понедельник, 1 октября 2012 г.

«Королевство полной луны» («Moonrise Kingdom»)

Однажды, солнечным утром,12-тилетний парень Сэм сбежал из лагеря бойскаутов, расположенного недалеко от городка, стоящего на небольшом острове. Руководитель лагеря (Эдвард Нортон) обращается за помощью в организации поисков к начальнику полиции острова (Брюс Уиллис). Почти одновременно из дома внешне благополучной семьи (Билл Мюррей и Франсис МакДорманд) сбегает старшая дочь Сьюзи. Довольно быстро выясняется, что дети давно знакомы по переписке и сбежали они вместе.

Сбежавшие подростки, что называется, трудные. Сэм в какой-то момент остался сиротой, сменил несколько пар приемных родителей, которым не интересно налаживать с ним контакт и проще спихнуть Сэма на социальную службу. Сьюзи всегда была замкнутой девушкой, главным интересом которой были фантастические романы для девочек и музыка. Трудные подростки поначалу нашли друг в друге утешение. Но оставшись вдвоем они быстро поняли, что чувствуют друг к другу нечто большее – первую любовь. Подростки решительно сбегают от окружающей их серости и обыденности в дикую природу острова и пытаются перебраться на большую землю, чтобы никто не мешал им наслаждаться общением друг с другом.

Счастье подростков было недолгим. Естественно, взрослые их довольно быстро нашли и наказали разлучением. Но их взаимная привязанность и решимость добиться своего слишком сильны, чтобы взрослые могли им помешать…

***

Очень необычный фильм на совершенно обыденную тему. Я про него ничего не слышал, о чем он – не знал. Но еще летом, когда фильм шел в кинотеатрах, я обратил внимание на целое созвездие занятых в нем отличных актеров. Судите сами: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Франсис МакДорманд, Тильда Суинтон, Харви Кейтель и Джейсон Шварцман. Зрителя не нужно специально зазывать посмотреть на одного из них, а тут сразу столько, и все вместе. Добавляет и режиссер Уэс Андерсон – один из самых интересных независимых молодых американских режиссеров. Дождавшись появления Blu-ray диска, немедленно сел смотреть.

Поначалу никак не мог врубиться. Первые 15-20 минут события крутятся как в калейдоскопе, и нужно прилагать некоторые усилия, чтобы понять причинно-следственную связь. Зато с первых же кадров обращает на себя внимание нетипичная и небанальная манера съемки. Оператор очень ловко обращается с камерой, и создается впечатление, будто смотришь на театральные декорации или в какой-нибудь продвинутый кукольный домик. После преодоления первоначального замешательства, все идет как по маслу, и чем дальше раскручивается действие, тем большее получаешь удовольствие.

Перед написанием рецензии я немного покопался в Интернете, посмотрел, что о «Королевство полной луны» пишут другие. Рейтинг на IMDB у фильма очень высокий: аж 8,2! При этом толковых рецензий я не нашел вообще, а аннотации к фильма писали конченые мутанты. Вот, например, что говорит о сюжете фильма сайт «Кинопоиск»:

«После таинственного исчезновения мальчишки из лагеря бойскаутов принципиальный шериф ставит всех на уши. Свое альтернативное расследование начинает тренер бойскаутов. Мамаша девушки бьется в истерике, а отец, кажется, что-то скрывает… Ведь у каждого в жизни бывает первая любовь.»

Откуда «таинственное исчезновение», когда сбежавший пацан оставил записку? С какого бодуна эта рохля, который по долгу службы обязан найти мальчишку, оказался «принципиальным»? Кто сказал, что он шериф, если он шеф полиции острова? На какие уши и кого он поставил, когда объездил опросил невеликое население острова? Какое «альтернативное расследование», когда полицейский и тренер бойскаутов постоянно вместе обзванивали возможных свидетелей и постоянно общались сами? Почему «мамаша девушки бьется в истерике», если сбежал мальчишка? И о какой именно истерике идет речь, если в фильме ничего этого не было? Почему что-то скрывает отец, если интрижку на стороне завела мать? Как все вышесказанное относится к «первой любви»?

Очевидно, аннотацию написал балбес, который даже не удосужился кино посмотреть. В топку такие аннотации вместе с их авторами – вот что я скажу. Такие аннотации только отбивают охоту смотреть фильм. Почему же я получил от просмотра огромное удовольствие? Давайте разбираться.

