пятница, 29 июня 2012 г.

Белоснежка и охотник» («Snow White and the Huntsman»)

Я уже довольно давно заметил за Голливудом интересную тенденцию. К летнему сезону попкорновых блокбастеров они выпускают фильмы на одну тему парами. Навскидку могу назвать вышедшие почти одновременно в 1998-м году фильмы про войну «Спасая рядового Райана» и «Тонкая красная линия». В том же 1998-м конкурирующие студии компьютерной анимации Pixar и Dreamworks порадовали зрителей мультфильмами «Жизнь жуков» и «Приключения Флика». В 2000-м году, Голливуд увлекся планетой Марс и порадовал (в кавычках) нас фантастическими трэшаками «Красная планета» и «Миссия на Марс». При желании, список можно продолжить, но тенденция, думаю, очевидна. Судя по всему, голливудские студии отслеживают настроения и интересы зрительской аудитории, и выпускают продукт, ориентированный на сиюминутный спрос. Качество такого продукта, как правило, оставляет желать лучшего.

В 2012-м, судя по всему, в почете сказки. Больше всего «повезло» Белоснежке и ее семи гномам, благодаря Голливуду, пережившую нынче настоящий ренессанс. Недавно мне удалось посмотреть картину «Белоснежка: месть гномов», оказавшуюся отличной стебной пародией. А за финал в стиле классического индийского кино, когда даже висящее на стене ружье, в конце начинает петь и танцевать – отдельное спасибо, давно так не веселился. А тут – гляжу – очередная «Белоснежка» подоспела, к тому же с каким-то охотником. Дай, думаю, посмотрю. Посмотрел, долго не мог отойти! Рецензия получилась развернутая, ибо мысли так и переполняют.

Кино начинается с показа мамы Белоснежки, королевы, которая посреди зимы гуляла по саду, нашла в нем цветущую розу, уколола палец, и, трижды окропив снег красненьким, постановила, что у нее родится дочь с кожей белее снега, губами ярче крови и волосами чернее вороного пера. Сказано – сделано. Мама королева и папа король, правитель счастливого королевства, настрогали дочь, и стали жить-поживать. Маленькая Белоснежка крепко сдружилась с мальчиком по имени Уильям, сыном правой руки короля, герцога Какого-то. Мальчик Уильям отважно лазил для Белоснежки на дерево за молодильными яблоками.

К сожалению, лет через десять после родов королева отошла в верхнюю тундру, а папку короля охмурила тетенька по кличке Равена (Шарлиз Терон). В первую же брачную ночь новоиспеченная королева отравила нашего королька, и для верности всадила в его королевскую грудь сарацинский кинжал. Непонятно, откуда она его взяла, поскольку сказочное королевство было явно католическое, там даже «Отче наш» читали. Перед кончиной короля, злодейская тетя дала ему понять, что все мужики сволочи, живут по принципу «сунул, вынул и пошел». А тетенькам хочется большой и чистой любви, поэтому сдохни, тварь!

Королевство было немедленно захвачено воинами деспотичной Равены во главе с гламурным альбиносом, по совместительству родным братом узурпаторши. Первым делом в секретную комнату слуги притащили большую спутниковую тарелку, у которой королева спрашивала «Кто на свете всех милее». Удовлетворившись ответом «Ты прекрасна, базара нет», королева для верности высосала жизненные силы у молодой страшильды и приняла ванную с кефиром, с полным погружением в оную (ныряла голой, но в короне). А Белоснежку, не успевшую сбежать, заточили в темницу. Жалко, железную маску нацепить на нее не додумались, получился бы отличный реверанс Дюма.

Прошло 10 лет. Посреди казематной грязищи Белоснежка выросла чисто белый лотос (Кристен Стюарт) – вся такая эффектная! Кожа белая, потому что солнца все эти годы не видела, волосы черные – от грязи. С губами создатели фильма не определились, наверное, ярко-красные они стали от завалявшейся в темнице помады и прочего мейкапа.

А тут, значит, Равена, сверившись очередной раз у спутниковой тарелки, кто продолжает удерживать титул «Мисс Вселенная» с досадой узнает, что на пятки ей наступает молодое поколение – Белоснежка. Самое западло, что у Белоснежки есть хоть и небольшой, но все же шанс прикончить Равену и лишить ее колдовской силы. Но и Равена в свою очередь может получить неплохие дивиденды от убийства падчерицы, среди которых чистился вечная молодость. Нужно лишь вырвать у Белоснежки сердце – делов-то! К сожалению, брат-альбинос запорол все дело, Белоснежка сбежала из-под охраны, смывшись в туалет.

