пятница, 6 января 2012 г.

Поездка в Испанию и Португалию, часть 3

Порту
Страна Португалия обязана своему названию двум городам, стоящим по разные стороны реки Дору: Порту и Калья, или Кале. Сейчас города уже крепко слились в один большой город, носящий название Порту, а Калья – один из его крупных районов. Аналогичная ситуация обстоит со столицей Венгрии Будапештом, выросшим из двух независимых городов: Буды и Пешта.

Порту ведет свою историю аж с IX века до нашей эры, когда финикийские купцы основали два этих поселения на пересечении рек Минью и Дору. Ну а мощную путевку в жизнь город получил опять-таки благодаря римлянам, построивших на пересечении реки Дору и своих торговых путей форт. Город довольно быстро избавился от хулиганивших в те времена мавров, и стал процветающей торговой столицей, наживавшейся на снабжении крестоносцев. Позже к этому присовокупились доходы от морских открытий и завоеваний Португалии.


Одной из мощных статей дохода португальской казны стала торговля национальным напитком пол названием, не поверите – порту! У нас более известным как портвейн, что дословно означает «вино порту». Мировая цивилизация может быть никогда и не узнала бы этого напитка, если бы не англичане. В средние века, Англия вела себя в мире примерно так, как сейчас себя ведет США. Для не угодных им испанцев, составляющих для их колониальной империи серьезную конкуренцию, англичане ввели эмбарго на импорт испанских вин. Чтобы не потерять такой серьезных рынок сбыта – своего вина Англия не производит, хитрые испанцы обратились к своим соседям, производящих из испанского же винограда вино по собственной рецептуре.

Каким-то образом испанцы через третьи руки втюхали англичанам чрезвычайно сладкое и к тому же крепленое вино как «новое слово в винопитии». Портвейн назначили к употреблению перед трапезой как аперитив, и как десертное вино. Что называется, на посошок. По сути, развели как лохов, ибо я не понимаю, как можно пить тяжелое, карамельного вкуса сладкое крепкое вино «для аппетита». Лично я с него довольно быстро «улетаю», и еда, и столовое вино уже теряют необходимость и привлекательность. Англичане же повелись, и стали закупать портвейн мегатоннами, оставив и рынок сбыта испанцам, и оказав серьезную услугу португальцам. В нынешние времена портвейн (нормальный, а не «777») входит в золотую коллекцию виноделия. И странный обычай пить его как аперитив сохранился по сей день (с «на посошок» еще куда ни шло).

По другой версии, во всем виноваты французы, решившие прессовать Наглию (это прикол такой, а не опечатка) введя эля них эмбарго на экспорт шерсти. В отместку англичане запретили импорт французского вина, но поскольку пить хотелось, они обратили свой взор на Португалию. Опять-таки не ясно, почему вместо обычного вина они выбрали портвейн, история об этом умалчивает. И вообще, сейчас уже доподлинно ничего не известно, поэтому предлагаю воспринимать это как байку.

Такси
Побросав вещи в отеле, мы немедленно опрокинули по стаканчику довольно дорогого вина, купленного в супермаркете и, взяв такси, отправились искать злачные места в поисках аутентичного порто. Такси привезло нас на набережную Дору – типа исторический центр.


Кстати, такси в Европе удовольствие дорогое. За посадку в дневное время, и то, что приравнено к нему берут 2,20 Евро. Ночью уже 3,75. Цена деления счетчика 0,15 евро, причем учитывается не километраж или время поездки, а используется совмещенный вариант. То есть если едешь, то платишь за пробег, если стоишь в пробке, то за время. Поездка а-ля из дома в булочную обойдется примерно в 5 евро, обычная поездка от отеля до туристических мест обойдется в среднем в десятку.

Еще один примечательный факт связан с тем, что 99% такси, которые являются частными автомобилями таксистов, принадлежат к марке Mercedes Benz. Я не поленился поинтересоваться у одного молодого таксиста, рассекающего на относительно новой Е-шке универсале, почему так. Он ответил, что это самые крепкие машины из всех. И даже показал фотку своего старого еще до-лупатого мерина, отходившего, по его словам, по горам и брусчатке Порту не менее полумиллиона километров. В дальнейшем я специально обращал внимания на одометры используемых нами такси: у кого 350 тысяч пробега, у кого 470. Старые машины даже покрепче современных «меринов» будут!