Самое главное, что фильм совершенно неголливудский. На самом деле, поток голливудской пустоголовой штамповки, где единственный упор сделан на компьютерную графику, уже порядком задрал. Им-то легко: не нужно париться не только со сценарием и актерской игрой, но даже и с декорациями. А нам-то как это смотреть? Я столько не выпью!

Здесь же манера постановки больше всего напоминает французский кинематограф и шедевры американского независимого кино. В частности, «Звери и хозяин заставы», некоторые фильмы Братьев Коэнов и почти все без исключения фильмы Джима Джармуша. Фильм очень насыщен разнообразными аллюзиями и ассоциациями, как внешними так и смысловыми. Первая ассоциация, это детский спектакль в начале фильма, повествующий о Ное с его Ковчегом, спасающимся с разными тварями от залившего греховную землю потопа. Ной выпускает ворона, который не вернулся на Ковчег, что означало наличие невдалеке суши. Именно ворона играет в спектакле Сьюзи. И также как в истории Ноя, Сьюзи вырывается с острова («Ковчега») на большую землю. И в фильме также присутствует потоп: из-за урагана прорвало дамбу, и многие тонны воды обрушились на городок.

Вторая ассоциация, причем, очень явная – это Джармушевский «Мертвец». Здесь и чисто внешнее сходство мальчика, исполнившего роль Сэма, с Джонни Дэппом, и очки, и енотовая шапка, и плавание от преследователей на каноэ, и путешествие по древней индейской тропе. Кроме того, Сэм, также как Уильям Блейк в «Мертвеце», совершает в целом аналогичное духовное путешествие. Я получил огромное удовольствие именно испытав радость узнавания всего этого. И того, что я в рецензии намеренно опускаю. К сожалению, часть зрителей не обладает этим культурологическим пластом, у них этих ассоциаций не будет, и старания авторов «Королевства полной луны» пройдут мимо.

Жанр «Королевства полной луны» определить довольно сложно, как часто это бывает с независимыми фильмами. Я воспринимал фильм как адски смешную комедию с элементами драмы. Адски смешную – из-за указанных ассоциаций, часть из которых подана буквально в буффонадном стиле. Если абстрагироваться от контекста и манеры подачи истории, то перед нами предстает классический сюжет Ромео и Джульетты. Впрочем, я не уверен, что авторы стремились к этим параллелям. Это кино про двух трудных подростков, нашедших друг в друге родственные души. Фильм о взрослении и познании противоположного пола. Фильм об ущербности погрязших в дрязгах и скатившихся в убогость и обывательство родителях. Родителях, которые когда-то были такими же познающими жизнь подростками, но напрочь забывших об этом. Фильм о конфликте поколений. Но прежде всего – фильм о становлении личности и о любви.

С некоторым удивлением отметил, что созвездие отличных актеров в этом фильме находится глубоко на вторых ролях. Главные герои вовсе не они. Главные герои это двое подростков, вокруг совместного приключения которых и крутится действие. Остальные призваны лишь подавать им шары, взаимоотношения героев второго плана друг с другом здесь глубоко вторичны и часто обозначены очень схематично. Через это непонятно, зачем на роли второго-третьего плана зазывать талантов вроде Эдварда Нортона. Его роль спокойно мог сыграть актер второго дивизиона, стоило бы гораздо дешевле. Хотя, может, актеры приняли участие в фильме по дружбе, сыграв за копейки – солидные голливудские актеры любят иногда поработать ради чистого искусства у независимых режиссеров.

Играют звездные актеры здорово, но, к сожалению, рамки сценария никак не дают им развернуться. Особенно жалко было великолепного Билла Мюррея, у которого было всего несколько небольших эпизодов. Актерская игра пацана по имени Джаред Гилман, исполняющего роль Сэма, произвела на меня очень большое впечатление. Хочу заметить, большинство наших отечественных «звезд» в целом играет гораздо паршивее. Парень ни капли не теряется на фоне таких монстров как Брюс Уиллис, а ведь это его актерский дебют! Девочка Кара Хэйуорд, игравшая Сюзи, понравилась немного меньше – переигрывала, но это мое личное мнение. Она тоже дебютантка в кино, и ее «первый блин» вышел отнюдь не комом. Особенно интересно было наблюдать за подростками в сцене первого поцелуя – все сделали профессионально, какого-то заметного стеснения не было.

Резюмируя: «Королевство полной луны» - отличный фильм. Строго рекомендую к просмотру, если вы не боитесь небанального и нешаблонного кино. Единственное, я так и не понял, почему фильм так называется…