среда, 30 января 2013 г.

«Особо опасны» («Savages»)

Сегодня на моем разделочном столе побывает новая картина известного голливудского режиссера Оливера Стоуна под названием «Savages». Фильм повествует о нелегком труде двух корешей торговцев наркотиками. Один кореш по имени Бен, химик-ботаник по профессии является мозгом предприятия и выводит высокоэффективную траву. А второй по кличке Чон – бывший военный, привезший из Афганистана семена той самой убойной травы. К братьям-акробатьям в какой-то момент прибилась тетенька Офелия, и образовала с ними счастливую шведскую семью. Офелия не стесняется спать сразу с обоими друганами, но очень смущается своего имени в честь чокнутой барышни из «Гамлета», наложившей на себя руки. Поэтому Офелия называет себя просто О.

Однажды на бизнес Бена и Чона, до того процветающий на благодатных просторах калифорнищины, наехал мексиканский наркокортель под руководством злобной тетки Елены (Сальма Хайек). Тетка через своего главного подручного Ладо (Бенисио дель Торо) похищает О и выставляет Бена и Чона на серьезные деньги. Последним не остается ничего другого кроме как вызволять О из плена Елены при помощи хитрости, грубой силы и продажного фэбээровца Денниса (Джон Траволта)…

***

Художественный фильм «Savages» заснял ветеран Голливуда Оливер Стоун, подаривший нам такие картины как «The Doors», «Взвод», «JFK» и «Прирожденные убийцы». Все эти фильмы я считаю безусловными шедеврами Голливуда, хотя это жесткие и довольно-таки скандальные фильмы, наделавшие в свое время немало шума. Про новое творение Стоуна сразу скажу сразу и скажу честно: фильм очень слабый. По духу он немного напоминает «Прирожденные убийцы» за одним но серьезным исключением: «Убийцы» были жесткой сатирой на американский истеблишмент и СМИ, а «Особо опасны» представляет собой занудную производственную драму о нелегкой жизни американских и мексиканских бандитов-наркоторговцев. Подобных фильмов мы уже видели не одну сотню, и некоторые из них, например, «Настоящая любовь» гораздо лучше.

Вероятно так случилось потому что сценарии «Прирожденных убийц» и «Настоящей любви» были написаны мастером своего дела Квентином Тарантино, а основой «Особо опасных» послужил роман и сценарий некоего Дона Уинслоу, который ничем особым на писательской ниве не отметился. По крайней мере никакой вразумительной информации ни на imdb ни в википедии я о нем не нашел. Не знаю уж, какова книга, но сценарий никакой.

Главное мое недоумение от фильма вызывает желание друзей немедленно отбить боевую подругу у наркокортеля. Тетку ведь никто не пытал: ее определили хоть и не в шикарные апартаменты, но вполне сносно. Кормили, выгуливали, давали ноутбук пошариться в Интернете. Да, год такой жизни в качестве заложника не сахар, но по сравнению с отрезанием голов другим наркодельцам это и плюс 70% доходов с продаж травы – Бену и Чону очень и очень повезло. Так на хрена было нападать на солдат картеля, воровать у них миллионы долларов, убивать кучу народа чтобы сократить срок пребывания О в заложниках? В неземную любовь скучающей по жизни богатенькой девочки О сразу к двум совершенно разным людям не верится ни разу. В ответные чувства двух мерзавцев которые столь дружны и альтруистичны, что готовы делить одну телку на двоих и идти из-за нее против целого наркокортеля – тем более.

Остальные сюжетные ходы ничуть не лучше. Я к счастью не имею опыта общения с главами наркокортелей, но я ни в жизнь не поверю, что это столь милые люди, что приглашают на ужин своих заложников, делятся с ними переживаниями за детей, и даже позволяют забраться с ногами к ним на свою постель, в которой они лежат, готовясь отойти ко сну. Зачем было вставлять мелодраматичный кусок в жесткий и кровавый детектив про торговцев наркотиками – ума не приложу. Товарищ Стоун любит снимать фильмы большого хронометража, поэтому он наснимал еще сцены с матерью О, которую сыграла Ума Тёрман. В конце концов все это вырезали, но «Особо опасны» все равно длятся более двух часов.

