четверг, 14 марта 2013 г.

«Метро»

На той неделе сходил посмотрел новое творение отечественных кинематографистов под названием «Метро». Вкратце дело в фильме было так: в районе Москва-Сити понастроили настолько тяжелые небоскребы и понатыкали их так плотно, что на перегоне Кольцевой лини метро прохудился тоннель. Свод обвалился на очередной проходящий поезд, и начал потихоньку затапливать пути водами Москва-реки. Герои фильм – пассажиры поезда – начинают свою борьбу за жизнь во вмиг ставшей враждебной среде, попутно знакомясь, влюбляясь, трезвея и решая давние личностные конфликты…

***

Наши кинематографисты наконец-то решили попробовать себя в съемках фильма-катастрофы. До этого отечественного зрителя баловали фильмом подобного жанра еще во времена СССР. Это был фильм «Экипаж» – для того времени безусловный прорыв. Но с тех пор как отрезало: пытались давать «ответ Голливуду» в жанрах мистики, ужастиков, фантастики, фэнтези и исторической драмы. Комедий наснимали кучу. Иногда получалось неплохо, но в целом – полный провал. И вот, наконец, «Метро» – настоящий фильм-катастрофа. Памятуя о предыдущих попытках умыть Голливуд, на фильм «Метро» шел с опасением.

За что мы любим фильмы-катастрофы? Прежде всего за то, что в таких фильмах можно посмотреть на эпические разрушения столь милых сердцам аборигенов архитектурных объектов, в том числе, имеющие большое историческое наследие. Есть в этом что-то фрейдистское, знаете ли. Помимо разрушений интересно понаблюдать за персонажами, становящимися невольными участниками разыгрывающейся драмы и проявляющими в экстремальных условиях личные качества. Как с этим обстоит дело в фильме «Метро»?

На разрушения в фильме смотреть интересно, хоть они и локализованы парой поездов метрополитена да тоннелем. И даже захватывает. Нарисовано вполне грамотно, картинка радует глаз. Главные герои тоже вполне интересные и разнообразные. Действительно, в метро путешествуют абсолютно разные граждане различных социальных слоев, которые по-разному смотрят на жизнь, имеют разный жизненный опыт и на экстраординарные события реагируют по-разному: хрупкая студенточка и толстый подкаблучник предсказуемо ведут себя как полные овцы, опытный врач немедленно оказывают первую помощь, крутой делец постоянно цинично острит и спасает только себя, а темные личности немедленно начинают мародерствовать. Герои – прямо обычные люди с улицы, а не картонные персонажи. Охотно верю, так было бы и в реальной жизни, случись нечто подобное.

Очень хорошо выступили актеры, исполняющие основные роли. В кои-то веки при просмотре подобного фильма не хотелось залезть в экран и надавать истеричным идиотам по башке! Денег, которые просят за билеты, не жалко. Отлично выступил актер Сергей Пускепалис в роли хирурга и любящего отца, которому пришлось возглавить небольшую группу выживших. Порадовал Анатолий Белый в роли циничного бизнесмена, человека с двойным дном, одновременно и заботящегося о дочери своей любовницы и преследующего свои цели в каждой ситуации. Нельзя не отметить актеров второго плана Елену Панову и Станислава Дужникова, создавших великолепные, очень выпуклые образы бывшей гандболистки а ныне алкоголички Галочки и болтливого тюти-добряка Михаила соответственно. Именно актеры второго плана очень выгодно смотрелись в «Метро», ловко заставляя переключаться с главных героев, весь фильм занятых выяснением своих отношений, и кто кого больше любит и заботится. А за фразу Галочки «Еще помучаемся», произнесенную после того, как все чуть не утонули в колодце, захотелось выбежать в кассу и доплатить еще рублей сто.

Единственная, кто бесила весь фильм – это жена одного главного героя и по совместительству любовница другого. Эта истеричная особа раздражала своими бессмысленными и бесполезными действиями каждый раз, что была в кадре. Но здесь сыграли законы жанра, по которым обязательно нужно макнуть зрителя в семейные ценности и притянуть за уши хэппи-енд. В этом плане фильм «Метро» очень похож на другой фильм-катастрофу «2012».

Теперь о недостатках. Куда же без них. Как известно, задача любого фильма, и особенно фильма-катастрофы, увлечь зрителя, не давая ему отвлекаться. Чтобы увлеченный зритель раскрыв рот следил за действием, нужно постараться допускать поменьше ляпов. К сожалению, количество разнообразных глупостей и ляпов в фильме «Метро» неприятно поражает. Не хочу разоблачать данное кино криками «Так не бывает!!!», понимаю, что смотрим мы не документальный фильм, поэтому без некоторых условностей не обойтись. Но в данном случае условностей уж слишком много.

