четверг, 23 августа 2012 г.

«Контакт» («Touch»)

За последнее время слышал множество положительных отзывов о новом американском сериале «Touch», в нашем переводе «Контакт». Отзывающиеся преподносили «Контакт» как очередной прорыв в сериалостроении, мол, чуть ли не веха, а-ля «Остаться в живых». Делать нечего – сел смотреть. Благо, пока что сняли только 1 сезон, 12 серий.

Сериал рассказывает о нелегкой судьбе работника аэропорта Мартина Бома – отца ребенка аутиста Джейка, который «не такой как все». Джейк видит насквозь всю Вселенную через последовательности чисел. Видит, как влияют друг на друга разные люди, разные действия, какие последствия у действия в прошлом и настоящем будут в будущем. Если есть какое-то сильно негативное влияние, то Джейк очень страдает. А поскольку он аутист, то свои страдания не может выразить, только молчит.

Однажды толковый папа Джейка Мартин с третьего раза догадался о сверх-способностях своего сына. И теперь он мечется туда-сюда за цифрами-событиями-людьми, которые подкидывает ему сын.

***

На мой субъективный взгляд, сериал довольно посредственный, если не сказать еще хуже. Проблема в главном посыле. Сынуля-аутист не такой как все, он выше обыкновенных людей, поэтому ему типа даже речь ни к чему. Ведь он видел ЧИСЛА!!! Сам он для разрешения всяких коллизий ничего делать не собирается. Ему даже внятно сообщить папане об очередной проблеме впадлу – ведь он уже на более высокой ступени эволюции. Поэтому отец первые пол-серии обычно ломает голову над очередным ребусом. Вот, например, Пауль Муад-Диб из «Дюны» тоже видел будущее, нанюхавшись Пряности. Но ему было не западло поговорить нормальным человеческим языком. И был он настоящим лидером а не тупым подростком.

Все что может и хочет делать Джейк – это сбегать при каждом удобном случае от папаши, чтобы залезть на башню базовой станции, скрыться в подворотне и вернуться револьвером, или сигануть с крыши в надежде, что его поймают за шкирку. Типа – так надо! А потом еще будет биться и вырываться, как бешеный, потому что не терпит прикосновений. Такие вот сверх-инфантильные существа стоят на новой ступени эволюции по версии создателей сериала «Контакт». Неудивительно, что их всех пытаются закрыть в дурку.

Папаша тоже хорош. Здоровый взрослый мужик носится туда-сюда по указке упомянутого выше «сверх-человека». На работу забил, жить не на что, государство вот-вот отнимет опеку над сыном за его несостоятельность как родителя. Зато в непрекращающихся припадках альтруизма Мартин помогает всем подряд. Ладно когда спасает жизнь отчаявшемуся дедуле, решившему сигануть с моста. Поступок благородный, хотя и бессмысленный: у дедули 4-я стадия рака. Но и это случается не часто. Обычно все «исправление мира» скатывается к тому, чтобы свести вместе пару разлученных при рождении близняшек, доставке нового духового шкафа иракским террористам или публикации фотографий из посеянного каким-то балбесом телефона. Почему нужно помогать именно этим людям, и как это отражается на судьбах мира – понять невозможно.

Здесь стоит напомнить, что через свои произведения себя выражают авторы. Как говорится, на фотографии торчат уши фотографа. Что же заботит по жизни авторов сериала «Контакт»? Их героя Джейка явно не заботят серьезные проблемы, с которыми сталкивается мир и общество. Джейк не испытывает боли, например, от расстрела 34 шахтеров в ЮАР. Его не беспокоит мысль о помощи миллионам пухнущих с голоду детей банановых республик. Даже дело Pussy Riot его не колышет! Например, серия, когда разбился самолет, и погибли все пассажиры кроме одного. Вместо спасения обреченных на гибель людей, скажем, саботажем отправления рейса, Джейк «ведет» последнего оставшегося после крушения в живых пассажира, чтобы тот отменил «несправедливый» контракт и помог – ценой своей жизни – воссоединиться тетке психиатру со своей матерью бомжихой. Успешная тетка психиатр на ночующую под открытым небом мать до этого клала с пробором шесть лет подряд, а тут вдруг заметалась. И так у них все.

Отличный актер Кифер Сазерленд, до этого зажигавший в «24» в роли крутого мужика Джека Бауэра, здесь выглядит как полная овца. Куда «баран» сынуля его ведет, туда он и направляется. Никакой воли, только возведенный в Абсолют альтруизм, что аж тошно. Тетка психиатр, которая вроде как должна помогать Мартину совладать с Системой, пытающейся отнять у отца сына, также безвольно плывет по течению. Сынулю, за его постоянные идиотские выходки, все время хотелось треснуть по голове чем-нибудь тяжелым. Ибо несмотря на свою исключительность и избранность, ведет он себя как обычный дегенерат-подросток. Остальные персонажи сериала вообще не достойны упоминания, несмотря на то, что подчас их играли хорошие актеры. Разве что двух сверх-позитивных японок можно вспомнить, потому что они прикольные были.

Подводя итог: крайне разочарован. Ни о каком прорыве сериала «Контакт» и речи нет. Самый обыкновенный сериал, ничего захватывающего, интригующего или просто интересного. Я люблю фильмы, где у героев есть Характер, есть Принципы, которые они отстаивают. И даже неважно, положительные герои или отрицательные. Герои сериала «Контакт» никаких волевых качеств не демонстрируют, сплошная бесхарактерность, инфантилизм и рефлексия.

Я удивляюсь, как его продлили на второй сезон, а хорошие сериалы «Обмани меня» и «Защитников» при этом снимать прекратили. Если бы спросили меня, то 12 серий сериала «Контакт» – это более чем достаточно. Но раз продлили, значит, я со своим мнением в меньшинстве. Массовый зритель, сыплющий реверансами в сторону «Контакта», готов к потреблению такой вот сахарно-сиропной клюквы. Именно она, судя по рейтингам, массовому зрителю наиболее близка. Я же пойду смотреть что-нибудь поинтереснее, и то, что не бесит.