пятница, 10 февраля 2012 г.

«Время» («In Time»)

28-милетнему Уиллу Салласу вечно не хватает времени. Уиллу не повезло родиться в «прекрасном» будущем, где все человечество генно модифицировано, и по наступлении 25-лет перестает стариться. Чтобы Земля-матушка окончательно не была заполонена молодыми, красивыми и бессмертными людишками, хитрые ученые ввели универсальное средство взаиморасчетов – время, и дали в распоряжение каждого человека ровно один год. Для самоконтроля в руку каждому индивиду вставили таймер с табло от видеомагнитофонов 1980-х годов, светящееся потусторонним зеленоватым светом. К сожалению, прекрасные ученые, сумевшие сделать человека бессмертным не позаботились о простейшей функции диммера, и сколько кому отмеряно времени, выставляется на всеобщее обозрение, чем не гнушаются пользоваться темные личности.

Толковые ученые придумали, что для регулирования поголовья люди могут меняться друг с другом временем – нужно только пожать друг другу руки. Уиллу, живущему одним днем, однажды подфартило: ему передал более ста лет жизни один уставший от бессмертия богатей. Но это не помогло Уиллу спасти свою молодую, красивую и бессмертную мать, у которой в последний момент кончился таймер. Теперь Уилл полон решимости отомстить системе за смерть родителя, для чего перебирается в квартал для времянных богачей, отжимает еще тысячу лет в казино у супер-богатея, охмуряет его дочуру и пускается с ней во все тяжкие. И все бы хорошо, но стражи времени, осуществляющие постоянный мониторинг ресурсов, не могут позволить такого разбазаривания средств каким-то выскочкой из гетто, поэтому объявляют за Уиллом настоящую охоту…

***

Фильм «Время» следует отнести к жанру антиутопии. Замес изначально интересный, но, как это часто случается с интересными сюжетами, Голливуд все испортил. Было бы замечательно хотя бы в общих чертах рассказать зрителям, кто, зачем, и, главное, как произвел мутацию всепланетного масштаба. Ответ на вопрос «кто», кстати, даст ответ на вопрос «зачем». Вряд ли это сделали христиане или буддисты. Первых (в основном) ждет Рай после смерти, и им вечная жизнь полная страданий ну никак не нужна. Цель и смысл жизни вторых – достичь Нирваны после цепи перерождений, и потенциально бесконечно задерживаться в одном теле им резона нет. Можно конечно прожить отведенные тебе 25 лет, а по достижении передать отмерянный тебе год кому-то другому, но за 25 лет карму особо не почистишь, и путевку в Рай не заслужишь. Если жить дальше, то жизнь превращается в борьбу за драгоценные минуты, и свободного времени для чистки кармы уже не останется.

Но допустим, это все очередной заговор мирового жидо-массонства. Но это не отвечает на вопрос «Зачем». Допустим, все стали молодыми и бессмертными, но почему проблема перенаселения и нехватки продуктов решается увеличением прожиточного минимума для бедных? Почему их просто не разбомбить к чертям собачьим, чтобы золотой миллиард (миллион, тысяча) жила без забот? Времени у них навалом, стражи времени больше не нужны. Вон, цивилизованный Запад в реале давно уже проводит эту политику в Африке, Азии да и в России тоже. Не везде пока успешно, но все же. В циничном мире будущего, где нет никаких моральных тормозов, этот вопрос можно было решить за день. Тогда бы и таймеры не понадобились.

Зачем понадобилось делать бессмертными сразу всех? Почему бы не продавать это как привилегию за немеряные бабки? При таком подходе даже геноцид бы не понадобился. Все неугодные перемерли бы естественным путем, а избранные остались бы сидеть на своих денежных мешках вечно. Вот в нетленке «2012» авторы грамотно проработали этот аспект, а здесь киношники что-то засбоили.

Несмотря на то, что создатели фильма халатно отнеслись к рассмотрению серьезных вопросов, и ограничились лишь поверхностным триллером, во время просмотра в голову приходило много всякого разного. Вот например, герой Тимберлейка живет с весьма эффектной девушкой, и мы только через некоторое время понимаем, что это его мать. Но что мешает всем исключительно молодым, красивыми и бессмертным практиковать инцест? Понятно, это противно, но только если смотреть с нашей точки зрения. А у общества бессмертных, но ограниченных во времени людей, мораль должна серьезно трансформироваться в месте с генами. Вопросы морали авторы вообще не затрагивали, для них это явно слишком серьезно. У них – нынешние люди с нынешними моральными ценностями вдруг откуда ни возьмись стали бессмертными. Но не будем отвлекаться.

Беднякам вроде Уилла и его матери приходится крутиться как уж на сковородке чтобы в буквальном смысле умудриться прожить еще один день. И если рассматривать проблему нехватки времени и наличия плотских желаний в этой плоскости, то практика инцеста становится не такой уж отвратительной вещью. Да и за генофонд теперь бороться не нужно, вырождение им грозить не должно – и так ведь все молодые и бессмертные. Ну а что дети дураками получатся – не страшно, их и так полно. Вон, сколько павианов по автодорогам носится, как будто все они сплошные жертвы инцеста.

Далее. Если генетики такие уж гениальные, что смогли сделать бессмертного человека, то почему не устранили такой фундаментальный «дефект» homo immortalis как сон? Если ты не изнашиваешься, значит, не устаешь, значит, и отдых с перерывами на сон тебе не нужен по определению. Организмы изнашиваются, и чтобы остановить износ нужно по-сути отключить метаболизм. Но тогда жизнь прекращается.

