вторник, 20 августа 2013 г.

«Три метра над уровнем неба» («Tres Metros Sobre el Cielo»)

Предваряя свою рецензию, предупреждаю читателей женского пола: не читайте эту заметку! Серьезно, девчонки, я вас предупредил!!!

Ну а для тех, кто остался со мной, предлагаю вниманию рецензию на один из самых фееричных фильмов, посмотренных мной за этот год. Итак, поехали: «Три метра над уровнем неба».

Жил-был в стране Испании простой подросток-ботаник по имени Хуго (Уго, Хьюго – в разных переводах по-разному). Ботаник прилежно сидел дома и учил математику, а если и выходил на улицу, то добрая мама, обливаясь слезами умиления, натягивала на своего кровиночку толстую вязаную шапку (дело, напомню, происходило в жаркой Испании). Но однажды семейную идиллию нарушил гадкий чужой дядя, который натянул саму маму по самые помидоры, а Хуга стал свидетелем прелюбодеяния. И что-то перемкнуло в Хуге, он вмиг превратился в адского хулигана, грозу детей, кошек и мусорных бачков. Он берет себе кличку Ача, начищает маминому хахалю физиономию и прогнозируемо получает условный срок за нападение и умышленное причинение вреда здоровью.

Получив судимость, бывший ботан забирается на байк носится по городу, нарушая все мыслимые правила дорожного движения. Проносясь между рядами машин, обгоняя пробку, Хуга, он же Ача, примечает в окошке одного из лимузинов страшную девочку с большим армянским носом и странным именем Баби. Мигом ощутив прилив известного гормона в половой орган, Ача пытается приманить Бабу улыбкой а-ля Криштиану Роналду и криком «Страшила! Страшила!» (в нашем лучшем в мире дубляже это было переведено как «солдат».). Ошалевшая от таких ухаживаний девушка в ответ показывает Хуге фак и отбывает в неизвестном направлении. Не до конца определившийся, как его зовут, самец так расчувствовался, что даже не стал догонять самку на своем байке, чтобы выпросить телефончик. Типа, их неземной любви поспособствует сама Судьба!

Из пробки Хуга прибывает на тинейджерскую вечеринку. На испанских вечеринках тинейджеры занимаются в основном дрыганием под вышедший из моды второсортный музон, бухаловом и занюхами дорожек кокоса прямо с бензобаков мотоциклов. В общем, типичные пятнадцатилетние дети. Еще они меряются письками, то есть, силой в конкурсах на подтягивание. Хуга стремится доказать всем, что и бывший ботан может стать качком, поэтому скидывает маечку, запрыгивает на турник и подтягивается сто раз, уделывая дважды чемпиона среди вечериночных подростков. Правда, Хуга жульничает и делает не полный жим, подбородком достает до перекладины через раз, но вожделеющие Ачинова ладного крепкого тела подростки обоих полов не замечают очевидного читерства. У них есть новый чемпион!

Прямо с турника Хуга вместе с прихлебателями телепортируется на празднование Дня Рождения некоей девицы, которая может похвастаться обеспеченными родителями. Один из членов Ачиной банды немедленно бежит в гардеробную и шарит по карманам и сумкам других гостей. За этим противозаконным занятием его застает Бабина подруженция Катина и немедленно влюбляется – естественно. Конечно, ведь этот нахал – не малолетний преступник, а яркая харизматичная личность! Такому любая пятнадцатилетняя дура готова дать на первом же свидании. У них это называется любовь с первого взгляда. В общем, пока главный Хугин дружбан шарится по карманам и соблазняет самку, сам он устраивает дебош, громит квартиру именинницы, разбивает морду Бабиному ухажеру, а саму Бабу бросает в бассейн с шампунем.

