среда, 25 июля 2012 г.

«Боже благослови Америку» («God Bless America»)

Фрэнка все достало. Достала раскалывающаяся голова и бессонница из-за уродов соседей, орущих друг на друга по ночам. Достал их неумолкающий ни на минуту грудной ребенок. Достало, что его машину, припаркованную по всем правилам, вечно запирают на стоянке. Достали кретины, беспрестанно несущие ахинею по радио и телевизору. О, да, как же Фрэнка достало телевидение! Все эти идиотские реалити-шоу, в которых тупые, наглые как обезьяны подростки закатывают истерики, потому что папаши дарят им Лексусы вместо Кадиллаков Эскалейд. И шоу «Дом-2», в котором дошло до кидания друг в друга использованными тампонами, вынутыми в прямом эфире из причинных мест. И «15 минут славы» со всеми этими вылезающими непонятно откуда бездарями, которые мнят себя супер-звездами. И бесстыжие лоснящиеся проповедники. И кретины, мнящие себя экспертами по всему на свете, несущие с экранов несусветную чушь.

Фрэнка безмерно расстраивает и собственная дочка, которая живет с его бывшей женой и растет такой же невоспитанной стервой-потребительницей. Для него на свете осталось так мало вещей, которые его не достали. Одна из них – коллега по работе, к которой Фрэнк питает теплые чувства. К его сожалению, коллега оказалась двуличной стервой, и за невинный жест – послать ей цветы на дом – настучала в отдел кадров. Фрэнка немедленно уволили. Последней каплей стал мерзкий докторишка, который сообщил Фрэнку об обнаруженной у него опухоли мозга, параллельно ругаясь по мобиле с автосалоном по поводу цвета обивки потолка новой машины. Фрэнк думает покончить жизнь самоубийством но перед смертью решает сделать этот мир чуточку лучше. Фрэнк желает избавить мир от самых мерзких представителей человеческого рода, выплескивающих через СМИ свой оболванивающий негатив на обывателей. Избавиться от тех, кто заслуживает смерти.

Свидетельницей первого опыта – казни теле-скандалистки в ее нежеланном Лексусе – становится 16-ти летняя девушка Рокси. Ее, также как Фрэнка, достала окружающая пошлая мерзость, хотя она смотрит на действительность под несколько другим углом. Почувствовав во Фрэнке родственную душу, Рокси отправляется с ним по Америке сеять разумное, доброе, вечное...

***

«Боже благослови Америку» это очень мощная сатира на современную американскую культуру, общество и ценности, которые американцы успешно экспортировали практически во весь остальной мир. По сюжету он напоминает одновременно фильмы «Прирожденные убийцы», «Достучаться до небес» и «С меня хватит!». Во всех этих картинах показан бунт «маленького человека» против общества и сомнительных ценностей этого общества. Сомнительных, на его взгляд, ведь обществу как раз ништяк. Толчком к бунту, при котором «маленький человек» выпадает из системы и начинает с ней войну, может послужить все что угодно. В случае «Боже благослови Америку» – это известие о твоей скорой и неминуемой кончине.

Режиссером картины выступил небезызвестный Бобкэт Голдуэйт. Помните забавного, постоянно орущего дурным голосом панка из второй и дальнейших частей «Полицейской академии»? Я даже не знал, что с виду такой придурковатый чел на самом деле еще и талантливый сценарист, продюсер и режиссер. Прямо разрыв шаблона. «Боже благослови Америку» с полным правом можно назвать авторской работой Голдуэйта, выступившего и автором сценария и режиссером. Бобкэт очень верно выбрал крайне жесткий и натуралистичный стиль повествования. Тема картины острая и больная для современного общества, поэтому нечего сиськи мять.

Чтобы понять прелесть этого фильма, нужно понять главное: убийство, как способ устранения проблемы, здесь не смакуется, не пропагандируется и даже не оправдывается. Герои понимают, что творят зло. Но они болезненно осознают и то зло, которое причиняют обществу их жертвы. Они выбирают из двух зол, вышибают клин клином. Просто этот клин, этот ответ – асимметричен. Только таким ответом можно заставить понять людей всю аморальность поведения таких вот выродков. Кроме того, убийства, продемонстрированные в фильме, это еще и художественный прием. Сами подумайте: сколько раз вы мечтали вот так асимметрично ответить уроду, перегораживающему два парковочных места, наплевав на окружающих? Или трындящему по мобиле в кинотеатре? Лично я – неоднократно, поэтому в этих сценах радостно хлопал в ладоши.

