пятница, 12 апреля 2013 г.

«Падение Олимпа» («Olympus Has Fallen»)

Майк Бэннинг (Джерард Батлер) – один из лучших и самых опытных сотрудников Секретной службы США, охраняющей президента. Но однажды зимой на обледеневшей дороге президентский кортеж попадает в серьезную аварию, и Майку не удается спасти от гибели Первую леди (Эшли Джадд), хотя сам президент (Аарон Экхарт) остается цел благодаря ему. За этот провал Майка отстраняют от охраны президента, и он перебивается охранными халтурами.

Все меняется в один миг, когда злобные северо-корейские террористы успешно захватывают штурмом Белый дом, и президента со свитой в доме том. Случайно оказавшемуся на месте событий Майку Бэннингу предстоит в одиночку спасти президента, его сына и все Соединенные Штаты Америки заодно. А поддерживать его в этом нелегком деле будет сидящий в генштабе Морган Фримен, на этот раз примеривший роль госсекретаря и временно исполняющего обязанности президента…

***

Прежде чем говорить непосредственно о фильме, хочу поделиться впечатлениями от кинотеатра, в котором я этот фильм смотрел. Мероприятие проходило в Синема Стар Рио рядом с Севастопольским проспектом. Первое, что бросилось в глаза: очень мало зрителей, но большинство тех, что было – патентованные дебилы. Постоянно светили мобилами, весь фильм базарили на весь зал, отпускали комментарии почетных короткостволистов, ржали как кони, ноги закидывали на верха впередистоящих кресел. «Яркие, харизматичные личности, не боящиеся выйти за рамки серой обыденности» – как несколько лет назад охарактеризовал таких граждан Константин Эрнст. Судя по количеству свободных мест в зале, это были постоянные посетители кинотеатра.

Второе – дрянная копия. В отличии от отечественного кинематографа, картинка в голливудском кино всегда отменного качества. В action-фильмах, которые суть аттракционы, особенно. У нас же на всём тщательно экономят, поэтому изображение было – блеклая дрянь третьего сорта. На пленке куча сигаретных ожогов, царапин и артефактов в виде пяти жирных клякс, напоминающих букву Х. Кроме того, лампа проектора явно работала в экономичном режиме, и мне постоянно – даже в дневных сценах на улице – хотелось добавить яркости. За такую «экономию» со зрителей лупят по 280 рублей. «Я смотрю, вы здесь все мо-ло-дцы»! В кинотеатр Синема Стар Рио – ни ногой!

Тщетно стараясь абстрагироваться от качества картинки и идиотов на соседних рядах, следил за сюжетом. Естественно, весь фильм стоэтажным факелом бьют американские ценности. В связи с развалом Советского Союза, убийствами Саддама, Муаммара и Осамы, главным врагом свободной и демократической Америки назначена Северная Корея. Корейские воины, борющиеся в фильме за идею объединения Северной и Южной Кореи в единое государство, между прочим – ведут себя чисто демоны. Расстреливают из пулеметов мечущееся по лужайке Белого дома мирное население; без затей взрывают себя и других шахид-поясами; безжалостно добивают любого подающего признаки жизни солдата противника и охранников. И даже бьют тетеньку ногами по голове и по почкам, а она в самый ответственный момент кричит «Я умираю, но не сдаюсь!». На фоне демонических корейцев, бойцы демократического США – прямо агнцы божьи. Даже если в процессе наведения справедливости главному герою нужно кого-нибудь попытать, делает он это сугубо демократически, что хорошо и правильно.

Когда нынче смотришь в телевизор, то видишь тоже самое. Злобная северокорейская диктатура подло замыслила недоброе. Навострила саблю на своего беззащитного южного соседа и хочет истребить всех вокруг. И только американские джедаи стоят на страже мира и покоя всего человечества. То, что у медали есть две стороны, вещающие в том числе и в России, проамериканские СМИ предпочитают молчать. В дело оболванивания плебса идут все средства, в том числе и заказные политагитки типа «Падения Олимпа», ловко формирующее общественное мнение и настраивающее его против Северной Кореи.

Наконец-то перехожу к фильму. Изложение его сюжета заняло у меня два небольших абзаца, но можно было ограничиться одним-единственным предложением: «Падение Олимпа» это очередной «Крепкий орешек», только без Брюса Уиллиса». Точка. И действительно: замените Белый дом небоскребом Накатоми; снимите с главного героя амуницию и оденьте его в грязную белую майку; северо-корейских террористов поменяйте на немецких; замените негра средних лет, с которым в обоих фильмах общался по радио главный герой, на негра престарелого; приправьте теми же тупыми военными, неудачно штурмующими захваченное здание. И получится «Крепкий орешек, часть 1».