И уж вдвойне не нужен сон, отдых и обеденные перерывы, поскольку теряется впустую столь драгоценное время. Есть ведь тоже не обязательно, ну а побухать будучи бессмертным – это же счастье! Никакого похмелья на утро! Но как показывают создатели фильма, бессмертные, в лице спившегося друга Уилла в отличном исполнении Леонарда из «Теории Большого Взрыва» страдают от похмелья еще как. Можно даже – внимание – упиться насмерть! Да и застрелиться-разбиться насмерть ничего не стоит. В чем тогда смысл бессмертия? Сидеть в коконе и трястись над своей шкурой? Что же тогда Уилл гоняет по горным серпантинам на гоночном автомобиле?

Адские циферблаты в руках – отдельная песня. Идея как таковая забавная, но уж больно дико выглядит реализация в фильме. Ладно, что светятся они как фонарь в ночи, особенно это заметно в сцене ночного купания. Ладно, что позиций на «дисплее» хватает только на 999 лет, а богачи при этом спускают тысячи лет в казино. Ладно, что время здесь это всего лишь цифры на калькуляторе, ничем не обеспеченные, и при желании можно убить всех в один момент или сделать бессмертными пожизненно (типа каламбур). Но когда любой кретин может несколько секунд подержаться за твою руку, пока ты спишь, например, и просыпаешься ты уже мертвым – это вообще за гранью добра и зла! Никакого защитного механизма не предусмотрено. Вместо этого нам показан какой-то дебильный тайм-реслинг, но реализована идея просто из рук вон плохо (еще один каламбур). Но и это не все: совершенно не раскрыта тема травм и увечий. А если кому-то руку/руки оторвет, то как быть? Нет ответов.

Обсуждать затраты времени на работу на заводах для производства самых простых товаров или вождение автобуса смысла нет. Серьезно обсуждать ограбления банков времени, временные зоны, «флешку» с миллионом лет, стражей времени, у которых в самый ответственный момент «садятся батарейки», и опытнейший оперативник отправляется в утиль – тоже смысла нет. Настолько все не додумано и не дореализовано, что бессмертие с точки зрения фильма «Время» – тема настолько «дырявая», что обсуждать наверченное – потерянное время. Опять каламбур, я сегодня жгу.

Зато неожиданно для такого фильма понравились актерские работы. Джастин Тимберлейк абсолютно не интересует меня как музыкант, но как актер он раз за разом демонстрирует очень неплохие данные. Это далеко не раскрученная гламурная звезда, чье имя на афишах должно привлекать в кинотеатры тинэйджеров (а-ля Бритни Спирс или Вера Брежнева). Это достаточно серьезного дарования актер, без всяких скидок. Талантливый человек талантлив во всем. Молодец, Джастин, так держать. Очень порадовал Киллиан Мерфи, сыгравший главного стража времени. Это чуть ли не первая на моей памяти работа, когда Киллиан выглядит не как милый жеманный мальчик с глазами на мокром месте, а как настоящий крутой мужик. Про Леонарда из «ТБВ» я уже сказал, также с удовольствием очередной раз посмотрел на Оливию Уайлд – Тринадцать из «Хауса». А вот исполнительница главной женской роли Аманда Сэйфрид не понравилась совершенно. Мало того, что не показала никакой нормальной актерской игры – так, носила себя туда-сюда, но Аманда во «Времени» еще и страшна как моя жизнь. Такие глаза на выкате, будто ей в задницу пятилитровую клизму только что засадили. Что характерно, в «Красной шапочке» она такого впечатления не производила, хотя и там игра ее была дрянная.

Перевод и дубляж выполнен на традиционном для наших дней уровне, то есть никак. Если актер, дублирующий Тимберлейка еще туда-сюда, то остальные просто зачитывали текст в микрофон. Фраза «мы сделали это» замечена не была, а вот название фильма как всегда оказалось переводчикам не по зубам. Открываю секрет: «время» по-английски будет просто « time», а сочетание с предлогом «in», т.е. «In Time» в данном случае переводится как «Вовремя». Сразу понятно, что не «Время» главное для героев – для них нужно успеть «Вовремя»: чтобы спасти мать, спасти себя, любимую и друзей по гетто. Название при таком раскладе немедленно начинает играть новыми красками.

Тема бессмертия в литературе и кино далеко не нова, но весь опыт нашей планеты говорит о том, что «ничто не вечно под луной». Мир потенциально бессмертных людей, рискующих умереть в любой момент от нехватки времени, это беспощадный но очень интересный для исследования мир. В частности, это мир, в котором человеческая жизнь ничего не стоит, и люди смотрят на смерть окружающих с равнодушным пожатием плеч. Богатые здесь стали еще богаче, бедные – беднее во всех смыслах этого слова. И если раньше и для бомжа с Курского вокзала и для Бориса Абрамыча Березовского было одно общее мерило, один общий знаменатель – смерть, эта высшая справедливость, то теперь у людей отняли и ее. Если бессмертие когда-нибудь все-таки изобретут – все будет так, и никак иначе.

Поднятая в фильме тема порождает просто массу вопросов и мыслей, на которые создатели «Времени» не дают никакого ответа, даже не пытаются. Вместо этого они увлекаются то мелодрамой, то экшном, а в конце вообще все скатывается к какой-то дурацкой пародии на «Бонни и Клайд». Мог бы получиться глубокий фильм, поднимающий ряд грандиозных общечеловеческих вопросов, а вместо этого получился очередной бездумный голливудский фаст-фуд.

Отстой.

2 коммент.:

Побе комментирует...

есть! крутой отчет!сногшибательная рецензия на фильм! после просмотра данного фильма пыталась найти подобную рецензию-чтобы удовлетворить свое негодование фильмом-но не могла найти. Теперь я удовлетворена)

Женя. Класс!

евГений комментирует...

Всегда пожалуйста, для этого и пишу.