение – не «Пираты Карибского моря», какие-нибудь. Кстати, трейлер четвертых «Пиратов» записан в рекламном блоке на Blu-ray. Оправдать производство фильма можно было двумя причинами: либо создатели взяли очередную никому не доступную планку качества, совершили очередной технологический прорыв, либо на основе сюжета первой части, был написан глубокий и качественный сценарий с захватывающим, драматическим сюжетом и т.п. При мощной, но возможно не самой передовой спецэффектной поддержке, разумеется. Иначе «Трон» не был бы «Троном». Посмотрим, что из этого вышло.

Получился ли графический прорыв? Нет. С точки зрения спецэффектов – неплохо, но не более того. Какой-то сложной высокодетализированной графики а-ля «Трансформеры» здесь нет. Природных красот а-ля «Аватар» нет тем более. Выделяются два момента. Первое: упор сделан на футуристичный киберпанковский дизайн, и с этой точки зрения фильм смотрится красиво. Второе: омоложенный на 20 лет компьютерный Джефф Бриджес. Чтобы показать, что за прошедшее со времен первого «Трона» Клу ничуть не состарился, пришлось рисовать его на компьютере, применив технологии «Последней фантазии» более чем десятилетнего возраста. В картине есть несколько любопытных графических находок, типа «огня» в камине в убежище Флинна-старшего. Но никакой шедевральной графикой, которую можно было бы назвать «новым словом» в «Трон: наследие» и не пахнет.

С выходом «Аватара» стало ясно, что забороть Джеймса Камерона на ниве спецэффектов сегодня не может практически никто. За исключением, возможно, Майкла Бэя с его очередными «Трансформерами», да Питера Джексона, если он возьмется за ум и перестанет снимать всякую дрянь. Но это все матерые человечищи, а «Трон: наследие» снимал никому не известный Джозеф Косинский, на счету которого не было до этого ни одного фильма! Наследил, базара нет. На какой результат рассчитывали продюсеры, сажая в режиссерское креслице зеленого юнца – непонятно. Как дебютанту доверили 170 миллионов долларов бюджета – тем более ума не приложу.

Может, создатели наваяли захватывающий и драматический сюжет и сценарий, и получился крепкий фантастический блокбастер? Нет – и здесь мимо кассы. Я очень не люблю привносить негатив в мой позитивный мир, как говорил один из героев фильма «8 миля». Но чем больше я размышлял над просмотренным фильмом для написания рецензии, тем в большее приходил раздражение. Дальше по тексту пойдут мои обыкновенные занудствования про дурости в сценарии – тем, кому неинтересны детали, можно проматывать в конец заметки и читать заключение.

Начнем плясать от печки. Неочевидна мотивация Сэма Флинна вламываться чисто ниндзя в здание своей корпорации и тырить дистрибутивы. Может, было бы лучше не заниматься годами всякой херней, а ходить каждый день на работу и, как главному акционеру, влиять на стратегию работы компании? Если он так ратует за свободное ПО, то можно было бы, например, выпускать бесплатные версии Elcom OS с облегченным функционалом и дополнительными платными сервисами? Но он не ищет легких (вернее трудных) путей – он раз в год забирается в здание и крадет софт. Зачем? Не знаю, наверное, хочет первым в мире выложить дистрибутив в торренте, чтобы большой рейтинг заработать.

Абсолютно непонятно, что все эти годы Флинн-старший делал в ВР. По его словам, он боролся с Клу, и чем сильнее боролся, тем круче Клу становился. Поэтому он решил бездействовать в знак протеста. В чем проявлялась борьба? В том, что он отбил тетеньку Куорру когда ее хотели уничтожить вместе с остальными изоморфами? Что еще? Неизвестно, создатели не потрудились раскрыть это зрителям.

Неплохо было бы получше объяснить появление изоморфов, ведь это одна из ключевых вещей в фильме. Объяснение: «это было чудо» откровенно лажовое, и выглядит исключительно как лень сценариста! Елки-палки, ну неужели нельзя было проявить хоть немного фантазии? Например, применить теорию эволюции Дарвина к виртуальному миру, а не ограничиваться банальным креационизмом. Тем более в одной из сцен нам показали, что изоморфы обладают ДНК. Кевин Флинн называл их своим даром человеческой расе, поэтому очень горевал, что их всех за одним исключением уничтожили. Так в чем, черт побери, их уникальность и польза человечеству? Нет ответа.

