четверг, 7 апреля 2011 г.

Национальная Программная Платформа

Наше любимое правительство приняло очередную национальную программу: создания национальной программной платформы. По этому поводу на www.cnews.ru опубликовали большую статью. Приведу ее эпиграф:

«Одним из главных результатов создания в России национальной программной платформы станет обеспечение технологической независимости страны в сфере ИКТ. Предполагается, что отечественные компании в ближайшие годы создадут широкий спектр собственного ПО – от операционных систем до технологий поиска и виртуализации»

Ссылка на заметку

Давно не брал я в руку шашку, но тут нарисовался отличный повод. Я уже подробно разбирал подобное ура-патриотическое начинание, мелькавшее в прессе. Но тогда инициатива шла от двадцатилетнего дурачка, а здесь все серьезнее: правительственная комиссия подготовила программу, ВВП утвердил. Чем серьезнее замес, тем серьезнее будет «разбор полетов».

Я просто обожаю критиковать подобные начинания. Частично это связано с тем, что приятно попинать лежачего, но в основном потому, что такие вот программы разрабатывают правительственные комиссии, ничего в этом не смыслящие. Почему я так решил – будет понятно далее. Рассмотрим тезисы поподробнее.

«Среди целей НПП перечисляются импортозамещение, национальная безопасность, ликвидация отставания в уровне использования ИТ в экономике и повышение конкурентоспособности отечественных разработок на мировом рынке.»

Импортозамещение

Начнем с того, что такого слова в русском языке нет. Но смысл начинания понятен: заменить импортную продукцию ИКТ отечественными аналогами. Если я правильно понимаю, ИКТ здесь означает Информационные и Телекоммуникационные Технологии. В рамках ИТК мы импортируем два вида продукции: аппаратное и программное обеспечение. Причем в подавляющем большинстве случаев одно идет в комплекте с другим. НПП предполагает замещать исключительно ПО, а hardware упоминается вскользь где-то в конце списка.

Другими словами: предлагается разработать новый парк программного обеспечения под чужую аппаратную платформу. И если говорить о персональных компьютерах, то успешный исход этой затеи теоретически возможен. То есть дело безнадежное, но математические шансы есть. А вот если говорить о телекоммуникационном оборудовании, то его без ПО, во-первых, никто не продаст, а во-вторых, никто не даст вам ковыряться в железке чтобы переписать системное ПО. Да не одна нормальная ИТ контора за эту работу и не возьмется. Очевидно, что правительственная комиссия думала исключительно о персональных компьютерах, а о системном ПО для серьезных серверов, коммуникаторов, базовых станций сотовой связи и т.д. и т.п. просто забыла. Ну, или сознательно исключила их из списка. Это не говоря уже о планшетах, в сторону которых, отвернувшись от классических писюков, благодаря Apple, теперь смотрит вся западная ИТ индустрия.

Вывод: импортозамещения не произойдет, как ни старайся.

Национальная безопасность

Здесь вообще непонятно о чем речь. Военные и так используют свое собственное (пусть и примитивное ПО), а невоенный сектор экономики с национальной безопасностью никак не связан. Или кто-то в этой комиссии серьезно считает, что Запад жаждет украсть у нас какую-то уникальную технологию? Да Бог с вами, господа. Единственный высокотехнологичный сектор науки и промышленности, который подает хоть какие-то признаки жизни – это космонавтика и авиация, уже давно никого не интересует. Россия отстала от Запада минимум на двадцать лет. Полетная программа на МКС свелась к челночному обслуживанию западных специалистов, истребитель «пятого поколения», вернее то, что нам за него выдавали, покоптил разок небо и заглох в ангаре. Никакой серьезной научной программы ни в плане космонавтики, ни в плане авиации, на в плане атомного оружия и энергетики, ни в какой-то другой отрасти у нас давно уже нет. А раз нет программы, нет технологий, значит, мы никому не нужны, и никто ничего воровать у нас не будет. Почему у нас этого нет – другой вопрос.

Вывод: это вообще к чему?

Ликвидация отставания в уровне использования ИТ в экономике

Непонятно, про какую экономику идет речь. Наш главный экономический инструмент – сырье. В том же Газпроме с уровнем ИТ все в полном поряде, можно не сомневаться. Банки тоже очень неплохо оснащены – я в этом секторе давно работаю, знаю, о чем говорю.