Портвейн
Что-то я отвлекся, возвращаемся к портвейну. В первом приглянувшемся нам заведении, оказавшейся довольно паршивой забегаловкой, мы взяли пробник из четырех разных портвишков: сухого белого, розового и, не понятно чем отличающимися два красных портвейна, по-английски называющимися Ruby и Tawny. Начали пробовать. Белый, несмотря на ярлык «сухое», оказался сладким и крепким, но не чрезмерно. Этакий дамский вариант. Розовое: послаще и покрепче, но в целом не сильно отличалось от белого. Tawny уже был серьезный портвейн, а Ruby, т.е. рубиновый – это уже перебор. И по сладости, и по густоте, и по градусам. Про густоту не обманываю, это не некий эфемерный признак вкуса, это именно густота в смысле показателя плотности жидкости. Если портвейн потрясти в бокале, то можно наблюдать маслянистую пленку, медленно стекающую по стенке. По «шарам» исправно бьют все четыре варианта, но вкус у них был, прямо скажем, ниже среднего.

Настоящие экспериментаторы вроде нас никогда не останавливаются на первом неудачном эксперименте, и смело продолжают дальше. Тем более, что накопившаяся за долгий переезд усталость неплохо сдавала позиции перед наступающим на нее алкоголем. Следующая «рюмочная» была уже и классом по выше (разнообразные бутылки висели даже на потолке), и выбором побогаче, и барменшей поинтереснее. Кстати, реально первая красивая женщина, повстречавшаяся в этой стране. Девушка неплохо говорила по-английски, и сумела донести до нас отличия красных портвейнов Ruby и Tawny.

Единственное их отличие состоит в том, что Ruby это молодой портвейн, постоявших в бочках всего пару-тройку лет. Если же вино стоит в бочке дольше, например, 10 лет, то древесина бочки сильнее меняет цвет портвейна. Оно становится более бледным, но обладает более ярким вкусом, и, соответственно, дороже стоит. Оказалось, что хороший портвейн имеет не менее 10 лет выдержки в бочках. Поскольку цена Ruby и Tawny отличается не значительно – выбор очевиден. Кстати, это не торговые марки, а именно сорт портвейнов, типа как лагер и пилснер в пиве. В дальнейшем, мы еще поговорим на тему портвейна, а пока что продолжаю отчет о наших приключениях.

Я заказал себе розового портвейна как наиболее понравившегося в предыдущем кабаке. По сути, оно ничем не отличалось от первого испробованного нами, за исключением вкуса. В этом напитке уже чувствовалась «порода», я даже два бокала выпил. Но, все же, запивал его водой – не осиливаю я такую ударную жидкость без запивки или закуски. Кстати, вполне допускается разбавлять портвейн прямо в стакане. Тогда получается на вкус вроде сладкого вина. Но поскольку крепят портвейн обычно с помощью виски, то самогонного привкуса и особенно запаха избежать не удается.

Велосипедная прогулка
Хорошенько отоспавшись после веселого вечера, и позавтракав в отеле, мы решили совершить по Порту велосипедную прогулку. Велики взяли напрокат прямо в отеле, большинство предоставляет такую услугу, не бесплатно, разумеется. Перво-наперво, мы метнулись к ближайшему супермаркету, где набрали нашу святую троицу: сыров, хамона и вина. И, наученные опытом предыдущей ночи, бутылку 10-летнего портвейна Tawny. Разгрузившись, мы отправились к набережной реки Дору и вниз по течению по направлению к Атлантическому океану.

Езда на велике по Порту – удовольствие двоякое. Из положительных моментов: можно ехать куда глаза глядят, останавливаться когда хочешь и фотографировать все что хочешь и сколько хочешь. Отрицательных, пожалуй, больше. Во-первых, это серьезные перепады высот. Когда ты, как я, не сидел на велосипеде лет десять, это тяжело. Во-вторых, улицы мощеные брусчаткой. Сиденье велосипеда и так нещадно насилует мягкое место, а здесь еще и с функцией вибратора. Навыки езды восстановились быстро, я даже без рук покатался, но ягодичные мышцы болели потом несколько дней. Ну и в третьих, велосипеды в отеле типовых размеров, и мой мне был маловат, что также не добавляло удовольствия от езды. Ну да ладно.

Зато так мы довольно быстро добрались до побережья Атлантического океана. Я океанов раньше не наблюдал, на глаз отличия от моря не особо заметны. Говорят, чтобы понять, что такое океан, нужно в нем покупаться, например, на Мальдивах. Учтем на будущее. Пока же мы остановились на отдых в кафешке неподалеку и под гул океана, плеск волн и приятную ланж музыку устроили кофе-брейк. Погодные условия к этому абсолютно располагали, было плюс 15 градусов, ясно и не очень ветрено. Можно было даже посидеть в футболке и позагорать – и это 30-го декабря! Спасибо Гольфстриму.

