понедельник, 25 февраля 2013 г.

«Крепкий орешек: хороший день, чтобы умереть» («A Good Day to Die Hard»)

В далекой заснеженной России в тюрьме самого строгого режима чалится некий гражданин Комаров – большой любитель шахмат и многоходовых комбинаций. Гражданина Комарова засадил в тюрьму его бывший друг а нынче кандидат на пост министра обороны Чагарин. У Комарова на Чагарина есть секретная папочка с компроматом. Оказывается, когда-то они организовали гаденький бизнес по торговле обогащенным ураном, который подельники воровали на Чернобыльской АЭС. Из-за этого она и взорвалась.

Папочку с секретным компроматом очень хотят заполучить в ЦРУ, ради чего посылают вытащить из тюрьмы Комарова некоего Джека МакКлейна, которому случилось быть сыном легендарного Джона МакКлейна. Естественно, первого поймали, а последний не может остаться в стороне, ради чего едет в Россию посетить суд. К сожалению, во время совместного суда над Джеком и Комаровым его похитили подвзорвав три лимузина со взрывчаткой, припаркованных за стенкой зала суда. Заодно случайно стукнули Джона МакКлейна. Big mistake!!! Наш неубиваемый Джон МакКлейн рассердился. Теперь под тотальную раздачу попадут и террористы и похитители и гостиница «Украина» и Садовое Кольцо и весь город Москва и Чернобыль тоже…

***

Напомню вкратце, что первый фильм сериала «Die Hard» построен по классическим лекалам… фильмов ужасов. Замкнутое пространство, из которого нельзя выбраться. Монстры-террористы. Визжащие жертвы. И один герой, который всех спасает, параллельно забарывая монстров. Основной фишкой фильма «Крепкий орешек» был упертый как баран мужик, который никак не хотел уступать гадким террористам. Собственно, «Die Hard» переводится в данном случае не как какой-то «Крепкий орешек» – это именно «Упертый». По тем временам подход, продемонстрированный в «Крепком орешке» режиссером Джоном МакТирнаном, смотрелся очень свежо, и буквально через год на экраны вышел «Крепкий орешек 2». Скроен он по тем же лекалам, что и первый фильм, только вместо небоскреба – аэропорт. Да и режиссер Ренни Харлин далеко не МакТирнан, поэтому фильм получился, во-первых, явно слабее первой части, а во-вторых, вторичным. Такая вот тавтология.

Отрадно, что спустя пять лет в Голливуде решились на съемки триквела. Третья часть, снимал которую опять Джон МакТирнан, получилась отличной. Я считаю ее лучшей серией из всех «Орешков». Но, несмотря на успех ленты, было понятно, что из этой франшизы больше ничего толкового выжать нельзя. Другие времена – другие нравы, как говорится. В середине 90-х Америка стала стремительно уходить от образа страны преуспевающих индивидуалистов, воплощения так называемой американской мечты. Именно поэтому в 80-е были так популярны кинофильмы с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне и Брюсом Уиллисом. Их герои воплощали подобный образ на все «сто». Теперь же политика партии изменилась, теперь там рулит коллективизм, а любимым героям видео-бума 80-х осталось разве что пылиться на полках. Поэтому и Джон МакТирнан, спев в «Крепком орешке 3» свою лебединую песню, отправился на заслуженный покой.

Я уже неоднократно говорил, что Голливуд находится в кризисе идеи. Там почти нет толковых сценаристов, которые могут выкатить достаточно оригинальную идею. Ну или есть, но им денег не дают. Поэтому студиям приходится до последней капли выдаивать старые идеи и старых героев. Немудрено, что несколько лет назад Голливуд решил тряхнуть стариной МакКлейном в четвертый раз. Фильм был неплох сам по себе, но он ясно показал, что образ героя-одиночки, созданный Брюсом Уиллисом, в современных реалиях выглядит будто рыцарь в латах: круто, но устаревши. Там даже специально попедалировали на эту тему. К сожалению четвертая часть принесла создателям прибыль, поэтому пока Брюс Уиллис еще в состоянии поднять автомат, в производство немедленно запустили новую серию «Орешка». С Джона МакКлейна опять смахнули вековую пыль и натравили на него очередных адски злокозненных террористов.