Клу тоже хорош. Неясно, чем изоморфы так не угодили Клу, что он устроил изоморфоцид. Зачем он столько лет ждал, чтобы заманить в ВИ сына Кевина? Типа ждал, пока тот подрастет и заматереет? Но неужели нельзя было заманить кого-то еще, того же Алана, прототипа Трона, чтобы своим переходом в ВР он открыл портал для прихода Клу в реальный мир? Или почему он все это время бездействовал, и не искал убежище Флинна-старшего, коли он ему был настолько нужен для перехода? И вообще, зачем было раскрывать свою плохую личину и удерживать силой Кевина в ВР, если тот шастал туда-сюда через открытый портал? Подкараулил бы его в один такой раз и перешел бы в реальный мир вместе с ним.

Самое же загадочное в фильме – это диски, которые каждый обитатель виртуальной реальности обязан носить на спине. Вроде как это вместилище всей личности в т.ч. памяти человека, то бишь программы. Казалось бы, отними у него диск – и человек превратится в безмозглую куклу, а программа будет сброшена на дефолтные настройки. Но это можно было бы применить в хорошем сценарии. А здесь что? Народ диски и передает друг другу туда-сюда без каких-то неудобств, и даже как оружие использует, кидаясь ими на арене. Совместить вместилище виртуальной личности с метальным оружием это, безусловно, главная находка сценаристов. Но в чем их ценность, что они так за них трясутся?

Фильм изобилует и чисто техническими глупостями и нестыковками. Не знаю, зачем с помощью Элком было делать мощный намек на Microsoft, зачем было выводить образ бездушного корпоративного монстра, а семейство Флиннов – борцами за свободное ПО, чисто линуксоидов. Но это ладно – но когда главный разработчик пыталтся остановить кражу софта, вводя линуксовые команды – здесь у меня произошел разрыв шаблона! В «Microsoft» используют «Linux»? Я очень сильно смеялся. Если же их Elcom OS построена на ядре Linux, то непонятно, чего так парится Сэм? Есть куча платных дистрибутивов Linux (Suse), есть бесплатные (Ubuntu), и они неплохо сосуществуют. В чем тогда интрига-то? Кстати, папаша ратовал за свободный доступ к информации, а сынишка борется за свободную ОС. Тот факт, что информация и операционные системы – вещи несколько разные, создателей фильма ничуть не беспокоит.

Собственно, в «Троне» все, что касается информационных технологий, ничего кроме смеха не вызывает. Я еще могу понять, когда такую лажу показывают в спинномозговом боевике, но когда кино про айтишников – это уже за гранью. Венцом дурости здесь конечно является сцена подключения смартфона Nokia к серверному юниту, выдернутому из стойки. Ну даже пускай он подключился: но скачать за пару минут дистрибутив операционки и через тот же смартфон выложить ее в Интернет – это должен быть очень крутой смартфон. Чую, на Windows Phone 7, не иначе.

Едем дальше. Кевин Флинн утверждал, что время в разных средах течет по разному, и минута в реальном мире – это час в виртуальном. Но проведя 20 реальных лет в виртуальной реальности, он состарился на 20 лет. А должен бы уже давным-давно умереть. Если же он, благодаря своим способностям, затормозил процесс старения, то почему не остановил его совсем? Ведь в реальном мире его тело отсутствовало! И зачем он – создатель – мира сделал его таким? Вечная ночь, тучи зловещие веют над ними, и только костюмы светятся голубым или оранжевым. Вот если бы я был архитектором виртуальной реальности – я бы забацал виртуальную природу а-ля остров с рекламы Баунти, чтобы туда было приятно возвращаться и проводить столько времени. А здесь – чистый Мордор с люминесцентной подсветкой, сплошной мрак и негатив. Этот изобретатель – не смотри что гений – даже солнце не догадался смоделировать. Зато непонятно зачем смоделировал обед: поросенка с яблоками, стручковой фасолью и какими-то стремными светящимися голубыми напитками. Я привез из Таиланда специальный чай, борющийся с выпадением волос. У него такой же голубой цвет, когда заваришь – только что не светится. Наверное, это тот же самый чай, вон Кевин Флинн какой волосатый и бородатый чел.

Вернемся к костюмам. Лично я не понял, почему некоторые светились голубым цветом, а некоторые – оранжевым? Друг, с которым я смотрел кино, выдвинул очень разумную гипотезу, что оранжевые – это военные и полицейские, а голубые – это гражданские. Похоже на правду, но меня очень коробит мысль, что ни на один из поставленных – не особо заумных – вопросов, типа вопроса о расцветке обитателей ВР, создатели «Трон: наследие» не потрудились дать хоть какое-то объяснение. А если и были попытки что-то объяснить, то герои обычно несли откровенную пургу. Но даже разумную теорию с полицейскими и гражданскими авторы в конце фильма собственноручно прихлопнули как муху. Когда Клу замочил Трона, тот упал неподвижный в воду, и пока шел ко дну, поменял подсветку с оранжевой на голубую. Понятно, что неспроста, непонятно – что хотели этим сказать. Трон - дезертировал?

