четверг, 10 января 2013 г.

«Хоббит: нежданное путешествие» («The Hobbit: An Unexpected Journey»)

Жил-был в норе под землей карапуз. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была карапузья, а значит - благоустроенная. Хоббит-карапуз откликался на прозвище Бульба Сумкин. Однажды Бульбе нанес неожиданный визит волшебник Пендальф и пометил входную дверь Бульбиной норы секретным маркером. Вечером того же дня в помеченную хитрым иероглифом нору набилась толпа гномов, сожрала все запасы съестного, и вручила Бульбе стандартный контракт на разборки с драконом, укравшим у гномов золото, который карапуз Сумкин с перепоя подписал.

Из своей теплой хоббичьей норы, даже не прихватив носового платка, Бульба Сумкин попал в большой и жестокий мир Средиземья. Приключений на свою пятую точку Бульба огреб изрядно: то его пытались съесть мумми-тролли, то на компанию пьяных гномов и их тренера Пендальфа нападали злобные урки и гоблины, то загадывал каверзные загадки мордовский интеллигент Голый. Впрочем, были и приятные встречи с волшебницей по фамилии Электродрель, Сарумяном и агентом Смитом. И даже спустя три часа фильма бедный Бульба даже близко не подошел к заветной горе, где над гномьим златом чахнет Царь-Кощей, то есть дракон Смак.

***

Экранизацию предыстории «Властелина колец», ловко заснятого Питером Джексоном в начале этого века, зрительская аудитория с нетерпением ждала последние десять лет. С места в карьер замечу, что ожидания оправдались на все 157% - фильм отличный, ничуть не хуже «Властелина колец». Тут тебе и адские зарубы с пещерными гоблинами, и зверские волколаки, гоняющие по долинам запряженных в сани кроликов. Никуда не делись пасторальный пейзажи Шира, вонючие пещеры троллей, высокие сады эльфов и подземные чертоги гномов. Хотя лично меня больше всего покорили исполинские каменные каратисты. Мочилово получилось эталонное и полностью отбивает потраченные на билеты немалые средства.

За прошедшие десять лет техника создания блокбастеров ушла далеко вперед, поэтому по сравнению с «Властелином колец» «Хоббит» выглядит много круче. Что обидно. По уму нужно было сначала снимать сказочную предысторию, а уже потом эпическое мочилово. Но на «Властелина» киностудия Warner Brothers денег дала, хоть и рисковала изрядно. А на «Хоббита» не хотела давать ни в какую. Поэтому получилось так как получилось.

Обязательно нужно отметить новую технологическую фишку, примененную Питером Джексоном, – частоту 48 кадров в секунду. Так случилось, что я посмотрел «Хоббита» дважды: сначала в обычном 3D, а потом в HFR (High Frequency Rate) 3D, поэтому имел возможность сравнить ощущения. Здесь необходимо сделать ощутимое лирическое отступление.

Стандартная частота кадров в кинематографе равна 24 кадрам в секунду. Такая частота была исторически выбрана потому, что, начиная с нее, мозг воспринимает набор по-сути статичных картинок как плавно движущиеся объекты. Мозг настолько медленный, что визуально не воспринимает то, что происходит между этими 24 кадрами. Именно из-за безграмотности обывателей, не разбирающихся в принципах функционирования своей думалки, получил широкое распространение анекдот про 25 кадр. Будто бы изначально 25-м кадром вставляли изображение дьявола в фильме «Экзорсист», чтобы зрителям еще страшнее было. Должен заметить, что «Экзорсист» страшен только благодаря таланту его создателей и никакие дополнительные дешевые манипуляции ему не требовались. С широким распространением телевизионной рекламы анекдот получил вторую жизнь: будто бы применением 25-го кадра со специальными призывами покупать все и вся, рекламодатели повышают свои продажи.

В общем, кинематографу частоты 24 кадра в секунду до последнего времени совершенно хватало. Но тут на экраны совершила триумфальное возвращение технология 3D. С помощью показа для разных глаз плоской картинки с небольшим смещением, она обманом заставляла зрительный центр мозга думать, что он видит объемную картинку на плоском экране. Но вот беда: когда лично я смотрю в кинотеатре фильм в 3D, в статичных сценах я вполне адекватно воспринимаю эффект глубины. Однако как только оператор начинает давать движущиеся панорамные виды, то для меня объекты на переднем плане «разваливаются» на дискретно движущийся набор картинок. Будто выпадает часть кадров.