Вывод: пункт ни о чем.

Повышение конкурентоспособности отечественных разработок на мировом рынке

С этим пунктом вообще абсурд. У России есть ряд разработок вполне успешно конкурирующих на мировом рынке. Опять приведу в пример антивирусное ПО Евгения Касперского, а из бесплатных WinRAR, например. Для того, чтобы успешно конкурировать с западными гигантами понадобилось много лет и человеко-часов на исследование, разработку, маркетинг и т.п, и государство не имело к успеху продуктов Касперского и Рошаля никакого отношения. Нельзя вот так, за один год взять и стать по указке сверху успешным конкурентом на мировом рынке. Но правительственная комиссия, она не читатель, она писатель. Написала повысить конкурентоспособность – и все, дальше не их забота.

Вывод: кто мог и хотел, те уже там.

Далее начинается жесткий сюрреализм и шизофрения, держитесь крепче!

«Для достижения поставленных целей предлагается стимулировать внедрение решений в госсекторе и бизнесе.»

Вот уж извините, вас здесь не стояло. Бизнесу вы на хер не нужны. Бизнес работает по другим законам, и ИТ проекты здесь внедряются по другим схемам. Рынок консалтинга насыщен до отказа, все заказчики поделены. За любые крошечные проекты идет борьба, а уж если проект крупный – «держите меня семеро»!!! Люди со стороны с непонятным самопальным ПО, которое нигде никто раньше не внедрял, здесь никого не интересует. Бизнес думает просто: я лучше переплачу и куплю проверенное, чем буду рисковать всем с расчетом «вдруг взлетит»? Лично я видел минимум два таких случая, когда некоторые участники тендера отсеивались только потому, что эти компании толком никому не известны. Хотя ПО у них было довольно качественное.

Это что касается «бизнеса». Что же до госсектора, то там ситуация похожая, только гораздо выше уровень бюрократии организации и тупоголовости основной массы сотрудников. Без обид, господа, на правду не обижаются. Попробуйте у тетенек в каком-нибудь паспортном столе отобрать их любимый Эксель – народный бунт обеспечен.

Да, и каким образом планируется нас «стимулировать»? Неужели ведро денег занесете?

Вывод: паровоз вам навстречу.

«Интегрировать отечественных разработчиков свободного ПО в ключевые международные проекты.»

Открою секрет: кому это интересно – давно там. Линуксоиды всех стран уже объединились. Это что касается свободно распространяемого софта. А если софт не очень свободно распространяемый, то он находится под крылом крупной западной корпорации, прикрывшейся со всех сторон в три ряда патентами. И приказная интеграция отечественных разработчиков им в писю не уперлась.

Вывод: всех толковых ребят уже и без вас интегрировали.

«Создавать многоуровневую систему опережающей подготовки ИТ кадров»

Вот это уже натуральный популизм. На государственном уровне у нас сейчас никакой подготовки ИТ кадров вообще нет! Изучение Turbo C на первом курсе ВУЗа не в счет. Талантливые ребята и девчата постигают все премудрости сами, без помощи государства. Неудивительно, что они потом плюют на родные пенаты и едут работать туда, где их талант и труды востребованы и хорошо оплачиваются. Пока не создадим просто современную программу подготовки ИТ специалистов – никакой опережающей подготовки не будет.

Вывод: сферический конь в вакууме.

Далее перейдем от общих планов к частностям.

«В 2011-2012 гг. должны появиться инфраструктура распределенной разработки и типовые решения для социальной сферы, промышленности и муниципального управления. Также в эти сроки будут разработаны механизмы обеспечения совместимости модулей.»

Угу, должны. Вот так прямо возьмут за полгода-год и появятся сами по себе. Да вы сколько лет один единственный портал «Госуслуги» через одно место внедряли! И какова его судьба в разрезе новой линии партии – в топку или будете интегрировать с новой инфраструктурой?

В общем, комментировать здесь особо нечего, план абсолютно нереальный. Более того, непонятно, кто это будет делать, но об этом позже.

«Среди технологий, которые будут развивать участники НПП, авторы документа называют системное ПО (виртуализация, ОС, СУБД и др.), средства разработки и тестирования, поисковые системы и семантические технологии, решения для обеспечения информационной безопасности и анализа текстов.»

