вторник, 16 июля 2013 г.

Как бороться со скотством на дорогах

Наверное, ни один здравомыслящий человек не назовет ситуацию на российских дорогах нормальной. Я бы назвал это вакханалией безответственности и вседозволенности, хотя возможны и более яркие эпитеты. Я не говорю о банальном превышении скорости на пару десятков километров в час при езде в населенных пунктах. Я говорю о том, как в целом перемещаются в пространстве некоторые владельцы автотранспорта и наемные водители.

Ситуация №1: пригородное шоссе, затруднение движения у светофора или по причине мелкой аварии в одном из рядов. Толпа граждан, которой западло потихоньку проехать помеху как все, немедленно съезжает на обочину, обгоняя более цивилизованных сограждан и втираясь в поток, когда объезжать его невозможно из-за препятствия. При этом еще больше оттормаживая и задерживая тех, кто покорно ждет своей очереди. Особо ретивые в такой ситуации еще и летят по встречке.

Ситуация №2: Обычная городская улица, машины плотно припаркованы. Немедленно найдется персонаж, который «а мне надо!» бросает машину на аварийке вторым (третьим, четвертым) рядом, лишь бы не идти несколько десятков метров пешком. В результате образуется жесткая пробка там, где никакой пробки быть не должно. Тому «кому надо», на созданную пробку наплевать.

Ситуация №3: Улицы-переулки, полная маршрутка без затей несется на «красный». Есть ли на переходе люди или нет – особого значения не имеет. Ведь у маршруточника чем больше ходок, тем больше приработок.

Подобных ситуаций при желании можно придумать вспомнить десятки. Самое плохое в данной ситуации в том, что подобные водители остаются безнаказанными и продолжают вопиюще нарушать правила до тех пор, пока один такой на КАМАЗе не влетит в автобус, полный людьми, и не угробит 18 человек и еще 50 отправит на больничные койки. Или какой-нибудь пьяный в стельку мажор не снесет остановку общественного транспорта, размазав по асфальту детей. Не стоит думать, что до этого они много лет ездили, соблюдая правила, а вот сегодня немного нарушили и сразу же попали в аварию. Нет, подобные аварии – следствие того, что данные конкретные уроды годами плевали на ПДД и вели себя на дорогах как скоты. Это лишь закономерный результат.

Как же можно забороть подобные явления? Правительство предлагает крайне однобокое решение повесить стационарные камеры, которые фиксируют превышения скорости и езду по выделенным для общественного транспорта полосам. Можно подумать, других нарушений не существует. На борьбу с оборзевшими скотами, объезжающими пробки по тротуарам и паркующимся как попало, встают и неформальные общественные организации, типа СтопХам. Есть какие-то активисты на велосипедах, снимающие бумажки с заклееных номеров неправильно припаркованных машин. Что-то где-то патрулируют (по слухам) мутные казаки. Только это капля в море.

Мне кажется, есть отличный способ если и не свести хамство на дорогах на нет, то, по крайней мере, утихомирить самых отъявленных мудаков. Сейчас ведь каждый второй автомобилист имеет в своем арсенале видеорегистратор. Нашему правительству – если оно и правда хочет навести на дорогах порядок – нужно лишь организовать сервис в Интернете, чтобы любой гражданин мог запостить на этот сервис фото или видеозапись факта нарушения. И чтобы штраф нарушителю выставлялся за каждый присланный файл!

Представьте, нарушитель обогнал по обочине 100 машин, прежде чем втереться в поток и ехать как все. Если каждый из этой сотни не поленится и пришлет свой фрагмент записи с регистратора, то при текущем тарифе нарушитель получит письмо счастья на 50000 (пятьдесят тысяч) рублей! Не оплатит в течение пары месяцев – попадет в список отъявленных нарушителей. За границу не выйдет автоматически, а в какой-то момент вообще попадет в разнарядку гаишникам да коллекторским агентствам.

Или вот припаркуется какой-нибудь умник во дворе на площадке, предназначенной исключительно для пожарной и прочей спецтехники. Любой прохожий может снять его на камеру мобильника и пристать на выделенный ресурс. Постоит он так денек, а потом получит извещение об административном нарушении тысяч на 100 рублей. В следующий раз подыщет место получше или вообще пешком придет. Елки, сюда даже пердящие и воняющие на всю округу грузовики можно подтянуть, ведь они нещадно загрязняют окружающую среду и должны быть запрещены к эксплуатации.

Здесь можно задать вопрос: а какой смысл этим заниматься: писать все подряд на регистраторы или фоткать каждого дурака. О, вот здесь – самый изящный момент всей схемы. Я предлагаю из суммы выплаченного штрафа возвращать зафиксировавшему факт правонарушения некоторую сумму. Ну, скажем, 10%. Ага, я так и вижу, как вы оживились, как загорелись ваши глаза!

Технические механизмы давным-давно отработаны. Будет некий правительственный ресурс в Интернете, где у каждого народного мстителя есть личный кабинет. Там он может постить фото и видео, и по каждому зафиксированному нарушению отслеживать статус: принято, выставлен штраф, штраф оплачен нарушителем. Зачисление премиальных можно организовать на банковскую карту или в электронный кошелек. Там же можно будет отследить и неоплаченные штрафы, и «авторы» будут крайне заинтересованы в их оплате. Ведь именно из этих денег они будут получать вознаграждения. Я бы даже пошел дальше, и по каждому факту неоплаченных штрафов разрешил бы заводить обращения в коллекторские агентства, которые наделил бы полномочиями взымать штрафы с граждан в пользу государства. Для наемных водителей юрлиц сделать свою тарифную сетку штрафов, чтобы платила организация, а потом уже сама она разбиралась с зарвавшимся водилой. В нормальных конторах подобные лихачи не задержатся.

При таких раскладах даже самые обеспеченные гандоны поостереглись бы жестко хамить на дорогах. Некоторые штрафы, которые сейчас поднимают до небес, можно даже и понизить. Количество фиксаций нарушения с лихвой покроет эту сумму. К тому же предлагаемая мной мера поможет и малоимущим слоям населения. Представьте себе старушек-пенсионерок, которые вместо того, чтобы днями напролет чесать языками сидя на лавочках или прося милостыню у метро, крадутся по дворам со своими бабушкофонами и фоткают всякого, кто злостно запарковался на газоне. Неплохая прибавка к пенсии получится!

Единственная проблема с этой схемой кроется в нашем законодательстве. Пока правительство не примет соответствующих поправок, воз не сдвинется с места. Организовать датацентр и набрать штат сотрудников для разбора присылаемого материала – это уже дело техники.

Высказанная мной идея ведь лежит на поверхности. Если проявить политическую волю, внести необходимые поправки и запустить подобную службу – вопрос нескольких месяцев. Если же подобного решения не появится, если и дальше будет продолжаться вакханалия, по результатам которой будут пачками гибнуть люди, станет ясно, что правительству решение дорожного вопроса неинтересно. Боюсь, при этом раскладе, народу перестанет быть интересным такое правительство…