четверг, 24 мая 2012 г.

«Аноним» («Anonymous»)

Создатели фильма предлагают нам переосмысление истории темной личности известной нам под именем Уильям Шекспир. Авторы не без основания предполагают, что известный даже столетия после смерти драматург не мог не оставить после себя никаких письменных свидетельств своего творчества. Все его произведения дошли до потомков в виде рукописных копий, выполненных левыми людьми. Это неспроста. И вообще странно, что сын ремесленника стал великим писателем при том, что достоверно известно, что его братья-сестры вообще были неграмотными. Так что, говорят авторы картины, посмотрите нашу версию того, кто на самом деле написал великие творения под псевдонимом Уильям Шекспир…

Автором этого любопытного псевдо-биопика выступил небезызвестный многим режиссер Роланд Эммерих, автор таких нетленок как «Годзилла», «День Независимости», «Послезавтра» и «2012». Судя по количеству фильмов-катастроф в портфолио режиссера, ему очень нравится устраивать на Земле различные тип-топы. Чем масштабнее, тем лучше. Даже странно, что он занялся таким непрофильным для себя жанром. Что же получилось у мастера катастроф в фильме «Аноним»?

На мой взгляд, вышло очень и очень неплохо. Очень понравилось самое начало фильма, будто бы «Аноним» это бродвейский спектакль, и после вступительного слова действие из театральных декораций переносится в «реальность». Кстати, эта воссозданная реальность смотрится очень аутентично: все эти замки и бараки, дворцы и грязища не мощеных улиц, костюмы богачей и бедняков, подмостки общественных театров и VIP представления у знати – все очень и очень достоверно.

Очень понравилась актерская игра. Из всей бригады лично я знаю только ветераншу Голливуда Ванессу Редгрейв. Бабушка выступила отлично, остальные актеры тоже не подкачали. В других фильмах Роланда Эммериха его умение руководить актерами было не особо заметно, там ему было интереснее всяких разрушений побольше намутить. Приятно видеть, что таланты Роланда простираются несколько дальше рисования катастроф.

Фильм я решил посмотреть в русском дубляже. Для меня это не характерно, но руководствовался я мыслью, что интересно посмотреть, как наши дубляторы, которые и с примитивными боевиками подчас справиться не могут, переведут яркий устаревший слог Вильяма нашего Шекспира. Ну и мне воспринимать на слух высокопарный слог в оригинале трудновато. На мое удивление, перевели и озвучили «Анонима» очень не плохо. Шекспировские тексты переводили явно не сами, а использовали широко известные «классические» переводы. Я не проверял, какими именно переводами они воспользовались, заметил только что в «Гамлете» в сцене убийства Полония через занавеску принц датский простился с ним не теми словами, которые помню я. За исключением пары косяков в разговорных моментах, слух ничто не резало. Я считаю это серьезным достижением наших специалистов по дубляжу.

Что же касается лейтмотива фильма «Кто же на самом деле был Шекспир», то авторы занимают четкую позицию: написать такие произведения мог только человек из знати. Во-первых, так владеть слогом мог только очень образованный человек, а беднякам образование было просто недоступно. Во-вторых, расписывать тонкости взаимоотношений королей и прочей знати в таких пьесах как «Генрих Пятый», «Ричард Третий», «Макбет» или «Гамлет» мог только человек, который сам во всем этом варится. Ну а поскольку в те времена сочинительство среди знати считалось занятием недостойным, то продвигать свои творения в массы автор мог только через подставного простолюдина. В принципе, все очень логично.

Более того, фильм закручен так, будто Шекспир писал большинство своих сюжетов основываясь на личном опыте. Знатоки его творчества неоднократно испытают радость узнавания. В окружении «настоящего Шекспира» строго хорошие герои и мерзавцы: хорошие за народ и демократию, а мерзавцы лишь плетут интриги с целью продвинуться во власть и нахапать побольше денег. Тут тебе и добрый писатель, который, впрочем, не гнушается заколоть через занавеску прячущегося человека (отсюда прием убийства Полония в «Гамлете»), тут и шалава-королева, предающаяся инцесту с сыном и рожающая от него ребенка которого впоследствии приговаривает к смерти, тут и адский наделенный горбом злодей («Ричард Третий»), пытающийся сместить королеву и посадить на трон своего ставленника. И многое другое.

Авторы фильма явно преследовали цель максимально стилизовать свое творение под творчество Шекспира. Проблема в том, что сценаристы фильма «Аноним» даже близко не шекспиры. Все интриги фильма сводятся к довольно примитивной псевдоисторической драме. Но это не их вина – просто Шекспир в своих произведениях задал уж больно высокую планку.

На волне засилья попкорновых блокбастеров, фильм «Аноним» - как глоток свежего воздуха. Я посмотрел не без удовольствия, в процессе у меня часто возникали ассоциации с фильмом Милоша Формана «Амадей». В чем-то они очень схожи. И это сравнение – комплимент Роланду Эммериху. Оказывается, он вполне умеет снимать хорошие фильмы. Рекомендую.

2 коммент.:

Жена маркетинга комментирует...

Очень интересная теория. обязательно посмотрю

ЖАН комментирует...

Отменный обзор!!! СПАСИБО!!!