В общем, все что касается главных героев – полный провал. Единственное что реально порадовало в этом фильме, это все что касается героя Бенисио дель Торо. Актер сумел воплотить такого мерзейшего и бесчеловечного бандита, что кровь стынет в жилах. В исключительную опасность этого гражданина веришь сразу и безоговорочно. Однозначно лучшая роль в фильме. Также вполне неплох был и Джон Траволта, но его персонаж продажный «и нашим и вашим» агент ФБР был уж слишком шаблонным, чтобы выжать из него что-то запоминающееся.

За концовку фильма нужно вообще убивать на месте. Прошу прощения за спойлер. Вроде бы все происходит логично, все так как и должно быть. Всех идиотов замочили, плохим парням тоже досталось. И вдруг хоп! – О это все в воображении нарисовала. Типа, не хочу так, хочу вот так. И тут же набежала куча полиции во главе с Денисом и всех арестовала. Сладкую шведскую семью сразу же отпустили, и они с тех пор счастливо живут на заморском пляже, наслаждаясь жизнью. От такой концовки захотелось плюнуть в экран.

Пару слов нужно посвятить техническим аспектам картины. Ненавистная ручная камера где ни попадя и перезрелые кричащие света будто по наследству Оливеру Стоуну передал Тони Скотт. Каждый раз этот прием ставит меня в тупик: ну неужели нельзя снимать по-нормальному, чтобы зрителей не укачивало? Зачем применять это везде куда ты можешь дотянуться? Это лишь еще больше сближает «Особо опасных» с другими дрянными представителями жанра, еще больше обезличивает кино.

Кстати, про «Особо опасных». В оригинале фильм называется «Savages», что, как нетрудно догадаться, переводится не как дурацкие «Особо опасны» а как «Дикари». В фильме несколько раз героев прямо так и называли. Но я уже давно перестал понимать логику наших кинопрокатчиков, поэтому лишь констатирую факт. Кино пришлось смотреть в дубляже. По сложившейся традиции, несмотря на наличие массы жестоких и кровавых сцен, все герои, включая латиносов, разговаривают как выпускники РГГУ. Ни тебе передачи акцентов, ни манеры речи и жаргона разных классов и национальностей, ни единого ругательства. Перевод выхолощен и кастрирован, совершенно стерилен, сплошное благолепие. Очередной подвиг российских дубляторов, борющихся за наше с вами воспитание. Видеоряд правда мешает, но я верю, что цензурные органы скоро заставят вырезать из фильма все более-менее провокационные с их точки зрения сцены.

Резюмирую. Не знаю как остальные зрители и рецензенты, но я фильмы всегда оцениваю, сравнивая их с другими представителями жанра. Безусловно, если воспринимать «Особо опасных» как кино в окружении абсолютного вакуума, тогда его вполне можно посмотреть. Но на такую изъезженную тему наснимали тонны две фильмов и без сравнения никак не обойтись. У меня напрашивается сравнение с гениальным «Лицо со шрамом». Там про наркотики, и тут про наркотики. Там про отморозков, и здесь про отморозков. Даже убийство при помощи бензопилы было в обоих фильмах. Но Брайан де Пальма вместе с Аль Пачино создали настоящий шедевр, великолепную надрывную драму, а здесь...

Я уже не раз упоминал, что при отсутствии в фильме хоть одного положительного главного героя заставить зрителей переживать становится трудной задачей. В «Убийцах» Стоуну это удалось, здесь – даже близко нет. Поэтому за героями фильма наблюдаешь примерно как за возней жуков в банке. По сравнению с «Лицо со шрамом» «Особо опасны» даже при наличии великолепного Бенисио дель Торо – полная херня. Садись, Оливер: «двойка»!