понедельник, 21 октября 2013 г.

«Гравитация» («Gravity»)

Кинофильм «Гравитация» повествует о тетеньке-ботанике Сандре Буллок, которую НАСА отправило в космос заменить компьютерную плату в телескопе Хаббл. Вместе с тетенькой, на космическом Шаттле полетели ученый индус в эпизодической роли и командир экипажа, бравый астронавт Джордж Клуни. Он, как старый космический волк не принимает полет всерьез: он без всякой страховки кружит вокруг космического телескопа, оседлав реактивный ранец, и травит бородатые байки ЦУПу, засоряя эфир. Эпизодический индус в экстазе от полета танцует джигу, дрыгаясь на страховочном тросе чисто червяк на рыболовном крючке. И только тетенька Сандра принимает выход в открытый космос серьезно, и в одиночку пытается заменить поломавшуюся плату.

В это время выясняется, что негодяйские русские расстреляли ненужный им спутник, выпустив по нему с поверхности планеты ракету. Мировое сообщество в шоке: космос в опасности! Обломки спутника грозят всему живому, находящемуся на всех космических орбитах одновременно. Поэтому все население МКС и некоей китайской орбитальной станции срочно телепортируется на Землю. Нашим героям космический мусор, летящий со скоростью 20 тысяч километров в секунду изначально не угрожал. Но потом он видимо сменил направление и изрешетил телескоп Хаббл и Шаттл наших космонавтов. Веселый индус лишился половины башки, Сандру Буллок закрутило и унесло в открытый космос, но храбрый Джордж Клуни догнал ее на своем ранце и спас.

Адские обломки должны сделать полный круг вокруг Земли и вернуться для повторной бомбардировки через полтора часа. Ровно. Наши горе-космонавты разработали план спасения: они решили долететь на реактивной тяге ранца Клуни до Международной Космической Станции и воспользоваться запасным спускаемым аппаратом. Несмотря на жесткую нехватку кислорода они таки добрались до станции, но тут у Клуни кончился бензин, и уже он отправился в неуправляемый полет. Сандра схватила его, зацепившись о стропу некстати раскрывшегося в космосе парашюта одного из модулей МКС. Беда в том, что парашютная стропа не могла выдержать веса двух астронавтов, которые в открытом космосе ничегошеньки не весят. Джордж героически пожертвовал собой ради спасения Сандры и, отстегнув страховочный линь, улетел в космическую пучину.

Оставшаяся в одиночестве Сандра забирается внутрь МКС через шлюз. Скинув скафандр, она демонстрирует нам аппетитную попу – не смотри, что ей уже полтинник. На МКС стоит дикий срач, как будто космонавты перед эвакуацией неделю бухали. Плюс на станции был небольшой пожар, который Сандра почему-то проигнорировала. С ее появлением пожар экспоненциально разросся, и как только Сандра отчалила на челноке от станции, она немедленно взорвалась. Вы спросите, откуда ботаничка знает как управлять челноком МКС, где все надписи на русском языке? Оказывается, это входило в программу подготовки. Наверное, как раз на случай того, что негодяйские русские подвзорвут свой спутник, все вокруг погибнут, а Сандра доберется до космической станции, летающей в другом секторе неба.

Как назло, в спасательном челноке МКС нет топлива. Наверное, проклятые русские алконавты выпили. У тетеньки остается единственный способ выбраться из пучин космоса живой: добраться до китайской орбитальной станции, до которой больше сотни километров ходу. А рой осколков приближается! Сандра каким-то чудом устанавливает правильный курс и запускает особые тормозные двигатели, что дало ей нужный импульс. Судя по всему, для этих двигателей топливо не нужно. Прибыв на китайскую станцию, где тоже царит срач, Сандра обнаруживает, что станция падает на планету. Все против нее!!!

Тетенька прыгает в китайский челнок, который, как и все китайское, является клоном российского челнока. Поэтому Сандра им тоже умеет управлять – не смотри, что там везде иероглифы. И пока станция китайцев сгорает в верхних слоях атмосферы, Сандра на получившем серьезные повреждения челноке летит к Земле. Ура, спасение!!!

***

Фильм «Гравитация» является ярким представителем моего любимого жанра «клоуны в космосе». Подобные фильмы отличает попытка выдать себя за серьезное кино, где все взаправду. Ну а раз все взаправду и всерьез, то такие фильмы пронизывает невероятный пафос. К ярким представителям жанра «клоуны в космосе» относятся небезызвестные фильмы «Прометей» и «Пекло».

С технической стороны, «Гравитация» - это настоящий шедевры. Первое время сидишь смотришь на экран разинув рот и затаив дыхание. Съемки невероятно хитрые, выглядит все так, будто документальный фильм про американских астронавтов. Сплошь и рядом применена съемка одним длинным дублем, что еще больше способствует погружению. Создатели сделали все, чтобы у зрителей создалось впечатление, будто они летают в открытом космосе вместе с главными героями. Из зала выходишь под большим впечатлением. Но когда начинаешь прокручивать события фильма в голове, немедленно возникает вопрос: что за херню я посмотрел!?

Ну ладно, в космос очередной раз отправили ботанов – это, так сказать, классика жанра. Хотя я так и не понял насущной необходимости оправлять в космос ботанов для замены компьютерной платы на телескопе Хаббл. Будто профессиональный астронавт с этим не справится. Кстати, если не ошибаюсь, телескоп Хаббл уже выведен из эксплуатации. Также готов допустить, что безбашенные русские, никого не предупредив, взрывают ракетами спутники. Ну то есть, это конечно, полная лажа, но допустим.

