среда, 19 декабря 2012 г.

«Петля времени» («Looper»)

В очередной вариации прекрасного будущего нашей планеты наконец-то изобретена машина времени. Правда, прекрасное будущее – это будущее капиталистическое, со всеми вытекающими. Поэтому использование машины времени по карману только могущественным преступным синдикатам. Синдикаты эти вместо того, чтобы наживаться на знании прошлого и возможности его изменить на выгоду себе, тратят огромные деньги на эксплуатацию машины времени лишь для того, чтобы избавиться от неугодных им личностей, поскольку в прекрасном капиталистическом будущем это крайне сложно. Жертв отправляют в прошлое, где их немедленно должны пристреливать специально обученные убийцы луперы (от английского слова loop - петля).

Молодой человек Джо (Джозеф Гордон-Левитт) – как раз такой лупер. Джо валит клиентов пачками, собирая с их тел причитающееся ему от боссов будущего вознаграждение в виде слитков серебра. Джо обменивает серебро на наличные, и на них отрывается со страшной силой наркотой и шлюхами. Но однажды Джо присылают его самого, старого и лысого (Брюс Уиллис). Такое убийство в том прекрасном мире называется «замкнуть петлю». В качестве награды за неординарную жертву Джо причитается много-много слитков золота, чтобы он мог покутить оставшиеся 30 лет на всю катушку. К сожалению, старый Джо оказался прытким стариканом: он вырубил молодого Джо и сбежал. Молодой Джо в ярости от такого негодяйства со стороны самого себя. Он ищет по трущобам свою непокорную инкарнацию, а по пятам обоих Джо идет разъяренная мафия.

В поисках старого Джо молодой Джо забредает на заброшенную ферму за городом, где живут тетя Сара со своим сыном Сидом, обладающим нечеловеческими психокинетическими способностями. В светлом будущем Сид должен стать самым страшным боссом мафии, держащим в трепете и свое настоящее и прошлое, куда он будет засылать жертв. Старый Джо хочет его пристрелить, чтобы прекратить поток жертв луперов и отомстить за убийство своей жены. А молодой Джо, проникнувшись симпатией к фермерше тете Саре, пытается спасти ребенка…

***

Путешествия во времени – тема чрезвычайно скользкая. Во-первых, это сплошные парадоксы, самый известный из которых это парадокс дедушки. То есть: что произойдет если вернуться в прошлое и убить своего дедушку, пока он не встретился с бабушкой. Во-вторых, это так называемый эффект бабочки, когда малейшее изменение совершенное в прошлом полностью меняет будущее. Сюда же можно отнести и разные параллельные реальности, и изменение воспоминаний и т.д. При создании художественного произведения на тему путешествий во времени нужно очень постараться, чтобы сюжетные ходы выдерживали хоть какую-то критику. Даже признанная классика жанра «Назад в будущее» и «Терминаторы» грешат нестыковками. Что уж говорить про фантастику класса Б?

Что же предлагает нам в этом плане новое творение Голливуда «Петля времени»? К сожалению, ничего интересного, здесь явно не старались. Бандиты из будущего засылают в прошлое неугодных, где их быстренько приканчивают. При этом тратя на это гигантские деньги. Получается, что позволить себе такие накладные расходы можно устраняя только мегавип-персон. Но что же мы видим в фильме? Луперам присылают не пойми кого, причем пачками – только поспевай отстреливать. Очень повеселил способ оплаты: привязывать к жертве серебряные слитки. Наверное это потому что бумажные деньги-фантики за 30 лет обесценены инфляцией донельзя. А серебро – драгметалл, вечная ценность. Но зачем тогда луперы первым делом бегут обменивать их на бумажные деньги причем к тем же мафиозам? Почему бы вместо такого странного способа оплаты не вести расчеты через мафиозо будущего, «смотрящего» за прошлым?

Крайне мутно показано взаимодействие старого и молодого Джо. Старый изменил прошлое, события стали развиваться по другому пути. Но воспоминания у Джо остались от прежней жизни, которой уже как-бы нет. Вообще, все, что связано с путешествием во времени в «Петле времени», не выдерживает ни малейшей критики. Почему бы мафии не пользоваться влиянием на прошлое чтобы увеличивать свое состояние в будущем? Вложились бы в какие-нибудь акции, и через 30 лет стали бы миллиардерами. Построили бы на эти деньги крематорий и сжигали бы всех неугодных. Да хоть в космос их запускай и сжигай прямо в солнце – с практически бесконечными деньгами и такой вариант избавляться от трупов подойдет. Вот например в фильме «Патруль времени» с Жаном Клодом Ван Даммом этот момент обыгран вполне неплохо, несмотря на ножедрыгательную сущность фильма. Здесь же – вообще ни о чем. Поэтому не буду дальше распинаться по этому поводу.