Баба, не успев обсохнуть, от греха подальше уезжает с вечерины вместе со своим кавалером, опешившим от такого накала веселья и вызвавшим в дом именинницы полицию. Разъяренные дебоширы во главе с Хугой догоняют и нападают на машину парня Бабы, разбивают ее палками, арматурой и цепями в хлам. Слабая попытка водителя оказать сопротивление взбесившимся подросткам порождает новую вспышку бешеной агрессии – да как ты мог боднуть нашего камрада-байкера?! Хуга оттормаживает почти убитый тарантас, в который превратился хороший Audi A4, избивает Бабиного парня прямо у нее на глазах и угрожает расправой в особо извращенной форме проезжающей мимо места преступления взрослой семейной паре. Где-то здесь перемыкает и саму Бабу: до нее, глупой, доходит, что, висящий на условном сроке хулиган и бандит, только что разбивший в мясо морду ее молодого человека – это яркая харизматичная личность, в которую она обязана влюбиться и связать с ним всю свою жизнь и счастье. Ача таки завоевал себе Бабу! «Уга-Уга, Хуга-Хуга!!!». И даже факт того, что Хуга бегает налево к своей бывшей бабе от Бабы нынешней, ее не смущает. Наоборот, это повод подраться с бывшей бабой и нанести несколько увечий, отстаивая своего мачо.

Воспылавшую неземным чувством Бабу Хуга сначала катает на своем моте, привязанную ремнем к заднему сиденью в нелегальных уличных гонках а-ля «Форсаж». Потом заставляет часик посидеть в куче навоза под мостом, пока он сам на мотике ловко скрывается от полиции. В довершение чудесного первого свидания он заставляет ее раздеться на ночном холоде практически догола, мотивируя тем, что он Бабы слишком воняет дерьмом, и она слишком грязная, чтобы ей была оказана честь посидеть на мотоцикле. Делать нечего: хочется прижаться к Нему всем нежным девичьим телом, а одежда этому только мешает. Да и домой попасть как-то надо. Я даже как-то удивился, когда Баба не отдалась Хуге прямо на мотоцикле посреди куч навоза.

Проверив таким нестандартным образом силу Бабиных чувств, Хуга вдруг становится романтичным кавалером: катает бабу на мотике к морю потаращиться на закат, и в первый раз заняться любовью в чужом доме, совершив проникновение со взломом. Чтобы пустить пыль в глаза, он сообщает размякшей от ласк Бабе, что купил этот дом на первой линии от моря для нее. Типа широкий жест для своей любимой. Наврал, конечно, но у Бабы мозг не функционировал, сплошные гормоны. Съела брехню и не подавилась. Наш Ромео даже совершает «благородный» поступок и пытается помочь Бабе получить хорошую годовую оценку в школе. Думаете, бывший ботан садится с ней за парту и помогает зубрить уроки? Нет, яркие харизматичные личности так не поступают. Уроки учить не нужно, это фу-беспонтово! Вместо этого, Хуга совершает кражу собаки учительницы, потом заявляется прямо в школу и начинает ее шантажировать, одновременно пуская в лицо сигаретный дым. Очевидно, чтобы еще круче казаться. Непонятно только, почему учительница – дама, до сих пор железной хваткой дравшая учениц как сидоровых коз – зная преступника и его мотивы, не обратилась в полицию. Она бы враз прищучила висящего на условном сроке малолетнего долбоёба. Но тогда кино бы быстро кончилось, поэтому учительница, тут же превращается в тупую овцу и соглашается на все Ачины требования.

Бабино счастье омрачает только сварливая матушка, пытающаяся наставить ее на путь истинный и показать, что на самом деле за человек этот Хуго. Зато тюфяк папаша и лучшая подруженция, любовница того самого карманника, Скотина благословляют Бабу подбадриваниями типа «Я ничего маме не скажу, иди повеселись хорошенько». Когда после очередного происшествия Баба возвращается с разбитой физиономией, маманя разве что валерьянку не глотает. Зато папаша и Скотина радуются – у Бабы настоящая любовь в жизни случилась! А постоянные уголовные преступления Ачи, окончившиеся в том числе гибелью его кореша-карманника на очередных идиотских и смертельно опасных заездах мото-стритрейсеров – это так, накладные расходы. В представлении Хуги его кореш-вор «был лучшем из всех нас». Ну то есть, не какое-то там быдло испанское, а яркая харизматичная личность.

