вторник, 25 сентября 2012 г.

Про новый закон "О рекламе"

«Российские производители алкогольной продукции, профильные журналисты и блогеры, а с ними вместе юридические отделы ведущих медиахолдингов пребывают в растерянности, граничащей с паникой. 23 июля вступили поправки в ФЗ "О рекламе", призванные полностью исключить из печатных и онлайн-СМИ рекламу алкоголя.

В результате 21 сентября в ФАС был организован круглый стол участников алкогольного рынка и представителей Службы, на котором стороны попытались разобраться с тем, что произойдет 1 января 2013 года, когда любое упоминание алкогольной продукции в СМИ и в Рунете окажется под запретом.

Под угрозой - целые жанры журналистики, без работы могут остаться все российские винные и ресторанные критики, а профильные интернет-СМИ закроются из-за того, что журналистам будет не о чем писать. Открыто упоминать алкогольные бренды разрешается только на страницах печатных СМИ, распространяющихся исключительно в точках продаж алкоголя. Писать о продукции с содержанием спирта 0,5% и более можно в том случае, если материал не является рекламой. Но и здесь норма прописана, как нарочно, расплывчато.

Ситуация прояснилась только с рецептами коктейлей. Теперь такой рубрики в СМИ не будет. Многие рецепты на том и основаны, что в них применяется не просто вермут, не любое шампанское и не какой-нибудь кокосовый ликер. В остальном создалось впечатление, что в Антимонопольной службе и сами не знают, что делать с новыми поправками.

Представители ФАС успокоили критиков: имея авторитет на рынке, журналист может беспрепятственно описывать органолептику конкретных вин. А в чем тогда смысл вводимых запретов? Этого в ФАС не знают.

"Все правоприменение строится на том, что мы закон применяем так, как считаем нужным, а вы потом правите наше мнение в судах, либо отстаиваете свою позицию путем применения закона так, как вы его понимаете", - заявила Т.Никитина.»

Ссылка на заметку

Меня особенно порадовал пассаж «имея авторитет на рынке, журналист может беспрепятственно описывать органолептику конкретных вин». Вот я не имею авторитета на рынке, поэтому, согласно новому закону, описывать свои ощущения от конкретного вина не могу. Почти все мои заметки в разделе «Еда и питье» окажутся под запретом. Хотя вдруг имею? Как померять авторитет?

Еще один вопрос в дополнение к поднятым на круглом столе: будучи недавно в Испании, я приобрел на винодельне Ysios коллекционное вино Limited Edition 2007 года. Всего выпущено 5000 бутылок этого вина, каждая бутылка имеет собственный номер, продается оно только на внутреннем рынке и для клиентов винодельни. Когда я его открою (это будет нескоро), и поделюсь своими впечатлениями от этого вина у себя в блоге – я нарушу закон. Да, формально это можно будет назвать рекламой, поскольку закон написан через жопу. Но штука в том, что у читателей шанс купить и попробовать это вино микроскопически малы. По причине описанной выше. Получается, я рекламирую то, что купить невозможно. Как быть? Чиновники этой мыслью не запаривались.

Ну и в заключение тезисы ФАС, приведенные в блоге известного винного критика Рунета Дениса Руденко.

"Мы не можем сказать, что будем считать рекламой, а что - нет, но мы работаем в ФАС по много лет и поверьте умеем отличать рекламу от не рекламы".

"Алкогольные выставки проводить можно, но рекламы алкоголя на них быть не должно - реклама в выставочных залах запрещена!".

"Товар рекламой не является, но фотография товара, безусловно рекламой является".

"Компания, участвующая в выставке не должна ставить своей целью возбуждения интереса к какой-то конкретной марке своей продукции".

"Реклама в печатных изданиях разрешена, если они распространяются только в точках торговли алкоголем, но реклама в периодических печатных изданиях не разрешена".

"Мы не знаем, как мы будем бороться с рекламой в Интернете, но рекламы в Рунете быть не должно. Что делать с иностранными сайтами мы не знаем".

"Мы не понимаем, откуда такая паника? Вы делайте все что делали и как делали, а мы посмотрим за вами, кого-то оштрафуем, кого-то нет, остальные догадаются что так делать нельзя, а кто недоволен - идите в суд!"

Ссылка на заметку

Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Татьяна Никитина, судя по всему, та еще головожопа.