Добравшись по канализации до водоочистных сооружений, Белоснежка обнаруживала поджидавшего ее – вдруг откуда ни возьмись – белого коня. Намек понят! Беглянка оседлала жеребца и погнала от преследующей ее банды зловещего альбиноса, чисто Арвен, улепетывающая от назгулов в «Братстве кольца». План-перехват, как обычно, результатов не дал: белый конь завел Белоснежку в чОрный-пречОрный лес, на опушке которого она утопила бедную коняшку в болоте, и отключилась, отведав галлюциногенных грибов.

На поиски белой девушки в чОрном-пречОрном лесу королева отправила самого надежного человека – местного алконавта с суицидальными наклонностями (Крис Хэмсуорт). Алконавт, естественно не подвел, и, не медля ни минуты, переметнулся на сторону Белоснежки, порубал подручных королевы и был таков. Одновременно, слухи о Белоснежке достигли повзрослевшего Уильяма, косящего под Логоваза, и ловко расстреливавшего всех несогласных из лука. Уильям цинично прикидывается плохим, и вступает в сговор с бандой альбиноса.

Как будто этого было мало, на сцену вылезают пьяные карлики, они же гномы-шахтеры. Попинав для приличия бока алконавту-охотнику и Белоснежке, гномы приносят присягу своей принцессе и ведут ее в заповедный лес на стрелку с мега-оленем. Вообще-то, символом непорочности и чистоты обычно выступает единорог, но чтобы не повторяться с белым конем, утопленным в болоте, в роли единорога выступил белый северный олень с огроменными рогами. Но банда альбиноса выследила путешественников и здесь. Охотнику вконец всех задолбавшего альбиноса пришлось жестоко убить в стиле «А я как-бы из последних сил». После этого настроение группы несколько улучшилось, и даже потеря одного из карликов, не умерила их боевого пыла.

На одной из стоянок Белоснежка пошла побродить в одиночестве по незнакомому зимнему лесу, пока остальные спали. Очевидно Белоснежке так лучше думалось о судьбах мира и как отбить трон у зловредной Равены. Но Равена тоже не дура: она прикинулась Уильямом, поцеловалась под его личиной с Белоснежкой, а потом накормила непорочную принцессу волосатым яблоком. Да так, что Белоснежка впала в кому. Яблочко, видать, опрыскали какой-то гадостью, как в той рекламе. К сожалению, завершить начатое королеве не дали, иначе кино бы кончилось.

Белоснежку, наконец-то, доставляют в замок Уильяма, где ее, неподвижную и бездыханную, при первой же возможности целует алконавт-охотник. Пробудившись от исходящего от охотника дикого перегара, Белоснежка, даже не надев тапочки, выбегает на улицу, и толкает пламенную речь чисто Ленин на броневике. Уже на следующее утро всей толпой они скачут штурмовать замок королевы Равены, равнодушно взирающей на сотню конников, чисто Саруман. При помощи карликов-донбассовцев, пробравшихся по канализации в замок и поднявших ворота, отряд всадников во главе с закованной в латы Белоснежкой (наверное, чтобы сердце не вырвали) штурмом взял замок. И не смотри, что защитников было на порядок больше, орудовали они на господствующей высоте, плюс королева метала файрболы. Добро, оно всегда побеждает зло! В финальном чукалове Белоснежка подло тыкает ножиком в Равену, немедленно восходит на трон, строит глазки охотнику (взаимно), после чего все живут долго и счастливо. Конец. Уф!
***

Романтичным девушкам кино, безусловно, нравится! Особенно Кристен Стюарт, запомнившаяся им главной ролью в гламурных «Сумерках» и кросавчег Крис Хэмсуорт, напоминающий им Брэда Питта. На мой взгляд циничного ворчуна, актриса из Кристен Стюарт никакая. Почти все ее эмоции в фильме сводились к прищуренному взгляду, будто она плохо види,т и к приоткрытому рту с неестественно белыми зубами. После 10 лет тюремной баланды и антисанитарных условий именно такие зубы у заключенных и бывают, ага. Крис Хэмсуорт был пободрее, периодически хохмил, но на звание серьезного актера он пока не тянет.

Самое светлое, что есть в этом фильме, это Шарлиз Терон. Тетка выступила просто мега! Супер игра, настоящая мерзавка, злодейка и психопатка, из-под тонны гадостей которой периодически все-таки прорывается что-то человеческое. Это я про ее детские воспоминания, не дающие зрителям воспринимать ее как эдакую Доктор Зло. Ну и брательник-альбинос был отличный – такого скользкого мерзавца изобразил, любо-дорого смотреть.