Начнем с основного замеса, из-за которого произошла катастрофа. Стройка, ставшая причиной избыточной нагрузки на грунт, ведется в районе Москва-Сити, а провал произошел под Москва-рекой. Понятно желание сценаристов затопить именно Кольцевую линию, чтобы размер теоретических разрушений был как можно больший. Но не следует настолько отрываться от реальности. Далее, для меня осталось неясным, откуда в тоннеле метро бетонные перекрытия, которые крошатся и разламываются на куски под толщей воды в реке. Это был даже не железобетон, и уж тем более не металлические арки с ребрами жесткости, которые на самом деле установлены в тоннелях. И уж совсем загадкой для меня осталось, каким образом придавленный рухнувшими перекрытиями вагон поезда мог почти весь фильм удерживать нависшую над ним великую массу, спасая от мгновенного затопления всю систему тоннелей Метрополитена. При этом даже не сильно погнувшись. В реальности одна лишь рухнувшая на поезд плита расплющила бы вагон как консервную банку, ибо он на такие нагрузки просто не рассчитан.

Напрягал контактный рельс, за который во время панического бегства схватилось минимум десять человек без всякого ущерба. Режиссеру следовало бы более внимательно наблюдать за статистами. Кстати, электричество в вагонах присутствовало почти весь фильм, а ток, подающийся на контактный рельс, отключили почти в самом начале фильма. Откуда оно тогда бралось? Насквозь фальшиво выглядела сцена крушения, в которой все пассажиры полетели в конец вагона кверху жопами и там подавили и расплющили друг друга. Ну не ездят поезда с такими скоростями, это же не «Горец 2»! И не могли пассажиры так летать, ибо поезд сошел с рельс и двигался без тормозов, поэтому такой инерции просто не откуда было взяться. Здесь же показано, будто состав затормозил как об стену. Желание нагнать жути понятно, но нельзя ведь настолько отрываться от действительности.

Резко не понравилось, как в фильме показана работа специальных служб. Ни тебе организованной эвакуации граждан со станции, ни нормального обслуживания пострадавших, ни работ с планами подземных сооружений. Чертежи есть только у начальника всея Метрополитена, про колодцы и выходы с заброшенной станции между перегонами знает только один подросток-диггер, для ответственных же лиц это полный сюрприз. Раненые и покалеченные сиротливо валяются прямо на тротуарах и никакой врачебной помощи им не оказывается. Эвакуации пострадавших вертолетами нет и в помине, только стенания о том, что из-за пробок кареты скорой помощи и службы МЧС до места трагедии добраться не могут. Спасателей, отправившихся в тоннель на поиски пострадавших, всего три человека, при этом первую помощь умеет оказывать только один. В общем, цирк с конями, авторы фильма явно вдохновлялись самыми идиотскими штампами из третьесортных голливудских блокбастеров.

Было еще много чело по-мелочи, но, думаю, нет смысла акцентировать внимание на каждом ляпе отдельно. Это напрягает только прошареных синефилов вроде меня, большинство зрителей не обратит на это никакого внимания. Жалко, что «Метро» вобрало много штампов, но даже с ними это очень неплохой фильм, который достоин просмотра. Обратите внимание, что я подхожу к нему с тем же мерилом, которым меряю всю продукцию Голливуда, безо всяких скидок на отечественное происхождение фильма. Это – показательно. «Метро» – это крепкий середняк категории «B» общепринятой классификации, достойный вашего времени, потраченного на просмотр. Кстати, приобщиться к фильму можно не обязательно в кинотеатре, он уже вышел на Blu-ray/DVD.

Если же рассматривать это кино в чисто российском масштабе, то это – безусловный прорыв нашего кинематографа, что подтверждают и кассовые сборы. Если государство и частные инвесторы будут почаще вкладываться в подобные фильмы вместо шедевров идеологического помоестроения от Никиты Михалкова, то, глядишь, наш кинематограф начнет наконец-то приносить прибыль. Аминь.

1 коммент.:

Сама Доброта комментирует...

Интересные у вас рецензии, читаю). Фильм "Метро" мне понравился, даже 2-ой раз посмотрела, хотя эффект уже был не тот. Детально на технические нестыковки не обращала внимания, вы наблюдательны. Ну, фильм есть фильм, общему впечатлению не помешало и то хорошо для нашего кино. Светлана Ходченкова интересная актриса, неоднозначная: то она меня просто раздражает, то восхищает. В последнее время часто играет умных стерв. Изменилась сама, чувствуется. После фильма "Благословите женщину" в нынешних ролях её просто не узнать. (Наверное, мнение мужчин сейчас будет: "Все вы сначала ангелы, только потом превращаетесь в кобр") Всё-таки я его рекомендую смотреть, пишу об этом. Я смотрела в кинотеатре, впечатляет. Конечно же, смотреть этот фильм нужно на большом экране, а не на диване дома).