понедельник, 1 октября 2012 г.

Обзор объектива Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6 ED VR

В первой части своих впечатлений о покупке новой фототехники, я рассказал собственно о фотоаппарате. Но фотоаппарат это лишь половина дела: не менее важен и объектив, который к этому фотоаппарату прикручен. Это как автомобиль и его двигатель: одно без другого бесполезно, и раскрываются они исключительно в паре.

Перед покупкой новой техники я долго ломал голову, какой объектив(ы) лучше всего взять. 95% фотографий я делаю во время путешествий, поэтому необходимости в портретном объективе, да и в макро, почти нет. Это отсекло минимум половину кандидатов, одновременно отбрасывая необходимость приобретения дополнительной вспышки. То есть это все пригодится, но на дальнейших этапах. Далее встал вопрос такого плана: часто при фотографировании какого-нибудь крупного архитектурного сооружения, оно банально не помещается в кадр целиком. Поэтому крайне желателен (сверх)широкоугольный объектив. Таких в арсенале Nikon всего три: 14-24mm f/2.8G, 17-35mm f/2.8 и 16-35 f/4. Первый всем хорош кроме того, что на него нельзя приспособить стеклышки светофильтров. Второй и третий почти одинаковы по фокусным расстояниям, но у одного большая светосила, а у второго есть оптический стабилизатор. К сожалению, за разумную цену ни второго ни третьего объектива в продаже мне найти не удалось, а подкармливать жадных спекулянтов не в моих правилах.

Поэтому я обратил взор на универсальные объективы, которые обладают достаточно широким углом для фотографии мега-сооружений, и одновременно позволят в случае чего сфоткать что-нибудь на приличном удалении. Выбирать в этой категории особо не из чего, поэтому я взял единственный в своем роде объектив 28-300mm f/3.5-5.6. Выбор сделан, пора проверить его правильность на практике.

Объектив очень большой и очень тяжелый – около 1 килограмма. Фотоаппарат Nikon D800 весит меньше, поэтому из-за смещенного центра тяжести фотоаппарат немного клюет носом в лежачем положении. Диаметр внешнего стекла 77 миллиметров – стандартный диаметр для профессиональных объективов. Не совсем очевидное преимущество такого диаметра в том, что можно использовать один и тот же набор светофильтров для разных объективов. Но пока он один – это не актуально.

Nikkor 28-300mm оборудован оптическим стабилизатором изображения с двумя режимами (Normal и Active). Я не очень понял чем они отличаются друг от друга. На фотографиях при нормальном освещении выбор режима не сказывается никак, а при недостаточном освещении возможностей стабилизатора не хватает, и при съемке с относительно длинной выдержкой изображение немного размывается. Приходится увеличивать ISO. Единственно, где выручает стабилизатор, это при съемки с рук на длинном фокусе. Также объектив снабжен специальной защелкой, блокирующей зум на 28мм. Вещь полезная, ибо при ходьбе с опущенным вниз объективом, у него под собственным весом потихоньку самопроизвольно выезжает «хобот».

Объектив оборудован встроенным мотором, позволяющим ему самостоятельно фокусироваться. Иногда на крайних фокусных расстояниях фокус путается, но всегда можно воспользоваться колесом ручной фокусировке. Справедливости ради нужно сказать, что происходит это нечасто, только при особенно замороченной композиции кадра. Также у него приличное по меркам других объективов минимальное расстояние до снимаемого предмета – около 40 сантиметров. Тыкать фотографируемому объекту в нос ради получения крутого макро бессмысленно. В обычных же режимах объектив исключительно резкий, поэтому снимать толковое макро можно даже на максимальном фокусном расстоянии 300мм. Например, вот этого морского гада я снял на 300мм в сумерках сидя на корточках и просовывая объектив между валунами. Если это и не макро, то что-то очень близкое.

Объектив Nikkor 28-300mm обладает объективными (невольная тавтология) недостатками, или лучше сказать, особенностями, прямо вытекающими из его предназначения и конструкции. Это сильная дисторсия (т.е. оптические искажения) и виньетирование (затемнение углов кадра) на крайних фокусных расстояниях. Виньетирование особенно проявляется при использовании градиентного светофильтра. В принципе это абсолютно не критично и на раз исправляется в графическом редакторе, но иметь в виду это нужно. Также объектив не полностью защищен от пыли – у меня после посещения гор Сьерра Невада ненавистная пылинка оказалась прямо посреди линзы, и скатилась за пределы видимости только спустя какое-то время. Несколько хороших кадров оказались с браком, вылечил я их в том же графическом редакторе (использовал Adobe Lightroom).

Если же говорить о личных впечатлениях от объектива, то их можно выразить одним словом: круто! Универсальность делает его настоящей мечтой путешественника с фотоаппаратом. В пределах разумного он может заменить весь парк объективов, и ничего лишнего не нужно таскать с собой. В основном я снимал на небольших фокусных расстояниях, но около 10% кадров я отснял на длинном фокусе: 200mm и более. Nikkor 28-300mm можно использовать практически в любых ситуациях, и не нужно заморачиваться заменой объектива в самый неподходящий момент. Единственное, где он реально не годится, это съемки движущихся объектов в условиях недостаточной освещенности. Хотя у объектива относительно высокая светосила f/3.5-5.6, для таких ситуаций ее все-таки недостаточно. Проверено на себе.

Nikkor 28-300mm – отличный объектив на все случаи жизни, безусловно стоящий своих (немалых) денег. Если вы не планируете разживаться выводком специализированных объективов для своей полнокадровой камеры, а ищете тот самый единственный – это наверняка Он!