Передохнув и подкрепившись, мы направились в сторону парка. По дороге я обратил внимание на состояние прибрежной недвижимости Порту: хорошо отделанные богатые дома первой линии разбавляли заброшенные сараюшки. Поначалу такое очень удивляет. У нас бы все элитные места расхватали бы кто зачем. Кто офисов бы нагородил, кто отдыхать с видом на Атлантику на выходные бы приезжал. На реставрацию каменной коробки пришлось бы затратить серьезную сумму, но она бы вполне окупилась. Однако почему-то элитные холупы Порту популярностью среди наших нуворишей не пользуются. Говорят, что недвижимость здесь настолько дорогая, что ее сильно накладно содержать, и крайне трудно продать. Поэтому иногда проще ее бросить и свалить в не такое элитное место. В Куршавель, например, хе-хе.


На обратной дороге к отелю мы немного отклонились от маршрута и заехали в городской парк Порту. В прудах парка мы с большим удивлением обнаружили тусующихся лебедей и серых гусей. Это что же получается, что под теплыми краями, годными для миграции, понимается Португалия? Отказываюсь верить. Может быть, это какие-то особые парковые гуси-лебеди, тем более, что они сидят прямо на дорожках, людей не боятся и своим видом явно намекают на то, что не плохо было бы их покормить. Но хлебушка и другой еды у нас с собой не было, поэтому птицы на сей раз остались голодными. Что касается непосредственно парка – то он отличный: уютный и ухоженный, и, главное, весь зеленый, несмотря на зиму. Зелень травы и деревьев, солнце на чистом голубом небе резко контрастируют с унылой серостью Московской зимы. Можно я на зиму тоже буду мигрировать в Португалию?

Наша велосипедная прогулка несколько затянулась, и время обеда мы пропустили. Рестораны и кафешки здесь работают совсем по другому принципу, то есть строго по часам. Днем они открываются в 13:00, и работают до 15:00. Строго. И даже толпы голодных туристов, осаждающих заведения общепита, владельцев не растрогают. На ужин они открываются обычно в 20:00, редко если на час раньше. Ну и работают примерно до полуночи. Лично я не особо расстроился этим фактом: мы забурились в номер, откупорили пару бутылок вина, построгали сыров и хамона, и чудно время провели. После того, как опустела вторая бутылка, было принято мощное решение двинуть в деловой район города и посетить торговый центр.

Торговый центр
Торговый центр, я вам доложу – мое почтение. Не особо большой периметр здания конструкторы восполнили этажностью: 8 этажей вверх и аж -5 вниз. Причем есть еще и нулевой этаж. Минусовые этажи сочетают в себе торговые площади с автомобильными парковками. Каждому этажу отведена своя тематика. Один этаж: косметика, ювелирка и дамские сумочки. Второй этаж – женская одежда. Третий наполовину мужская, наполовину женская одежда. Мужиков явно дискриминируют, и очевидно, что главные покупатели Порту – именно женщины.

Лично я крайне не люблю таскаться по торговым центрам, да еще по таким большим, но здесь у меня был свой интерес. Мне было любопытно посмотреть стоимость всяких гаджетов: давно подумываю о MacBook Air 11', и в поездке я смог близко познакомиться с iPad наших друзей, и осознал – тоже хочу. Но местные цены быстро вернули с небес на землю – в Португалии продукция Apple стоит даже дороже, чем у нас.

Впрочем, главный мой интерес был вовсе не в творениях почившего Стива Джобса. Я давно хочу прикупить себе хороший, качественный, крепкий (все это важно) чемодан. И я даже модель выбрал. Фирма называется Samsonite, модель Cosmopolite. Фирма делает чемоданы разных размеров, но поскольку я теперь в основном путешествую с половиной, нам нужен чемодан большого объема. А то у нас даже чемодана нет, есть только несколько сумок разной степени обветшалости. Таскать с собой кучу сумок, во-первых, не удобно, во-вторых, накладно. Ушлые авиаперевозчики разрешают провозить одно место багажа (одну сумку-чемодан) на человека, если больше, то каждое следующее место оценивается в 50 евро. Спасибо, не надо.