Раззудись плечо, размахнись рука! Я так понимаю, план такой: собрать все ИТ компании в России, построить сотрудников, дать им задание: разрабатывай все промышленное ПО с нуля! И через пару лет все будет. Причем качества, достойного для успешной конкуренции с западными аналогами, которые разрабатывались десятилетиями при мощной финансовой поддержке.

Но даже это меркнет перед одной банальной мыслью: кому это нужно? Кто будет потребителем этого замечательного набора приложений? Разберем по частям.

Операционная система. Извините, меня вполне устраивает Windows 7. Если вдруг перейду на Маки – Mac OS X. В последнем случае – вообще без вариантов, Apple мутных рассейских разработчиков OS к своим компам на пушечный выстрел не подпустит. С писюками с одной стороны проще – архитектура можно сказать что открытая, с другой сложно: тут тебе и проклятый капиталист Microsoft, и куча разных Линуксов, и даже порт Mac OS. В случае серверов это Unix, AIX, и опять Линукс. Не для мейнфреймов же наши умники собрались OS разрабатывать! Кому нужна абсолютно новая ни с чем не совместимая операционка – ХЗ.

Виртуализация. Здесь уважаемая комиссия просто не понимает, о чем речь. Виртуализация это свойство операционной системы, завязанное, кстати, на возможности аппаратного обеспечения, о котором комиссия толком ни гу-гу. Или может они имеют в виду виртуальную машину? Меня и VMWare устраивает, тем более что есть бесплатный VMWare Player.

СУБД. На рынке много разных замечательных СУБД на любой вкус и кошелек. Поработав почти со всеми известными СУБД – с чем-то больше, с чем-то меньше – могу сказать, что лучше того, что уже есть, не сделаешь, даже будь ты трижды гений. А если и сделаешь – попробуй ее кому продать.

Cредства разработки и тестирования Вы еще скажите, новый язык программирования разработать. Эти вещи создаются ГОДАМИ, чтобы лишь появиться на рынке! Чтобы занять хоть какое-то приличное место среди конкурирующих продуктов, уходят десятилетия. Да и какой смысл профессиональным разработчикам переучиваться на новое средство разработки?

Поисковые системы. Опять-таки, я всем доволен, у меня нет нужды переходить даже на Bing, не говоря уже о всяких «Тындексах». Внедрять в умы граждан отечественный поисковик можно лишь по китайскому сценарию – тупо закрыв доступ ко всем остальным. Но боюсь эффект будет обратный ожидаемому.

Семантические технологии. Вот здесь я не знаю, что имеется в виду. Возможно, некие технологии по качеству данных, которые неплохо бы применять после переписи населения, например. Опять же – на рынке есть серьезные игроки в этой сфере, один DataFlux с их BlueFusion Engine что стоит (да, знаю, здесь непонятные слова написаны, это я выпенриваюсь).

Решения для обеспечения информационной безопасности. Этого уже и так богато: взять тот же Антивирус Касперского или защиту дисков от копирования StarForce. Налицо незнание текущей ситуации.

Анализ текстов. Здесь буду краток – отечественные разработки на эту тему также давно разработаны. Специальная тавтология.

Вывод: кремлевские мечтатели, ей-Богу.

«Затем до 2014 г. планируется развивать инфраструктуру поддержки НПП в регионах - создавать интегрированные в мировое СПО-сообщество центры компетенции. Должны быть подготовлены центры обработки данных, из которых будут централизованно предоставляться онлайн-услуги.»

Опять - должны. "Должны" и "появятся" - не одно и то же. Откуда у регионов столько бабок? И главное, зачем, если основная тема крупного любого ИТ проекта в централизации данных. Порадовало упоминание Региональных Центров Обработки Данных с онлайн услугами – налицо банальное непонимание, что к чему.

Вывод: продолжаем мечтать.

Ну а дальше – только звезды.

«В самых дальних планах до 2020 г. говорится о разработках ОС и аппаратных платформ следующего поколения»

2020-й – это у них самые дальние планы. Молодцы, отлично планируете такую комплексную и серьезную задачу. Для сравнения: у компании HP есть десятилетние планы на одни лишь серверы на процессорах Intel Itanium, а на сколько десятилетий вперед распланирован весь бизнес компании, можно только гадать. А у этих – самые дальние планы это неполные десять лет. Молодцы.