Посмотрим на технические аспекты картины. Первые полчаса-сорок минут фильм развивается вполне бодро и зрелищно, хотя чем-то неуловимо напоминает старую фантастику «Беглец». Но после того, как молодой Джо засел на ферме и возлюбил тетю Сару – началась такая тоска зеленая, что хоть плачь. Последний час фильма почти никакого действия нет, есть только занудные базары в стиле Достоевского изредка разбавляемые негодяйствами, совершаемые то героем Брюса Уиллиса, то мафиозами. И это фантастический триллер? Если только фантастически тягомотный.

В этой тягомотине и утонули даже хорошие актеры. Брюс Уиллис, которого отличает яркая самоирония в большинстве его ролей, здесь на удивление пафосный и дуболомный. Вместо того чтобы адски подкалывать свое молодое «я», он только и делает что читает нотации из серии «бросай курить, вставай на лыжи». Молодой перспективный актер Джозеф Гордон-Левитт загримирован так, чтобы походить на Уиллиса в молодости. Не похож совершенно, но вместо яркой игры, Левитт только супит бровки, щурится и ухмыляется «Уиллис-стайл». Игра его свелась не к раскрытию образа а к «смотрите, как я могу претворяться Брюсом Уиллисом». Я с симпатией отношусь к этому актеру, но здесь разочарован. Актеры второго плана тоже ничем таким не поразили. Могу отметить лишь прикольного Джеффа Дэниельса в роли босса мафии и пацаненка, хорошо сыгравшего роль Сида.

Обозревая фильм про недалекое будущее, необходимо отметить декорации. Казалось бы, за последующие тридцать лет человечество должно понапридумывать и надизайнерить всякого разного футуристического. Но нет: люди ездят на нынешних автомобилях (только ржавых), стреляют из нынешних стволов (за редким исключением), носят одежду тех же покроев что сейчас, такие же прически и т.п. Из всей футуристичной техники нам показан лишь странный гибрид мотоцикла и истребителя, да укрепленные на автомобилях солнечные батареи, подключенные в лючок бензобака(!) Похоже автомобильная промышленность за эти тридцать лет успешно издохла, выжили только мотоциклы-мутанты и немножко электромобилек. Зато очень хорошо показаны нравы обитателей светлого будущего. Человеческая жизнь не стоит ни гроша, там убивают человека за то, что он вам случайно на ногу наступил. Нисколько не сомневаюсь, что если в мире и дальше будут с таким усердием насаждать либеральные и демократические ценности – именно такое будущее нас всех и ждет.

Традиционно порадовали наши переводчики-дубляторы. Нецензурная брань как всегда прилизана и припудрена. Переводить или не переводить английское слово «loop», они так и не определились. Поэтому убийцы у них «луперы», но замыкают они «петли». Почему бы не перевести их как «петляки» или «петлюровцы» например? Или если уж так хотелось оставить модное слово «loop», нужно было их перевести как «залуперы»! «Замкнуть петлю» - стало бы «отлупиться» а «разорвать петлю» - наоборот, залупиться. Есть простор для божьей искры, в общем.

Такая вот «Петля времени». Ее можно было бы сразу отправлять в топку, но там был и один хороший момент. Хоть и один, но ОЧЕНЬ хороший. Когда другу Джо, тоже луперу, из будущего прислали его самого. Старый мужик сбежал, молодого стали пытать отделяя одну за другой части его тела. А у старого все это проявлялось так, будто он стал разваливаться на глазах. Очень напряженный и зрелищный момент. Из-за него можно даже и весь фильм посмотреть. Жаль только, что из-за нескольких хороших минут приходится тратить два часа жизни на просмотр тягомотины. Из этого момента лучше было бы сделать классную короткометражку, может, даже какой-нибудь приз завоевала бы. А так получилась узколобая штамповка и занудная ерунда. Брюс Уиллис не спасает.