воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Противогололедные реагенты

В журнале «Авторевью» прочитал занимательную статью про используемые в Москве противогололедные реагенты. Собственно, никаких срывов покровов в статье нет – приведены достаточно известные факты, но информация хорошо структурирована и подана. Несколько цитат:

«Исторически для борьбы с гололедом во всем мире, в том числе и в СССР, использовали обычную техническую соль. Но начиная с зимы 2001—2002 годов в Москве стали использовать жидкие реагенты и твердые соли на основе хлористого кальция — сегодня в «сухом остатке» на них приходится около 70% от общего объема дорожных химикатов. А самый распространенный у московских дорожников реагент — это водный раствор 22% хлорида кальция и 5% хлорида натрия под названием ХКНж, то есть «хлористый кальций и нат­рий жидкий». Его-то мы и приготовили.

Девятилетний Renault Clio на зимних нешипованных шинах Amtel Nordmaster CL разгоняется до 80 км/ч, начинает экстренно тормозить — и под стрекот АБС замирает через 31,6 метра. Это посуху. На мокром асфальте тормозной путь ожидаемо удлиняется на 2,8 метра. А после полива реагентом? Еще без малого на пять метров! Разница, соответственно, 9 и 24 процента! Много это или мало? Представьте, что перед вами пешеходный переход: либо вы останавливаетесь прямо перед ним, либо на скорости 20—30 км/ч начинаете сметать невинных людей.

Думаете, это сенсация или хотя бы новость для столичных властей?

В 2002 году здесь же, на Дмитровском полигоне (НИЦИАМТ) по заказу московской мэрии проводили испытания новых на тот момент противогололедных реагентов — и выяснилось, что раствор ХКНж снижает коэффициент сцепления с покрытием на 10—20%. Чуть позже Рос­автодор принял «Руководство по борьбе с зимней скользкостью», где черным по белому было написано, что «на дорогах с гладкой поверхностью (литой асфальтобетон) при борьбе со стекловидным льдом запрещается использование хлористого магния и кальция, так как это приводит к образованию на дороге раствора, который снижает коэффициент сцепления до недопустимого предела и, вследствие медленного просыхания по сравнению с хлористым натрием, увеличивает период продолжительности зимней скользкости».

Однако все это не помешало московским властям принять новые реагенты на вооружение!

А ведь помимо этого «Руководства», рекомендаций НИЦИАМТ и здравого смысла использование хлористого кальция противоречит еще и «Правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве», которые гласят, что реагенты «не должны увеличивать скользкость обработанных покрытий, особенно при их использовании в виде растворов». А это уже должностное преступление. Правда, максимальная ответственность за него — штраф.

Ответ пресс-службы Департамента ЖКХ Москвы на все вопросы про ХКНж один: мол, сцепление с политой реагентами дорогой полностью соответствует ГОСТу 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Этот стандарт обязывает дорожников обеспечивать коэффициент сцепления не ниже 0,4. Каков он на самом деле, кто и как его измеряет? А вот это, похоже, никого не интересует! Потому что согласно ГОСТу 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием» измерять сцепление разрешается... только при положительной температуре. А при отрицательной дороги можно поливать вообще чем угодно! Чем московские власти и занимаются.

Остается лишь вопрос — зачем? Ответ на него нашелся на сайте www.zakupki.gov.ru. Твердые реагенты трех видов Москва закупает в равных долях, по 26—28 тысяч тонн, а жидкого — 260 тысяч тонн. Мы прикинули стоимость всех реагентов по средним оптовым ценам с учетом стоимости доставки в Москву: то, на что московские власти тратят 1,6 млрд рублей, можно закупить и доставить примерно за 1,2 миллиарда. А обычная техническая соль в этом объеме обошлась бы столице еще в шесть раз дешевле — примерно в 250 млн рублей!

Причем важнейшим аргументом против хлористого кальция шведы посчитали именно время высыхания. Чем дольше дороги остаются влажными, тем интенсивнее они разрушаются: вода с поверхности проникает вглубь покрытия и, замерзая по ночам, буквально разрывает асфальт! Что мы и наблюдаем в столице каждой весной.»


Ссылка на заметку

Следствия эффективной хозяйственной деятельности Московских властей имеют удовольствие испытывать на себе столичные автолюбители, ежедневно простаивающие многокилометровые пробки из-за множества аварий.