Вместо того, чтобы обманываться, мозг начинает с удвоенным усердием демонстрировать его обладателю подлог. Дискретное мельтешение картинки раздражает. В итоге вместо того, чтобы погружаться в происходящее на экране, ты сидишь и пытаешься приспособить на носу 3D-очки так, чтобы минимизировать досадный эффект. Не уверен, что такая реакция у всех зрителей, но у меня – точно. Предполагаю, что для каждого конкретного фильма этот неприятный эффект может ощущаться по-разному, что это зависит от степени кривизны рук создателей. Но у меня это ощущение было даже во время просмотра «Аватара», а уж его создателей в кривой реализации 3D упрекнуть никак нельзя.

Решение проблемы дискретизации картинки давным-давно было найдено в видео-играх, которые, благодаря мощным видеокартам, могут выдавать и 60 и 100 и даже более 200 кадров в секунду. Пусть мозг и не видит этих лишних кадров, но при быстром перемещении камеры, благодаря их наличию, дискретность движения не ощущается. Мозгу специально показывают гораздо больше того, что он способен переварить, чтобы не терялось ощущение плавности. Применение этого метода для 3D кинофильмов лежало на поверхности, и лишь дожидалось новых цифровых кинокамер, способных снимать хотя бы с удвоенной частотой кадров, то есть со скоростью 48 кадров в секунду.

И вот благодаря миллиардеру Джиму Дженнарду, основателю бренда солнечных очков Oakley, индустрия кино эти камеры получила. Назвали их незатейливо: RED. Питер Джексон подсуетился первым, отхватил прототипы камер и начал снимать «Хоббита», попутно внося в конструкцию камеры разнообразные изменения, чтобы было снимать сподручнее. На результаты совместных трудов миллиардера и режиссера каждый может пойти посмотреть лично. Главный недостаток – дискретность движущихся 3D объектов – полностью искоренена.

Заодно картинка получила кристальную четкость и стала больше походить на телевизионный спектакль. Можно даже сказать по-другому: картинка стала как никогда близка к тому, что мы видим собственными глазами вокруг нас. Не знаю почему некоторых этот эффект бесит. Я, увидев ее в первый раз, воскликнул «Ну наконец-то»! Наконец-то я могу посмотреть фильм в эталонном – подчеркиваю красным: эталонном – качестве изображения. После этого на картинку, выдаваемую моим дорогим 52" ЖК-телевизором, я без сожаления смотреть не могу.

После просмотра «Хоббита» в формате HFR я явственно ощутил, что индустрия кино стоит на пороге очередной революции. Во-первых, это увеличенная частота кадров с которой впредь станут снимать фильмы. Это важно, ибо вставка дополнительных кадров в существующие фильмы особо не поможет. Во-вторых, Ultra High Definition, он же 4k: первые бытовые проекторы и телевизоры с таким разрешением благодаря компании Sony уже доступны на рынке. Пусть и по цене хороших автомобилей. Их комбинация станет настоящей бомбой, а чем больше товаров будет выпускаться, тем ниже будут цены. Еще пара-тройка лет, и наши современные дорогущие Full HD ЖК и плазмы придется вывозить в ссылку на дачу. Также как в свое время туда отправлялись черно-белые телевизоры, чьи места в наших квартирах занимали телевизоры цветные. Прогресс в данном случае не остановить, несмотря на гундеж всяких недовольных ретроградов. Собака лает – караван идет.

Все три часа, что сидишь смотришь «Хоббита» – глаз не оторвать. И даже чрезмерная затянутость некоторых эпизодов и в целом небольшая скучность повествования никак не мешают. Также как не мешали и в трилогии про мегакольцо. Хотя я знаю некоторых эстетов, которые считают экранизацию «Властелина колец» ужасным занудством и скукотищей. Каждому свое, как говорится. Лично я с нетерпением жду продолжения истории, и обязательно буду смотреть ее только в HFR 3D, чего и вам желаю.