вторник, 24 мая 2011 г.

Касательно научной фантастики

Недавно отсмотренный художественный филь «Пекло» окончательно уверил меня в том, что Голливуд и плетущиеся в его кильватере отечественные кинематографисты не умеют снимать реалистичные фантастические фильмы про космические путешествия. Раньше умели, а сейчас, похоже, разучились (я имею в виду Голливуд – наши ни одного реально хорошего фантастического фильма не сняли). Одно дело, когда снимают фильм изначально не претендующий на реалистичность, другое дело, когда киношники прилагают серьезные усилия, чтобы все было как на самом деле, и допускают банальные, потому досадные ошибки. В этой заметке я решил обобщить свои мысли, высказанные в ряде обзоров фильмов.

Приступив к написанию этой заметки, и написав несколько страниц, я осознал, какая это неподъемная тема. В одной заметке, пусть даже большой, ее раскрыть невозможно. Тема настолько многогранна, что можно написать если не книгу и не диссертацию, то дипломную работу в каком-нибудь ВГИКе – точно. Поэтому я рассмотрю лишь небольшую часть, касающуюся принципов межпланетных путешествий и общей конструкции космического корабля. Походя, я вскрою кучу глупостей в современной фантастике, а также сделаю некий прогноз развития космонавтики на ближайшие несколько сотен лет. Вот так, ни больше, ни меньше.

Я верю, когда-нибудь человечество отправляется покорять другие миры, если окончательно не уничтожит само себя в ближайшие 30-50 лет. Целью путешествия может быть другая планета солнечной системы, или даже соседняя звездная система – не суть важно. Главное в этом деле – космический корабль.

Космический корабль

Киношники обожают проектировать крышесносящие с точки зрения дизайна, но при этом совершенно непрактичные космические аппараты. У них везде торчат разнообразные мачты и антенны, назначение большинства узлов корабля по внешнему виду определить вообще невозможно. Самое смешное, что важнейшие отделы корабля, такие как система жизнеобеспечения или главный компьютер, расположены в самых уязвимых его частях. Киношники сознательно игнорируют конструкцию настоящих космических кораблей и шарахаются от них как от чумных. Между тем, в основе будущих звездолетов должны лежать принципы, выработанные в наше время. Также как в основе конструкции болидов Формулы 1 заложены идеи и принципы, появившиеся более сотни лет назад в первых самодвижущихся экипажах.

Определив основные требования к звездолету, чтобы люди могли комфортно в нем путешествовать к другим мирам, мы получим четкое представление о его конструкции. Какими же атрибутами должен обладать космический корабль будущего?

Пребывание в невесомости продолжительное время пагубно влияет на человеческий организм. Во-первых, это атрофия мышц, во-вторых, прогрессирующая хрупкость костей. Прилетев на другую планету, на нее смогут высадиться разве что инвалиды, поэтому в полете нужна искусственная гравитация. Создать ее можно двумя способами. Первый – это применение на практике принципа эквивалентности Эйнштейна, выведенного им при разработке общей теории относительности. Принцип эквивалентности гласит, что действие на тело постоянного ускорения в межпланетном пространстве эквивалентно действию гравитации на Земле. То есть звездолет должен лететь к цели с постоянным ускорением в 1G. Самое интересное, что торможение обладает тем же эффектом, что и ускорение. Отсюда можно представить форму корабля как сигарообразную или в виде диска/барабана. Первую половину пути корабль летит с постоянным ускорением, и космонавты летят, грубо говоря, головой вперед. Потом ускорение отключается, барабан с человечишками переворачивается на 180 градусов (люди становятся вперед ногами) и включается торможение.

Второй способ организовать искусственную силу тяжести – использовать центробежную силу. В парке развлечений есть такой аттракцион Ентерпрайз. Не знаю, почему он так называется, возможно, в честь корабля в сериале Star Trek. Смысл в том, что народ распределяется по окружности в люльках, и эта фигня начинает крутиться вокруг своей оси. Что опять-таки наводит нас на мысль, что звездолет должен иметь форму диска или барабана. Естественно, что какие-то узлы корабля должны быть жестко закреплены. В основном это касается ракетных дюз, антенн и т.п.

У каждого из двух вариантов есть свои плюсы и минусы. Основное преимущество первого варианта в том, что сила тяжести будет действовать одинаково на все тела во всем пространстве корабля, а во втором – только по окружности. Чем ближе к оси вращения, тем меньше будет сила тяжести. Зато во втором случае можно лететь с постоянной скоростью, предварительно разогнавшись, чтобы не тратить топливо.

Самое смешное, что лишь выбрав форму корабля, мы сразу же ответили на вопрос, беспокоящий пытливых зрителей фантастических фильмов: откуда на звездолете действует сила тяжести. Доверие к происходящему на экране сразу бы повысилось. А то космос бороздят крутые дизайнерские корабли извращенной конструкции, а герои носятся по ним, как по павильону на Земле.

