суббота, 23 апреля 2011 г.

«Боец» («The Fighter»)

В одном захолустном американском городишке в штате Массачусетс жили-были два брата боксера. Старший брат Дикки Уорд был подающим большие надежды спортсменом, и пиком его карьеры стал бой с самим Шугар Реем. На волне своей славы Дикки крепко сел на накроту, и его карьера разом полетела под откос. Как говорилось в старом советском мультфильме: «начал играть в орлянку и покатился». Будучи тренером своего младшего брата Микки и, обладая безусловным тренерским талантом, Дикки банально спускал свою жизнь в унитаз, и все больше мешал карьере брата. Не помогала Микки и мать, являющаяся по совместительству менеджером Микки. Прикрываясь лозунгами о крепкой семье, она вела с Микки довольно грязную игру, в частности, подставляла его сильным боксерам, для которых Уорд младший служил «трамплином» к большой карьере.

После очередного подставленного боя, Микки решил уйти из спорта и начал встречаться с девушкой по имени Шейла. Она постаралась наставить Микки на путь истинный и вернуть ему веру в свои силы, для чего уговорила его избавиться от семейки, тянущего Микки на дно. Естественно, они не стали после этого жить долго и счастливо: мамаша Микки возненавидела Шейлу на всю жизнь. Дикки вообще в какой-то загремел в тюрьму после очередной проделки. Но карьера Микки действительно пошла в гору, и он даже получил возможность драться за звание чемпиона мира…

Я специально не стал подробно описывать сюжет, и сознательно не упомянул ряд существенных подробностей. Дело в том, что фильм «Боец» - он, в общем-то, не о боксе. Это семейная/спортивная драма, и бокс в этом случае служит лишь поводом для отражения ряда событий, происходящих в большом семействе Уордов. Этим «Боец» очень напоминает классику подобного жанра: «Рокки» и «Малышку на миллион».

В таких фильмах исключительно важна игра актеров. В «Бойце» в этом смысле все в полном порядке. Прежде всего, необходимо выделить Кристиана Бэйла потрясающе сыгравшего Дикки Уорда. Мне было очень приятно видеть, что Бэйл, наконец, ожил после ряда скучнейших героических героев (каламбур): Бэтмена, Джона Коннора и Мелвина Первиса. Чтобы достоверно отобразить худобу наркомана, Кристиан сбросил не один десяток килограммов. Меня вообще поражает самоотверженность этого актера. Когда-то он довел себя до полного физического истощения для роли в фильме «Слесарь» (благодаря нашим надмозговым переводчикам, мы знаем этот фильм как «Машинист»), и вот опять подобная жертва. Господин Бэйл явно готовился к роли.

Марк Уолберг, исполнитель роли Микки, понравился заметно меньше. Актер из Марка на самом деле не ахти какой, и по сравнению с Бэйлом, особо не тянет. Но и он серьезно поработал для этой роли: хорошенько накачался и заметно похудел. Также следует отметить исполнительниц женских ролей. Не припомню, чтобы я видел этих тетенек раньше, но они были очень естественны. Особенно актрисы, исполняющие эпизодические роли многочисленных сестер Уорд. Такие хари – ужас просто. Будто кастинг проводили среди бомжей не Курском вокзале.

Разговорные фильмы, подобные «Боксеру», исключительно нуждаются в качественном переводе и дубляже. В данном случае все сделано на достаточно высоком уровне. Кроме нескольких «Ты сделал это» слух особенно ничего не резало, и мне понравилась работа актеров дубляжа, особенно актера, озвучивавшего Дикки. Он постарался скопировать манеру и интонации Кристиана Бэйла, и у него хорошо это получилось. Не ускользнуло от внимания и то, что в оригинале очень много матерятся, в нашем переводе этот аспект как всегда отсутствует. Но переводчики не поскупились выдать пару фраз типа «я все просрал» - хоть за это спасибо. Такие фильмы надо смотреть в переводе Гоблина, но на допремьерный показ фильма в его живом переводе я не пошел. Лень было. В любом случае, я пересмотрю как-нибудь «Бойца» с оригинальной звуковой дорожкой.

Несмотря на отличную игру актеров, интересные перипетии сюжета (кстати, основанного на реальных событиях) и хорошую режиссуру, у картины есть один существенный недостаток. Во время просмотра я не почувствовал искренности происходящего. Вроде бы события драматические, но подано как для дурака - манипулятивно: вот здесь нужно переживать, что родственники подставили Микки. Вот здесь нужно переживать, что жестокие копы сломали Микки руку – типа, превышение необходимой самообороны. И так далее. Полицейские в США, кстати, именно так себя и ведут – набрасываются на «нарушителя» и метелят его без разбору. Но суть не в этом. Суть в том, что за происходящим на экране стоят не сопереживающие героям создатели картины, а лишь ловкие манипуляторы зрительскими чувствами. Реально старается лишь Кристиан Бэйл.

Вот именно это ощущение натянутости во время просмотра прилично портит впечатление от фильма. И именно в этом аспекте «Боец» не выдерживает конкуренции с простым, но очень искренним первым «Рокки», с пронзительным, но опять-таки искренним «Малышка на миллион» и с трагичным и опять искренним «Реслером». Даже «Рокки Бальбоа» смотрится гораздо легче, именно благодаря той светлой грусти, которой Сильвестр Сталлоне пропитал свой последний фильм сериала.

Во всем остальном, «Боец» - очень хороший фильм. Любителям драм, в том числе и спортивных, кино обязательно к просмотру.