Серьезные подозрения того, что нам подсовывают лажу, у меня начались когда обломки спутника вдруг стали угрожать миссии группы. Дело в том, что спутники размещаются в трех зонах, обусловленных существованием поясов Ван Аллена. Геостационарные спутники возвышаются над Землей на высоте 35786 км, средневысотные спутники занимают диапазон от 5000 до 15000 километров. А телескоп Хаббла занимает орбиту высотой примерно 570 километров от поверхности Земли. То есть обломки взорванного спутника ну никак не могли попасть на орбиту телескопа. Даже будь они на одной орбите, вероятность столкновения все равно стремилась бы к нулю, ведь есть еще траектории движения. Космос все-таки слишком обширен, на околоземных орбитах болтается полным-полно космического мусора: сброшенные разгонные ступени предыдущих ракет и т.п. Если бы была высокая вероятность столкновения с космическим мусором, то запуски новых кораблей просто не проводились бы.

Разбомбив телескоп Хаббл и Шаттл американских ботанов, обломки спутника спустились еще ниже и уничтожили МКС, которая висит на переменной орбите высотой 337-430 километров. Но это так, к слову. Но вы оцените полет мысли создателей «Гравитации»: как только в космосе появился некий мусор, ВСЕХ космонавтов немедленно эвакуировали на Землю – вот это взрыв мозга. Во-первых, как? Никаких спасательных челноков на станции нет – это миф о загробной жизни. Отправить так быстро корабль с Земли физически невозможно. Не стоит забывать, что полеты к МКС обслуживает именно Россия. Что же получается: одной рукой русские шизофреники взрывают спутники, ставя под угрозу жизни десятков космонавтов (героев своих стран, между прочим) и оборудование суммарной стоимостью не один миллиард долларов. А другой рукой – засылают спасательные корабли «Ё-моё, шо-ж я сделал-то!».

Про рвущиеся от веса невесомых космонавтов парашютные стропы я уже упомянул выше. Автор сценария «Гравитации» явно ни разу не держал в руке парашютную стропу, и не знает, на что она способна. Про полеты Сандры туда-сюда от станции к станции даже говорить не хочу, насколько это убого задумано. Пожар на МКС, начало которого Сандра тупо проигнорировала, нужен был только для того, чтобы создатели могли показать нам очередной спецэффект. Спецэффект спецэффектный, базара нет. Но где логика? Сандра едва не дала дуба без кислорода в скафандре, зато равнодушно взирает, как огонь распространяется по станции, выжигая без остатка ценнейший газ! А вдруг ей придется куковать на станции неопределенное время ожидая спасателей с поверхности планеты? Зачем же позволять транжирить кислород? Где логика, я вас спрашиваю?! Вы бы хоть «Аполлон-13» пересмотрели, прежде чем самим за съемки браться!

Китайская орбитальная станция, которая в отсутствии экипажа немедленно стала падать на планету – это вообще за гранью добра и зла. К сожалению, нам неизвестно, на какой высоте она находится, но коли уже вовсю горит в атмосфере, то очень низко. Но злобные обломки российского спутника настигли и ее. Очевидно, эти обломки летают на всех орбитах сразу и во всех направлениях одновременно. В общем, станция разваливается, чтобы мы посмотрели еще один красивый спецэффект при полном отсутствии смысла происходящего.

Зато спасательный челнок у китайцев, судя по всему, верх технического совершенства. Не нужно рассчитывать угол вхождения в атмосферу, не нужно планировать место посадки. Тепловой экран тоже не нужен, и так прорвемся. Зато приземлившись в море, спасательная капсула немедленно утонула, хотя их специально делают плавучими. Но, повторюсь, логика и смысл в «Гравитации» не ночевала: все заточено на то, чтобы сопереживать Сандре Буллок, которой сука-жизнь отвешивает оплеухи одну за другой. На фоне завораживающей картинки, да.

Кино длится полтора часа. Подразумевается, что все неприятности с Сандрой происходят в реальном времени. При этом адские обломки настигли ее минимум дважды, то есть они даже хронометраж не удосужились синхронизировать! Это неполный список того, что резануло мозг лично мне, человеку от аэрокосмической отрасли далекому. Думаю, для специалистов в этой области, «Гравитация» это одна непрекращающаяся ржака.

Что еще есть в «Гравитации» помимо эталонной картинки, спецэффектов и кромешной идиотии сценария? Кстати, я так и не понял, почему фильм так называется. Звуковые эффекты вполне на уровне, но не более того. Актерская игра? Ее толком нет, большинство экранного времени мы наблюдаем скафандры вместо актеров. Мне было бы интересно послушать оригинальные голоса Буллок, Клуни и Эда Харриса, чьим голосом разговаривал ЦУП Хьюстона (привет «Аполлону-13»???). Но я смотрел кино в отечественном дубляже. Вместо звезд Голливуда мы как всегда слышим одни и те же голоса актеров озвучания, давно набившие оскомину. Один раз Сандра ненадолго разоблачается до исподнего, тогда можно наблюдать неплохую попу. Попа сыграла хорошо, многим зрителям нравится. Пожалуй, все.

И здесь уже можно задать вопрос: стоит смотреть «Гравитацию» или нет? По-моему двух вариантов быть не может. Безусловно, да. На большом экране и, желательно в 3D. Это новое слово в жанре в визуальном плане. Но воспринимать этот фильм как серьезную научную фантастику, как того просят от нас создатели фильма, нельзя ни в коем случае. На поверку «Гравитация» оказывается очередной эффектной пустышкой, бестолковой клюквой, полностью оторванной от реальности.

Это печально.