Конечно, в конце был хэппи-энд. Баба выяснила в итоге правду о том, как она получила свои годовые оценки. И кому нужно пожать ручонку за приделанные ноги к семейной драгоценной реликвии. Но ведь это любовь, и она конечно-же простила Хугу. И даже вскрывшийся факт обмана Хугой насчет купленного Бабе дома, где произошла эпохальная дефлорация, не изменила ее отношения к гарному испанскому мачо с улыбкой Криштиану Рональду. Ведь любовь и счастье Хуги к его Бабе столь сильны, глубоки и высоки, что они на целых три метра выше уровня неба! Какое тонкое раскрытие смысла названия фильма! Влюбленные отправляются на мотоцикле в закат навстречу второй серии фильма, носящей романтичное название «Я тебя хочу!». Конец.

***

«Три метра над уровнем неба» - кино, предназначенное для подростков. Но взрослым будет небезынтересно посмотреть на ярчайший срез того, что творится в головах нынешних подростков. Рассчитан фильм в первую очередь на девочек, но нравится и многим мальчикам.

С девочками все понятно: девочки в восторге от творящейся (по-другому и не скажешь) на экране ЛЮБВИ, и сохнут по блистающему исполнителю главной роли некоего Марио Касасу. Актер из Марио никакой: из всех эмоций – две с половиной гримасы за весь фильм. Зато улыбка симпатичная, и она так сильно понравилась девочкам, что его дважды номинировали на звание лучшего актера 2011 года каких-то престижных латиноамериканских премий. Секс-символ, одно слово! Исполнительница роли Баби смотрелась получше, но была реально страшна. Я, право, не берусь сказать, чем она прельстила такого гламурного сорвиголову как Хуга. Моим разумом это не постичь. Вероятно, это такая аллюзия на историю Золушки. Ведь автором сценария фильма выступила девочка. Ну а поскольку на каждой фотографии торчат уши фотографа, то могу сказать –выступила на все деньги. Захватывающие дух сюжетные виражи я подробно описал выше.

С мальчиками тоже все понятно: крутые мотоциклы, бешеные гонки, грызня самцов за самки, доминирование. Одним словом, крутизна. Большинство мальчиков в своих стаях никогда не вырвутся выше уровня параши, им никогда не дорасти до альфа-самца, чтобы заполучить себе лучшую самку. Поэтому остается только проецировать свои задротские желания на героев фильма, которые предельно круты и выше уровня толпы. В понимании задротских мальчиков они СВОБОДНЫ от условностей, делают что хотят без всякой ответственности, именно это сильно нравится мальчиковой части целевой аудитории. Беда в том, что повествование ведется от лица мальчика, но поскольку диалоги для него писала девочка, то все мальчики и говорят, и ведут себя как менструирующие девочки: истеричные выкрики, мгновенные перепады настроения, идиотские решения. Довершает картину кретинский дубляж («Солдат» вместо «Страшила», «Хьюго» на английский манер и т.д.).

Все проблемы героев фильма «Три метра над уровнем неба» и многих других подобных фильмов и телепередач (см. «Дом 2») сведены до уровня «я не такой как все» и «любят ли меня?». Герои испытывают эмоциональный голод, а все потому, что живут в безопасности и достатке. Поэтому любовь – пока не совершил половой акт. Страсть – пока не кончил. Работать не надо – надо воровать и делать деньги на нелегальных гонках. Жить вместе – не надо, беспорядочные половые связи значительно интереснее. Глянуть дальше своего носа и посмотреть в будущее, которое подстерегает тебя, пока ты развлекаешься подобным образом – это тупое занудство. «Live fast, die young»! Будучи безмозглым и с маленькой пустой душонкой, эмоции приходится изо всех сил имитировать. Ведь как иначе дать понять таким же вокруг пустышкам, что ты «не такой как все», что ты не пуст, что ты очень тонко чувствуешь, что натура у тебя значительно глубже, чем у других. Фильм нацелен именно на эту аудиторию «эмо», и с задачей справляется на «ура». Что делают герои, чтобы возвыситься над стадом? С их точки зрения, ведут яркую насыщенную жизнь. С точки зрения взрослого здравомыслящего человека – ведут себя как полные идиоты.