Ну и самый большой вопрос: почему фильм называется «Трон», если Трон в нем даже не второстепенный, а третьестепенный персонаж??? И так у них все. Можно еще долго описывать маразм творящийся на экране, но, думаю, для получения четкой картины и этого достаточно…

Как всегда пару слов посвящу актерской игре. Исполнитель роли Сэма Флинна мне неизвестен и абсолютно ничего не продемонстрировал. Запомнился лишь тем, что похож на резидента Comedy Club Тимура «Каштана» Батрутдинова. Отличный актер Джефф Бриджесс здесь чисто для мебели – играть ему абсолютно нечего. Иногда погрустит, иногда порадуется, иногда покричит – и все. Дополнительно он озвучивал персонажа Клу, но поскольку я смотрел кино в дубляже, оценить работу старины Джеффа оценить не смог. Кстати о дубляже – вполне неплохо, хотя пару раз попадался откровенный yoda-style.

Здесь уже можно задать вопрос: неужели в фильме все плохо, нет ни одного светлого момента? Отвечаю – есть! Это исполнительница главной женской роли Куорры Оливия Уайлд – Тринадцать из «Доктора Хауса»! Шесть лет мы смотрели «Хаус» и не могли понять, почему там одна и та же заставка со списком актеров, которые в 4-6 сезонах почти не снимались. В 7-м сезоне заставку переделали, и включили Оливию Уайлд в список актеров на постоянной основе (а не в «guest starring»). А она взяла да сбежала из сериала сниматься в «Троне», а дальше ее ждет роль Лары Крофт, и скорее всего, к Хаусу она уже не вернется, если только появится в какой-то одной серии. Жаль. Но если в «Хаусе», Тринадцать все три сезона ходила с одной и той же прической в одном и том же халате, то в «Троне» она – в обтягивающем латексном костюме, с отличной прической и макияжем и постоянно удивленными, полными невинной детской чистоты глазами - чудо как хороша! Роль Оливия играла, конечно, безобразно, но с экрана он нее так и пыхало сексуальностью! Что характерно, в «Докторе Хаусе» она такое впечатление как-то не производила, не считая одной лесбийской постельной сцены, зато выглядела аутентично. В общем, несмотря на дрянную актерскую работу, за Куорру в «Троне» я готов простить создателям всю тупизну, творящуюся на экране на протяжении более двух часов. Жалко только, что Тринадцатой не дали побольше экранного времени, и не было ни одной постельной сцены – это просто преступление!

Нужно упомянуть о еще одном моменте, к фильму прямого отношения не имеющего. Перед просмотром зрителям выводится предупреждение, что фильм нарезан из двух версий: стандартной кинотеатральной и IMAX, отличающимися размерностью экрана. Т.е. часть эпизодов идет с размерностью 2.35:1, а часть – 16:9. Одновременно скачет и цветовая гамма: с более холодной кинотеатральной к более теплой IMAX. В двух местах склейки это очень сильно заметно. И это – лицензионный Blu-ray, стоящий, между прочим, более 1000 рублей. Барахло фильм + барахло запись + непомерная цена – вот наш рецепт борьбы с пиратством. После таких подстав становится сложно аппелировать к совести людей, качающих фильмы с торрентов.

Подведу итоги. «Трон: наследие», несмотря на легендарное имя предшественника, оказался тупой поделкой, красиво оформленной высокобюджетной пустышкой. Если бы не гарна дивчина Оливия Уайлд - был бы полный отстой. Кинишку можно посмотреть разок в компании под пиво, отключив мозг, как и многие фантастические боевички. Проблема в том, что «Трон: наследие» позиционировался вовсе не как рядовой боевичок, а как мега-продолжение культового фильма. На эту высокую должность фильм не тянет даже близко. Самое интересное, что приложив некоторое количество фантазии и немного старания, сценарий вполне можно было вытащить из болота глупости, в котором он погряз. В связи с чем, у меня есть предложение к Голливудскому обкому: присылайте сценарии своих громких фантастических проектов мне на рецензирование. Я за два дня нагенерю вам достаточное количество идей и подсказок, чтобы вы смогли избежать того обилия глупостей и несуразностей, которые я увидел в «Троне», «2012» или в «Терминаторе: да придет спаситель», например. Могу поспорить, тогда будут выше и кассовые сборы и рейтинги на imdb, тогда же пойдут номинации на Оскара не только в категории «Лучшие спецэффекты».

Беру недорого.