Сценаристом пятой части приключений Джона МакКлейна выступил Скип Вудс, на счету которого неплохой детектив категории Б «Кровавый четверг», довольно глупый «Пароль: рыба-меч», спин-офф «Людей Х» «Росомаха» и идиотские экранизации компьютерной игры «Hitman» и сериала «Команда А». В режиссерский стульчик посадили некоего Джона Мура, на счету которого лишь отстойный ремейк «Омена» и довольно дрянная экранизация компьютерной игры «Max Payne». То есть, дураку ясно, это явно не те граждане, которым следует доверять драгоценное тело Джона МакЛейна. Сейчас даже мэтры типа Ридли Скотта лажают по полной программе, если стоит задача заработать денег (а ради чего-то другого новую серию снимать бы не стали), то нужно доверить съемки нового «Орешка» профессионалам. Но нет, доверили этим «деятелям искусств», в результате мы имеем то, что имеем. А имеем вот что.

Со сценарием заморачиваться не стали совершенно: опять противные русские совки угрожают свободному миру ядерными бомбами. Только Джоном МакКлейном их и можно успокоить. Поэтому по версии товарища Вудса Чернобыль случился из-за двух барыг, торгующих обогащенным военным(!) ураном 235, украденным с атомной электростанции(!!!). Над Москвой у них спокойно кружит военный вертолет МИ-24 и расстреливает гостиницу «Украина». По дорогам Москвы у них спокойно носятся огроменный бронированный грузовик, разбрасывающий десятки автомобилей в разные стороны, перепрыгивающий эстакады и расстреливающий недовольных из РПГ. Но этот грузовик, весящий тонн десять если не больше, спокойно бортует и таранит Брюс Уиллис на украденном Гелендвагене. Автомобильная погоня явно навеяна Скипу Вудсу фильмами «Терминатор» серий 2 и 3 – очень похоже. Кстати, судя по обилию в фильме автомобилей с трехлучевой звездой на капоте, концерн Daimler AG серьезно вложился в создание фильма.

Если в предыдущих «Орешках» действие практически не останавливалось, и зрители только пот успевали утирать, то здесь экшн-сцен всего три-четыре штуки. Все остальное время занимают скучнейшие, унылые и сопливые до невозможности беседы между Отцом и Сыном. С предсказуемым перевоспитанием последнего в неизбежном счастливом конце фильма. Брюс Уиллис каждые пять минут старательно но безжизненно произносит фразы, вложенные в его уста страдающим тяжелым параноидальным бредом сценаристом. Появление сына Джека на корню похабит саму идею фильмов про крутого упертого мужика, в одиночку спасающего всех. Теперь МакКлейны спасают мир в семейном подряде: в России ураганят отец и сын, а любима доча сторожит покой граждан в Америке. Все при деле.

Я сначала переживал, что фильм идет всего 96 минут. Для «Крепкого орешка» - преступно мало. Но пока смотрел новую серию – умучался слушать заунывные нравоучения МакКлейна старшего и придури МакКлейна младшего. Там реально задолбаешься, пока они всласть наговорятся, и снова начнется действие. Если создатели фильма думали, что зритель пойдет на «Крепкого орешка» чтобы послушать тонну морали про семейные ценности, они жестоко ошиблись.

Думаю, говорить что-то еще об этом фильме бессмысленно. «Крепкий орешек: хороший день, чтобы умереть» – однозначно самая худшая серия франшизы, гораздо слабее остальных частей. Не поймите меня неправильно: Брюс Уиллис – прекрасен! Пара-тройка моментов очень зрелищны, фильм вполне можно посмотреть под пивасик. Но в отличии от трех первых частей, ему классикой не стать никогда. Потому что делали его не ради искусства, а чтобы по-быстрому срубить бабла на раскрученной торговой марке. Когда за кино вместо артистов берутся барыги, хорошего фильма не жди. Остается надеяться только, что это будет последняя серия, и они не скатятся в совсем уж тупое говно, как это произошло с «Терминаторами». Аминь.