Здесь первый раз упоминается аппаратная платформа, зато сразу следующего поколения. Вопрос: а какая у нас платформа для текущего поколения? Западная Intel X86 или устаревшая на четверть века, но зато «отечественная» архитектура процессора Эльбрус (не к ночи он будет упомянут)?

Я уже когда-то писал, что создать одну только собственную процессорную архитектуру – драматически сложно. Более того, это никому не нужно, потому что в полный рост встает проблема совместимости. На это нужны колоссальные материальные и людские ресурсы. История западной ИТ индустрии насчитывает более 60-ти лет, начиная с фундаментальных работ Фон Неймана и Тьюринга, и заканчивая айпадом. А наши мудрецы хотят за неполные 10 лет догнать и перегнать Запад, разбазаривая при этом бюджет направо и налево.

«... и обеспечении технологической независимости в области ИКТ на уровне признания России одним из мировых лидеров по этому направлению.»

Вот кто мне может объяснить, зачем России нужна технологическая независимость в области ИКТ? Да еще и признание России одним из лидеров по этому направлению? Почему лидерство не в автомобилестроении, не в кораблестроении, не в авиации, не в космонавтике, не в вооружении в конце концов??? Импортные автомобили ровно как импортные трусы на заднице никого не беспокоят, но вот лидерство в информационных технологиях нужно позарез! Сначала больше двадцати лет усиленно разрушали науку и промышленность, а теперь, не дав ничего взамен, гоните людей на ИТ галеры.

Лично мне по хер, что Россия не является мировым лидером в области ИТК, равно как я спокойно сплю, зная, что наша сборная по футболу тоже не самая сильная в мире.

Вывод: мания величия.

«По мнению разработчиков документа реализация изложенных в нем планов затронет практически все отрасли... , в частности на микроэлектронике.»

Да нет у нас такой отрасли как микроэлектроника! И высокотехнологичных изделий тоже нет! Все что осталось – спроектировано и произведено еще в СССР, с тех пор ничего нового не появилось. С другой стороны, если сейчас высокотехнологичных изделий «0», а станет «1», то влияние, безусловно, будет.

Выводы

Наши великоумные комиссии, в том числе принимающие программы подобные НПП, не понимают или не хотят понимать одной очевидной вещи. Информационные технологии, телекоммуникационные ли – это прикладные технологии и прикладные науки. А прикладной науки без фундаментальной быть не может!!! Нельзя спроектировать процессор, не потратив десятки лет на исследования материалов, разработку методологий и методик, совершив десять тысяч архитектурных ошибок и т.д. Это тоже самое, что издать указ: «завтра все граждане должны уметь садиться на полный шпагат. Приду – проверю!» Без нескольких лет тренировок и растяжек это невозможно физически! Также как невозможно указом сверху за 1-5 лет создать целую отрасль промышленности, причем чуть ли не самую наукоемкую и ресурсоемкую отрасль.

С чего начинается фундаментальная наука? Ответ прост до банальности: со школы. Основной смысл школы даже не в том, чтобы давать детям знания, а в том, чтобы привить детям тягу к этим знаниям! Только потом уже дать им общее, базовое образование, чтобы выпускники школы разбирались во всем понемногу. Третья задача – выявить талант ребенка к определенному виду деятельности, чтобы он пошел потом в институт или техникум, где развивал бы в себе этот талант и сопутствующие навыки. Чтобы, в конце концов, получился специалист. Причем неважно, в какой области: специалист по хранилищам данных или по сварке. Стране все нужны! Я ведь примитивные вещи говорю, это ни для кого не секрет. Но наше правительство, судя по всему, считает иначе.