Второй очень важный вопрос, связанным с космическим кораблем, это откуда он будет стартовать. Нынешние космолеты стартуют исключительно с поверхности планеты. Для превышения скорости убегания (скорость, с которой нужно двигаться, чтобы преодолеть земное притяжение), сейчас используются одноразовые ракетоносители, напичканные под завязку топливом. Такая конструкция крайне неэффективна. Поэтому логично предположить, что так называемый корабль-носитель должен быть построен на околоземной орбите. Для этого должна быть сначала построена космическая верфь. Материалы для постройки и космонавты доставляются на орбиту специальными челноками. Аналогичная ситуация сейчас с океанскими лайнерами. Они могут зайти далеко не в каждый порт, поэтому пассажиров на него доставляют специальными катерами.

Естественно, что сейчас у человечества нет подобных технологий, но я считаю, что если мы сами себя в ближайшем будущем не уничтожим, то именно к такому способу организации космических полетов мы и придем.

Топливо

Еще одним важным аспектом успешности космических путешествий является топливо и двигатели. На современном химическом топливе далеко не улетишь. Сложно сказать, на чем будут летать звездолеты будущего, но наверняка это будет атомная энергия либо термоядерный синтез. Главная задача конструкторов в наше время – увеличение топливной эффективности, т.е. уменьшение расхода горючего и увеличение максимальной скорости полета. Не решив эту задачу – о регулярных полетах даже внутри солнечной системы можно забыть.

В любом случае, против законов физики не попрешь, и теория относительности Эйнштейна пригвоздила человечество к Солнцу. Не имея возможности преодолеть (или хотя бы достичь) скорость света, мы в состоянии достичь лишь самых ближайших звезд. Другой вопрос – зачем.

Я никогда не мог понять людей, которые рвутся за границу, при этом в своей собственной стране нигде, кроме родного Крыжопля, не были. Тоже самое и с космическими путешествиями. На кой черт ломиться в межзвездное пространство, если дома, в своей солнечной системе, непознанного гораздо больше, чем известного ученым. И полезных ископаемых в космосе носится столько, что на Земле и не снилось. Поэтому вопрос преодоления межзвездного пространства в ближайшие тысячу лет всерьез можно не рассматривать. Применительно к НФ фильмам, если герои летят к другим звездам, действие должно происходить примерно в 3000-м году.

Ну и для тех, кто дочитал до конца – маленький бонус собственного сочинения.

Десять признаков плохого научно-фантастического фильма

Космический корабль проектировал тонко-чувствующий. Звездолеты обладают крышесносящим дизайном, но космические аппараты при этом совершенно непрактичные. У них везде торчат разнообразные мачты и антенны, назначение большинства узлов корабля по внешнему виду определить вообще невозможно. Важнейшие отделы корабля, такие как система жизнеобеспечения или главный компьютер, расположены в самых уязвимых его частях.

Бортовой компьютер проектировал студент-недоучка, которого выгнали за неуспеваемость из ПТУ. Мозговой центр компьютера состоит из чего угодно кроме микроэлектроники.

Текст на дисплеях появляется, будто его кто-то набивает на клавиатуре, отрисовка каждого нового символа сопровождается характерным писком или клацанием. Естественно, ЖК мониторы, используются и через тысячу лет.

Неважно где происходит действие – на Земле, в космосе, на других планетах – везде одинаковая (земная) сила тяжести.

В космическом пространстве всегда слышны мощные взрывы и виден огонь от терпящих катастрофу космических кораблей. Другими словами, в межзвездном пространстве есть атмосфера.

На чужих планетах герои без проблем дышат местной атмосферой, несколько не переживая о наличии возможных ядовитых для человека примесей и чужеродных микроорганизмов.

Подавляющее большинство инопланетян – гуманоидного вида.

Инопланетные компьютеры работают на Windows или UNIX подобных операционных системах, поэтому легко заражаются вирусами. Также они не имеют файрволов и антивирусов, что делает их еще более уязвимыми.

Экипажи кораблей состоят из ученых, бурильщиков, уборщиков, психопатов – кого угодно, но только не из космонавтов. Такие космические путешественники – чисто дети малые. Они теоретически умеют колоть дрова, но их мега-умы для космических полетов не пригодны, потому что руки у этих узких специалистов растут из задницы. Зато в конце какой-нибудь задротного вида уборщик всех спасает.

Самый умный ученый – сексапильная девчонка не менее чем с третьим размером. Но разве это недостаток?.. :)

1 коммент.:

ЖАН комментирует...

Самый умный ученый – сексапильная девчонка не менее чем с третьим размером. Но разве это недостаток?.. :) - это даже большой плюс =)

P.S. У меня на блоге zhanscene.blogspot.com - минифантастический пост - Фантастика или приближающаяся реальность…? - появился, приглашаю.