Поставлен фильм, кстати, неплохо. С технической точки зрения все в полном порядке, спецэффекты вполне спецэффектные. Немного раздражали только неправдоподобные животные: сороки-вороны, там, всякие и т.п. Толково снять живых птиц то-ли поленились, то-ли умения не хватило. И если бы не чудовищный сценарий, могло получиться вполне неплохое псевдосказочное кино. Но благодаря трем неким братьям-акробатьям, получилась феерическая бредятина! Я навскидку даже и не вспомню, где я еще видел такой адский накал идиотии. Хотя нет, вспомнил: «Милые кости»! Тоже адский фильм. Если честно, я подозревал в написании сценария «Белоснежки и охотника» тоже тетеньку, но ошибся. Или, может быть, это были какие-то неправильные дяденьки!

Задрав уровень тупняка, авторы умудрились напихать в фильм все возможные штампы. Половина фильма выглядит как дурная калька с «Братства кольца», только вместо Фродо выступает Белоснежка, вместо Арагорна – Охотник, Боромира и Леголаса одновременно вобрал в себя Уильям, а заместо Гимли и хоббитов выступали гномы. Во время просмотра меня так и подмывало крикнуть: «Фёдор!!!»

В этой рецензии я даже не буду утруждать себя подробным разбором творящегося на экране на протяжении больше двух часов. Некоторое представление, надеюсь, дали мое саркастическое изложение сюжета. Перечислю буквально несколько. Охотник вместо лука оборудован топором, лук зачем-то отдали мутному Уильяму. По мнению создателей фильма с топором охотиться сподручнее. Штурмовать замок отправилось максимум сотня всадников, половину из которых подбили на подходе. Проникнуть в замок через сортир доверили лишь гномам. Канализационный слив, кстати, ничем не перегорожен – заходи кто хочешь, бери что хочешь. Проникнув в замок вместо того, чтобы перебить охрану сидя на лошадях, кавалеристы спешились и пошли в рукопашную. Ну и самый радостный эпизод: когда мятежница Белоснежка с остатками людей подошла к закрытым воротам замка, стало ясно, что еще минут пять, и их всех перебьют. На предложение оступить она гроздно ответила: я им пообщала, что я победю, мы остаемся! Гениальный полководческий ход.

Этот бред я посмотрел даже с удовольствием, только смотрел я это как адскую комедию, а не пафосную фэнтези. Реально покоробил меня только один момент: Охотник, прощаясь с впавшей в кому Белоснежкой, сказал такую фразу: «Теперь ты будешь царствовать на Небесах, а прислуживать тебе будут ангелы». При серьезном накале католицизма в фильме, слышать такое богохульство было странно. Место правителя на Небесах уже как-бы занято. Но возможно, это «ловкая» интерпретация от наших дубляторов. Кстати, про дубляж.

В переводе очень часто пришлось выслушать yoda-style. Знаменитую фразу «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи», презрев авторитет А.С.Пушкина перевели собственным креативным способом. В итоге получилась какая-то мутная беззубая туфта. Кстати, в фильме «Белоснежка: месть гномов» тоже проигнорировали Пушкина, и выдали свой, третий вариант. Так что у нас кто в лес, кто по дрова. Переводом и переозвучкой песен заморачиваться не стали, поэтому посреди фильма герои вдруг начинают разговаривать по-английски. Считаю, это мощная находка, так держать, господа дубляторы! Почему-то не услышал любимое «Мы сделали это», что-то вы засбоили.

Так стоит смотреть «Белоснежку и охотника»? Я считаю, безусловно, стоит. Ибо Шарлиз Терон чудо как хороша, и играет просто здорово! Плюс приличные спецэффекты. Кстати, тезис о том, что Белоснежка красивее королевы, когда их играют Кристен Стюард и Шарлиз Терон, не выдерживает никакой критики. Шарлиз этой стремной Кристен даст сто очков вперед, хотя она уже к сороковнику подбирается.

Подводя итоги. Голливуд, по-моему, потерял последние остатки разума. И совести. Я так и не понял, что они хотели показать, какую мысль высказать своим фильмом. Говорите, это сказка, поэтому нечего придираться? Ну если в сказке можно лепить любую пургу, презрев здравый смысл, то, конечно, да. Только вот осмелюсь заметить, что хорошие, популярные спустя века сказки, такой идиотией не страдают. Напиши какой-нибудь Ганс Христиан Андерсен подобную «сказку», ему благородные потомки точно памятник не поставили бы.

Смотреть это кино нужно исключительно в измененном сознании, тогда оно вполне прокатит. Я же был абсолютно трезв, мозг, несмотря на невысыпание, работал. В результате и родилась эта рецензия.

1 коммент.:

Александр комментирует...

Тоже смотрел, кино жесть, Белоснежка тоже=)) Раздражает что в фильме ничего не объясняется, логики нет(