Под конец хочется задать нашему правительству несколько простых вопросов:
1. каким образом можно поднять науку, следовательно, общий уровень образования, сокращая при этом 200 тысяч учителей?
2. Каким образом можно поднять науку, урезая список изучаемых в школе предметов, и переводя часть их на платную основу (параллельно вводя в школьную программу Закон Божий)?
3. Каким образом можно успеть поднять науку до 2020 года, если учителя сейчас – это либо доживающий свой век пенсионеры советской эпохи и представители пресловутого потерянного поколения 90-х, а все толковые специалисты работают либо в частных компаниях, либо уехали из страны? Какой уровень образования, и какой багаж современных знаний имеют они, чтобы вырастить новых конкурентоспособных специалистов?
4. На какие деньги этот план будет реализован? С одной стороны правительство потворствует неконтролируемой утечке капитала из России за рубеж. С другой тратит баснословные суммы на статусные для них, но на хер никому не нужные за такие деньги, Олимпийские игры и ЧМ по футболу. Все остальное, в том числе бюджетирование НПП уже по остаточному принципу. А на школы и ВУЗы – вообще кузькин хрен.
5. Не погорячились ли с НПП? Скажем, что насчет аппаратного обеспечения?
6. Толковые специалисты, имеющие опыт внедрения крупных ИТ проектов в крупных организациях (типа меня) работают в солидных, подчас, западных компаниях. Кого вы, господа правительственная комиссия, планируете подписать на разработку отечественных ОС и СУБД, например, и кто это потом будет внедрять? Чем вы планируете переманить к себе специалистов (типа меня)? Вы думаете, что мы в пароксизме патриотизма (эк завернул!) сами прибежим и будем вкалывать забесплатно? Или вы наберете студентов по объявлению в надежде, что они вам разработают и внедрят все на свете и быстро и качественно и дешево? Не бывает и быстро и качественно и дешево: можно выбрать любые два варианта, но не все три сразу.
7. Как к России в роли одного из лидеров хайтек индустрии отнесутся «наши западные партнеры»?
8. Ну и главный вопрос: для кого вы все это затеяли???

Такие дела. Читатели могут упрекнуть меня, что я все критикую, да критикую. Неконструктивно как-то. Что же, давайте конструктивно. Максимально конструктивно. Ради этого я отвечу на свои собственные вопросы.

1. каким образом можно поднять науку, следовательно, общий уровень образования, сокращая при этом 200 тысяч учителей?

Ответ. Чтобы исправить ужасающий уровень образования и добиться поставленной задачи мы, правительство, обязуемся в течение года:
• пересмотреть программу обучения в школах, ВУЗах и техникумах, чтобы привести ее к современным и самым высоким стандартам;
• разработать и провести программу повышения квалификации преподавательского состава для соответствия современным требованиям;
• вкладывать в отрасль деньги, не скупясь.

2. Каким образом можно поднять науку, урезая список изучаемых в школе предметов, и переводя часть их на платную основу (параллельно вводя в школьную программу Закон Божий)?

Ответ. Эти и им подобные инициативы немедленно отменены. Мы, правительство, обязуемся в течение года:

• сделать учебную программу более сбалансированной, но не в ущерб качеству материала;
• разработать программы факультативного обучения для детей всех возрастов, включая кружки по механике, астрономии, спортивные кружки и т.д., чтобы дети не болтались на улицах, а были и при деле, и увлечены;

3. Каким образом можно успеть поднять науку до 2020 года, если учителя сейчас – это либо доживающий свой век пенсионеры советской эпохи и представители пресловутого потерянного поколения 90-х, а все толковые специалисты работают либо в частных компаниях либо уехали из страны?

Ответ. Мы, правительство, помимо всего прочего, обязуемся:

• разработать для старшеклассников и студентов программу привлечения специалистов, трудящихся в крупных компаниях для проведения показательных занятий по профильным предметам, чтобы делиться со слушателями практическим опытом;
• разработать множество других долгосрочных программ для возвращения России титула самой образованной страны.

4. На какие деньги этот план будет реализован?

Ответ. На деньги, которые мы, правительство, перестанем бесконтрольно выводить за рубеж. На деньги, которые мы отберем у олигархов и прочих присвоивших себе народное состояние. На деньги, которые мы перестанем класть в свой карман в качестве откатов и распилов. На деньги, которые мы вернем из теневого сектора экономики. На деньги, которые мы вытрясем из прижатых нами криминальных структур. На деньги, которые мы перестанем вбухивать в Кавказские республики, чтобы они делали вид, что живут по Российским законам – мы осознаем, что наша текущая политика в отношении Кавказа глубоко ошибочна. На деньги, которые мы перестанем спускать на всякие глупости, типа закупку для помещений МВД эксклюзивных кроватей из редких пород дерева, украшенных золотом и драгоценными камнями. Мы обязуемся провести полную реструктуризацию бюджета, а всех казнокрадов и прочих недобросовестных чиновников жестоко покарать. Эти деньги мы пустим на финансирование действительно нужные для России цели.