Взрослые показаны в «Три метра над уровнем неба» как скучные унылые мутанты, чья жизнь, годам эдак к сорока, спущена в унитаз. Проблемы с которыми сталкиваются взрослые, пытающиеся воспитывать безответственных и безбашенных уродов, в которых стремительно превращаются их взрослеющие дети, авторов не волнуют. Ведь это только с точки зрения тупых взрослых эти подростки уроды. А с точки зрения подростка (или взрослого с мировоззрением подростка, типа автора сценария фильма) они необычные, яркие личности. Быть не таким как все для тупого подростка является смыслом существования. Отсюда происходят мегаинтеллектуальные развлечения типа «ношусь как дебил по улицам рискуя своей и чужими жизнями»; готовность без раздумий пойти на преступление – лишь бы срубить немного бабла и чтобы было прикольно; беспорядочные половые связи – полный комплект. А тупые взрослые только и делают, что вставляют палки в колеса, не дают оторваться по-полной.

И вот, я, взрослый, посмотрел фильм «Три метра над уровнем неба», нацеленный на подростков. Нужно же быть в курсе того, что волнует современную молодежь. По факту просмотра могу сказать: сколь-нибудь художественной ценности фильм не представляет. Сделан он топорно, смонтирован по-идиотски, сыгран отвратительно. Но на это не обращаешь особого внимания, потому что во время просмотра остро хотелось лишь одного: забраться в телевизор да надавать всем по их тупым лыбам – хоть немного в чувства привести.

Девушки, прочитавшие эту рецензию до конца: я же вас предупреждал – не читайте ее!!! Если вам так нравится это кино, и вы считаете, что я только что вымазал вашего принца дерьмом, я предлагаю подумать вот над чем. Неужели вы считаете, что вот история вот таких взаимоотношений, это и есть Любовь? Девчонки, вы бы задумались над тем, к чему подобные отношения приведут! Вы и правда хотите, чтобы ваш парень обращался с вами также, как Хуго с Баби? Чтобы он постоянно врал вам и подставлял? Чтобы совершал противозаконные поступки: взломы, шантаж, нападения, побои и хулиганства? Чтобы он носился как умалишенный на мотоцикле по улицам, пока вы болтаетесь на заднем сидении, пристегнутая к нему ремнем, как куль с говном? Жить надоело? Желаете, чтобы вас обрюхатили, а вы потом ходили навещали отца вашего ребенка – малолетнего долбоёба – в тюрьме? Или чтобы его пристрелили однажды в грязной подворотне как бешеную собаку такие же «яркие харизматичные личности»? И вы бы потом везли его на скорой в больницу, а его ботинки были бы полные крови. Вы в этом видите счастье своей жизни? Ведь для вас не будет второй серии, и в закат вы не уедете! Что за героев таких вы себе выбираете? Может не стоит сохнуть по «прекрасным принцам» вроде Хуго и понять, что с таким гнилыми героями фильм просто не имеет права называться хорошим?

Какая это, в жопу, любовь?

3 коммент.:

апролапр комментирует...

Вот это да! Одна из самых фееричных рецензий!

Настя комментирует...

Женя, ты прав, что сценарий фильма ничего, кроме недоумения, не вызывает у сознательного зрителя.
Но есть один момент, которым мне запомнился этот фильм (как и его продолжение) и в связи с чем я не могу согласиться с тем, что "сколь-нибудь художественной ценности фильм не представляет" - это то, как показаны чувства. Повторюсь - не сюжетная линия любви и отношения между героями, а сами чувства, в тот или иной момент, когда они целуются, занимаются любовью и т.д. И вот это красиво. Очень жаль, что ты зря потратил время и не увидел ничего стоящего в этом фильме.

евГений комментирует...

На свете есть много фильмов, где сами чувства показаны гораздо лучше, чем здесь. Для примера рекомендую посмотреть фильмы Микеланджело Антониони - вот они представляют настоящую художественную ценность. В отличии от.