Некоторые сюжетные ходы скопированы из «Орешка» один в один: например, пикировки главного героя и главгада по рации, или встреча в темном коридоре МакКлейна Бэннинга с плохим парнем, цинично претворившимся добрым – с последующими дружеским перекуром и мордобоем. Когда видишь эти цельнотянутые куски из фильма Джона МакТирнана, даже не знаешь, как на это реагировать: толи плакать, толи смеяться, толи встать и выйти из зала.

Спецэффекты здесь, конечно, навороченные, режиссер Антуан Фукуа постарался. Очень зрелищно выглядело нападение военного самолета на Белый дом с последующим ударом об Монумент Вашингтона. Прикольный воздушный бой вертолетчиков с автоматической турелью на крыше здания. Адские взрывы и стрельба. Другое дело, что странно сравнивать по уровню спецэффектов фильмы, разделенные четвертью века. Да и не спецэффектами едиными!

Очевидно, что Джерард Батлер – далеко не Брюс Уиллис. Не дотягивает он ни по харизме, ни по самоиронии, ни по крутости воплощенного героя. Джон МакКлейн был упертый ирландец, резкий как понос, а Бэннинг выглядит как очередной пошлый быковатый спецназовец в костюме и галстуке. Несмотря на интеллигентное лицо. Хороший пример сотрудника Секретной службы это Клинт Иствуд в фильме «На линии огня». Да что там - даже Гай Пирс в бессоновском «Взаперти» выглядел бодрее.

Обычно отличный актер Аарон Экхарт здесь будто не в себе: весь фильм картинно закатывает глаза и умоляет не бить очень сильно своих подчиненных. Отличную актрису Эшли Джадд – так и вовсе прикончили в самом начале. Старичок Морган Фриман как всегда на высоте, но со столь шаблонной ролью даже он ничего выдающегося сделать не смог.

Корейский злодей, воплощенный Риком Юном, был вполне злобен, но до инфернального Ганса Грубера в гениальном исполнении Алана Рикмана ему как от Пхеньяна до Вашингтона пешком. Злодеи даже второго плана в «Орешке» были вполне себе выпуклые и интересные (вспомним героя Александра Годунова). В «Падении Олимпа» все они – банальные статисты, даже лица их часто скрыты повязанными банданами. Через это не испытываешь особой радости, когда Бэннинг ловко заваливает очередного плохиша. Зрителю остается лишь взирать на предсказуемый до банальности ход событий и ждать финальной драчки на кулачках с обязательным «а я как будто из последних сил!!!».

Продирающимся через серьезный накал американского патриотизма зритель может подметить различные ляпы. В начале фильма что-то большое грохнулось на головной автомобиль президентского кортежа, в результате чего возникла авария, повлекшая за собой смерть нескольких людей, включая Первую леди. Но авторы не дают себе труа сказать, что это было. Упало что-то, и хрен с ним. Некоторые герои приходят, поговорят и пропадают. Одного генерала, обладателя части секретного кода, попытали, и он пропал с экрана, хотя сидел в запертом бункере. Злобная тетка-хакерша поклацала-поклацала кнопками и тоже пропала. Один из ближайших к президенту людей переметнулся на сторону террористов и начал мочить своих как берсерк. А когда его пригвоздили к полу и спросили за предательство по всей строгости, последовал гениальный по своему дебилизму ответ «ой, чё-та я совсем запутался». И так у них все.

И вот здесь возникает вопрос: а кто, собственно, такой, этот Антуан Фукуа? Антуан – режиссер, заснявший проходные фильмы «Король Артур», «Стрелок», «Бруклинские полицейские» и «Слезы солнца» с тем же Брюсом Уиллисом. Зачем его позвали снимать фактически нового «Крепкого орешка» – непонятно. Видимо поэтому здесь не был задействован Брюс Уиллис – не его уровень. Справедливости ради нужно сказать, что и последний «Орешек» - фуфло.

В активе гражданина Фукуа есть только один хороший фильм. Один – но очень хороший. Называется он «Тренировочный день», я считаю его фактически шедевром среди криминальных драм. Но шедевром он стал не от нечеловеческих усилий посредственного режиссера. «Тренировочный день» стал шедевром благодаря выдающейся актерской работе Дензела Вашингтона, сумевшего сделать из своего героя нечто невообразимое. Не будь у режиссера Фукуа актера Вашингтона, боюсь, получился бы очередной проходной боевичок, который через год уже все забыли бы.

И вот теперь «Падение олимпа». Свое резюме фильму я уже дал, но повторюсь: это неплохой, хотя и проходной боевичок, который можно посмотреть разок под пиво. Нормальное развлечение на один вечер для нижней чакры. В отличии от своего прародителя «Крепкого орешка», следа в кинематографе он не оставит, и через годик его все успешно забудут. Как и почти все остальные творения данного режиссера. Может, Антуану стоило опять позвать сниматься Дензела Вашингтона?