5. Не погорячились ли с НПП? Скажем, что насчет аппаратного обеспечения?

Ответ. Мы осознаем, что погорячились, и подвергнем НПП глубокой переоценке. Будем действовать не на ура-патриотизме, а трезво оценивая наши возможности. Задачи разобьем на управляемые и реалистичные блоки и будем идти к цели маленькими шажками. Что касается аппаратного обеспечения, то мы осознаем, что не в состоянии конкурировать с западными аналогами не имея достаточных интеллектуальных и технических ресурсов. Поэтому мы будем опираться на существующую аппаратную базу, но пересмотрим политику: от бездумных закупок готового оборудования мы постараемся перейти к модульной модели лицензирования с постепенным замещением модулей на отечественные аналоги по мере появления их на рынке. Вопрос конкуренции на мировом рынке с грандами индустрии снимается до момента насыщения отечественного рынка и достижения реального, а не эфемерного качественного соответствия отечественных разработок западным аналогам.

6. Кого вы, господа правительственная комиссия, планируете подписать на разработку отечественных ОС и СУБД например, и кто ее потом будет внедрять?

Мы понимаем всю сложность и остроту кадрового вопроса. Разработка таких систем будет происходить по следующему сценарию:
• проведение тендера между крупными компаниями разработчиками ПО, в том числе западными. Да, мы не гнушаемся помощи западных специалистов!
• подряд получит компания, предоставившая лучший бизнес-план. Компании-однодневки, аффилированные с некими чиновниками и прочими заинтересованными лицами будут немедленно исключены из тендеров с заведением уголовного дела по факту мошенничества в прокуратуре;
• для успешной реализации конкретных проектов будут созданы смешанные команды из представителей правительственной администрации, целевых заказчиков и отраслевых экспертов ИТ компаний. При таком и только при таком подходе возможно достижение поставленных целей;
• будут выделен специальный организационный ресурс для налаживания эффективного взаимодействия между проектными командами ради действительной, а не декларируемой совместимости компонент;
• мы постараемся предложить экспертам, трудящимся в частных и западных компаниях более интересные условия, чтобы они были заинтересованы в переходе в специально созданные государственные компании, реализующие эти проекты. Одним из таких факторов является условия профессионального роста сотрудников, как вертикально, так и горизонтально.

7. Как к России в роли одного из лидеров хайтек индустрии отнесутся «наши западные партнеры»?

Ответ. Мы, правительство Российской Федерации, четко осознаем, что за приветливыми масками многих «наших западных партнеров» скрывается оскал хищников. Мы понимаем, что для всего западного мира мы как кость поперек горла, несмотря на то, как низко мы пали по сравнению с уровнем СССР. Мы осознаем, что должны снова стать сильным государством, которое уважают и с которым считаются. И лидерство в одной индустрии вопрос не решит, поэтому он снимается с повестки дня. Мы осознаем, что государство – это механизм, функционирующий как единое целое, поэтому нельзя выпятить одно его свойство, не затрагивая всех остальных. Вместо стремления к лидерским позициям в ИТ индустрии мы обязуемся планомерно развивать все отрасли науки, промышленности и социальной сферы.

Мы осознаем, что не сможем вернуть утраченные позиции страны без самоотверженных усилий всего народа. Однако мы осознаем, что прежде чем начать брать у наших граждан, мы должны сначала дать им все условия для этого.

8. Ну и главный вопрос: для кого вы все это затеяли???

Ответ: мы затеяли это не для того, чтобы потешить амбиции отдельных личностей и даже руководителей государства. Мы затеяли это не для того, чтобы повысить одним нам кажущийся престиж России на мировой арене. Мы затеяли это ради наших граждан. Но НПП – это лишь один незначительный пункт повестки дня, и мы будем стараться равномерно и планомерно улучшать все аспекты государственного устройства.

Да… мечты, мечты. Как было бы приятно услышать нечто подобное! Некоторым моя точка зрения может показаться однобокой. Возможно, так и есть. Но даже если рассматриваемый с одного бока вопрос уже вызывает столько критики и вопросов, то это сигнал того, что программу уже нужно серьезно дорабатывать. А что касается моего варианта ответов, то пока мы не услышим от первых лиц государства и правящей парии такой примерно ответ, мой вердикт на все подобные начинания: не взлетит.