суббота, 28 сентября 2013 г.

«Машина Джейн Мэнсфилд» («Jayne Mansfield's Car»)

Джим Колдуилл (Роберт Дювалл) – патриарх типичной семьи американского Среднего запада. За свою долгую и трудную жизнь он в одиночку вырастил и воспитал трех сыновей и дочь. Жена его, бросив семью, сбежала в Англию, где повторно вышла замуж и родила еще пару детей. Джим – человек жесткий и своевольный, прошедший Первую Мировую военным врачом, от всей души ненавидит человека, уведшего у него его половину.

Однажды он получает весточку из Старого Света, что жена его скончалась от рака, и ее новая семья приезжает с телом в Америку для похорон на ее родине. Джиму предстоит нелегкая обязанность встретиться лицом к лицу с ненавидимыми людьми ради памяти о своей бывшей жены. А его детям предстоит встреча с человеком, лишивших их материнской любви.

Дети у Джима – как на подбор. Младший Кэролл (Кевин Бэйкон) примкнул к хиппи, и вместе со своим сыном закидывается различными препаратами, изменяющими сознание, и участвует в антивоенных манифестациях, чем дико бесит отца и полицию города заодно. Средний сын Скипп (Билли Боб Торнтон) слегка помешанный тип, зацикленный на своих автомобилях и женских прелестях, дожил до пятидесяти, но по-прежнему проживает в доме отца, и не обзавелся ни женой ни детьми. Старший сын Джима Джим-младший или Джимбо (Роберт Патрик) – вылитая копия отца, и только он с его точки зрения, вырос «нормальным». Но и Джимбо проживает в отцовском доме с женой и сыном. Единственная дочь Джима Викки (Шони Смит) благоразумно выскочила поскорее замуж и слиняла. Но хорошим и покладистым характером при этом не обзавелась.

Все это беспокойное семейство вынуждено собраться вместе, чтобы встретить гостей из Англии. Главный виновник всех проблем – это покалеченный войной и жизнью старичок по имени Кингсли Бэдфорд (Джон Хёрд), который сам уже на ладан дышит. Вместе с ним прибывает его благовоспитанный как истинный джентльмен сын Филипп (Рэй Стивенсон), и разбитная дочурка Камилла (Френсис О'Коннор). После вынужденного знакомства и замешательства первых минут, семейство Колдуиллов начинает понимать, что эти чопорные англичане чем-то очень близки им. По-сути, все они – члены одной большой семьи, которые нежданно-негаданно скрепила собой одна женщина…

***
На предпремьерный показ фильма «Машина Джейн Мэнсфилд» я попал случайно: буквально за день до показа мне пришло приглашение как «известному блогеру». Показ проходил еще до окончания рабочего дня, поэтому народу в зале было мало. Можно было занять козырные места и внимать, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Режиссером картины выступил известный гражданин Билли Боб Торнтон. Мы его ценим и любим за шедевральную роль в фильме «Плохой Санта», но Билли Боб еще и толковый сценарист и режиссер. С момента выхода его предыдущей режиссерской работы прошло около 10 лет. В течение этого времени Билли Боб развивал актерскую карьеру и писал сценарий «Машина Джейн Мэнсфилд». Сценарий рождался трудно, на оттачивание и полировку замысла ушло около шести лет. Еще четыре года Торнтон искал деньги на съемку. В один удачный для Билли Боба момент, одна общая знакомая свела его с украинско-российским продюсером Александром Роднянским, и дело, как говорится, закрутилось. По словам Александра, сценарий его зацепил тем, что это настоящая чеховская пьеса. И действительно, во время просмотра картина вызывает ассоциации с классическими творениями Антона Павловича. Не заимствованиями, нет, а каким-то общим незримым духом повествования.

Фильм этот нарочито некоммерческий. Изначально было понятно, что «чеховская» трагикомедия в прокате денег не соберет, поэтому крупные киностудии и не брались за реализацию проекта. Реальность подтвердила опасения студийных боссов: в США за первые выходные проката бокс-офис ленты составил менее 10 тысяч долларов. Зато «Машина Джейн Мэнсфилд» наделала много шуму на Берлинском кинофестивале прошлого года.

Билли Боб Торнтон писал сценарий фильма изначально имея в виду конкретных актеров, которым предстоит это сыграть. Главная звезда фильма – Роберт Дювалл – без сомнения один из величайших голливудских актеров. Он как Клинт Иствуд – с годами становится все лучше, как выдержанное вино. Дювалл сыграл своего Джима Колдуилл просто гениально. Когда смотришь фильм, видишь не актера Роберта Дювалла, а престарелого патриарха, властного и авторитарного мужика с очень большими тараканами в голове. При этом любящего отца-одиночку, хотя и тщательно скрывающего за маской безразличия свои теплые чувства к взрослым детям и внукам.

Ничуть не хуже выступил сам Билли Боб Торнтон. Его Скипп сначала производит несколько отталкивающее впечатление какого-то слегка чокнутого аутичного извращенца. И только ближе к середине фильма становится понятно, что этот человек пережил в буквальном смысле ад. Война изувечила его физически, и ничуть не меньше психологически. У него банально не может быть нормальных отношений с противоположным полом. Обывательницы Среднего запада не могут воспринять его человеческое нутро за каркасом обожженной плоти и психологической травмы. Сцена его «стриптиза» перед сводной сестрой из Англии, пожалуй, самая сильная в фильме. Ничуть не хуже выступили и остальные актеры, все без исключения. Подробно описывать не буду, кто захочет, все увидит сам. Отрадно видеть, что серьезные высокооплачиваемые актеры участвуют в подобных постановках, что они готовы попотеть только ради искусства.

Во время просмотра несколько раз ловил себя на сожалении, что при серьезном участии в создании фильма российской стороны, фильм американский. Конечно, проблематика фильма универсальна, но американская специфика делает фильм не настолько близким российскому зрителю, как если бы это был чисто российский проект. Лично мне кажется, что тема войн и участвовавших в них членов семей Колдуиллов и Бэдфордов более важна и серьезна, чем причина, которая свела эти две семьи вместе. Неважно, какой путь прошел каждый из воевавших мужчин, будь то санитар, летчик, начальник прачечной или пленный японского концлагеря, загремевший туда без того, чтобы хоть раз понюхать пороха. У каждого из них связана с войной своя личная трагедия.

В советские времена были великолепные фильмы на сходную тему. Поэтому лично мне обидно, что российские продюсеры вкладываются в хорошие американские драмы, поднимающие проблемы войны. А российских кинопотребителей усердно потчуют помоями вроде «Утомленных солнцем 2». Я вижу этому только одно объяснение (не считая того, что потчевать население говношедеврами Михалкова это государственный заказ): в нашей стране не осталось серьезных актеров, способных такое сыграть. А жаль – тема эта крайне востребована российским зрителем.

Если вы любите неторопливые трагикомедии о человеческих и семейных взаимоотношениях с яркими актерскими работами – обязательно посмотрите «Машина Джейн Мэнсфилд». Не разочаруетесь.