К большому моему сожалению, выбранный мной чемодан стоит в Москве… только не падайте… 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей. За эти деньги можно не то, что чемодан купить – можно на недельку в Турцию или Египет смотаться. Зато я быстро выяснил, что в Европе он стоит примерно 300 евро.

Долго я обходил торговый центр в Порту, но все же нашел требуемое. Взял за 328 евро, минус 17% португальского налога, который мне возместят при отъезде. Получилось и правда не дорого. Чемоданом я оказался настолько доволен, что постараюсь написать о нем отдельный обзор.

После торгового центра мы с моим чумоданом поехали ужинать. Нашли неплохое по меню, но холодное по температуре заведение, где я впервые за поездку заказал стейк. Приготовлено было хорошо, но его густо облили горчичным соусом, а я люблю просто мясо. Но мы так вымотались за день, что еда пролетела не заметно, на память остался только счет в 130 евро на четверых. Запомнилось лишь то, что здание было настолько небольшого размера, что винтовая лестница в нем занимала чуть ли не половину площади. Под этой лестницей удобно устроился мой мега-чемодан.

Уже довольно поздно ночью в такси по дороге в отеле мы были осчастливлены перепевкой песни Def Leppard «Love Bites» на испанском языке. Звучало так, что авторы ремейка взяли оригинальную музыку и напели в караоке свои стихи. Было психоделично, хорошо, что дорога до отеля не заняла много времени.

Канатная дорога и винокурня
Одним из развлечений, предлагаемым Порту своим гостям и местным жителям является канатная дорога, на которой мы попутешествовали в последний день нашего пребывания в этом интереснейшем городе. Проложена она очень толково, идет строго в гору, что позволяет туристам полюбоваться на реку Дору, несколько мостов через нее, включая мост широко известного гражданина Эйфеля. Местным жителям она позволяет сэкономить много сил и времени, иначе затрачиваемых на пеший подъем. Расстраивает только стоимость: 5 евро в один конец, 8 туда и обратно. Но нас, матерых туристов, такие мелочи не стесняют. Про открывающийся вид рассказывать бесполезно. То же самое, что Изя, рассказывающий Мойше, как поют Биттлз. Нужно послушать/посмотреть самим.


Последним местом нашей остановке в городе Порту был винодельческий цех. Вернее, портудельческий. Заманил нас туда молодой зазывала из Бразилии, а экскурсию проводил то ли менеджер фабрики, то ли не сам владелец. Стоит она три евро на человека, но с обещанием купить что-нибудь из ассортимента портокурни – бесплатно. Гид на очень приличном английском рассказал нам о разных сортах порту. Я уже говорил выше, что приличный порту начинается с десятилетней выдержки в бочках. Дальше идут градации двадцать, тридцать и сорок лет. Далее портвейн разливается по бутылкам и может храниться фактически вечно. Отличие такого портвейна от вина в том, что в бутылках оно не доходит, не дозревает. То есть неважно, пробудет у вас, скажем, двадцатилетний портвейн в бутылке одну неделю, или двадцать лет – разницы никакой не будет. Двадцатилетний Tawny не станет от этого хранения сорокалетним.


Другое дело, портвейн Vintage. К сожалению, не запомнил точно, в чем его отличие от обычного Tawny в плане изготовления, но винтажный портвейн доходит в бутылках аналогично вину. То есть Porto Vintage это хорошее вложение средств. Покупается такой портвейн обычно с расчетом на вскрытие бутылки на какую-то круглую дату. Имеет смысл не скупиться и выбрать призовой винтаж, то есть портвейн, взявший золотую медаль на ежегодной выставке-дегустации напитка. Так я и поступил: выбрал «на память» бутылку винтажного портвейна, золотого медалиста 2003-го года. Обошелся он примерно в 50 евро. Не знаю пока, до какой круглой даты он у меня протянет – у меня вино обычно не задерживается – но пару лет, надеюсь, пролежит. Ну и для алкашей с работы выбрали с половиной по бутылке более приземленного сухого белого портвейна примерно по 20 евро за бутылку.


На этом экскурсия по старинному, удивительно красивому, но довольно не удобному в плане проживания для современного человека городу, подошла к концу. Для такого города – два дня не вариант. Мы не посетили ни одного музея, ни одного храма, все бегом, бегом. На вдумчивое знакомство с городами типа Порту и Лиссабона, в который мы держали путь, я бы рекомендовал потратить не менее недели.

А в Лиссабоне нас уже поджидало празднование наступающего Нового Года…

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Фотоотчет о поездке