Большинство киношных асоциальных персонажей, как правило, достаточно отталкивающие типы. Собственно, как и в жизни. Но Джоэлю Мюррею и дебютантке Голливуда Таре Линн Барр удалось создать харизматичных и чем-то очень близких персонажей. Джоэль Мюррей (родной брат Билла Мюррея) великолепен в образе эдакого тюти, который может периодически взрываться страстными монологами о современном обществе. Рокси, в силу возраста, не видит общей картины мира, пока только отдельные яркие пятна, но она обрушивается с критикой, например, на современную музыку с не меньшей страстью. А уж как она пропесочила современных готов и панков, весь свой имидж и идеи нагло сперевших у Элиса Купера – это нужно слышать. За вдумчивую проработку темы творчества дедушки Алиса – отдельное спасибо!

Разумеется, Фрэнку и примкнувшей к нему Рокси не выиграть начатую ими войну. Но цель состоит не в этом. Их цель – забрать с собой как можно больше всяких моральных уродов, развращающих и отравляющих общественное сознание, а что будет с ними, им все равно. Поскольку обществу нечего противопоставить одиночке, ставшему выше него, задача Фрэнка резко упрощается. Истеричные стервы, дебилы-подростки в кинотеатрах или конченые козлы, занимающие два места на парковке, считают «все нормально, так и надо» и никак не ожидают, что за такую «ерунду» их могут без затей грохнуть, как бешеных собак.

В фильме Фрэнк предельно доходчиво объясняет причины развязанной им войны. Проблемы, поднятые в фильме, универсальны, было бы большой ошибкой думать, что нас это не касается. Фильм можно было бы назвать «Боже благослови Россию» – ничего бы не поменялось. Обыватели, плотно сидящие на телевизионном наркотике, воспринимают транслируемые передачи как лучшее из того, что может быть. Вам показывают «Евровидение» и «Фабрику звезд», и спустя определенное время вам кажется, что это верх музыкального искусства. Вам десятилетиями крутят «Аншлаг» с Петросяном, и вы уже не понимаете другого юмора. Вам показывают пошлейший «Дом 2», и вы уверены, что это и есть любовь. Вам дуют в уши оборзевшие теле-проповедники и бесстыжие политические комментаторы – и вы уже с пеной у рта практикуете гонения на Pussy Riot, и с воем требуете очередной десталинизации.

У вас ведь кишка тонка самим слезть с телевизионной «иглы». Вы не отличаете хорошую литературу от творений бумагомарак типа Дарьи Донцовой. Вы не можете наслаждаться настоящей музыкой – ее для вас заменили сгенеренные на компьютерах такими же приматами сэмплы да «тынц-тынц» драм-машин. Вы разучились наслаждаться красотами природы. Вы разучились общаться между собой. Все что вы можете – это перемалывать темы, вброшенные вам зомбоящиком, газетами и радио. В конце концов вы лишились того самого, что делает человека человеком: способности к абстрактному мышлению. Вы просто не в состоянии больше думать своим умом. Думать, осуществлять мыслительный процесс, значит предпринимать усилия. А вам лень напрягаться, поэтому вы доверили свои мысли коробке под названием телевизор. Вы стали лишь бездумным придатком к ящику, из которого вещают самые бесчестные и беспринципные представители своего рода. Вы забыли свое прошлое, у вас нет будущего. Все что у вас, одурманенных зомби, есть – это настоящее, в котором нет ничего кроме калейдоскопа картинок перед вашими носами. Чтобы спасти вас от самих себя, Фрэнк и Рокси отправились в свой крестовый поход с билетом в один конец.

Лично для меня (лично для меня) «Боже благослови Америку», безусловно, лучший фильм первой половины 2012 года. От просмотра социальных драм я не получал такого удовлетворения где-то со времен «Американской истории Х», но в отличие от последнего, тема «Америки» нашему зрителю гораздо более близка. Надеюсь, вы сможете оценить это кино по достоинству.