понедельник, 2 декабря 2013 г.

Поездка в США, часть 11

Сан-Франциско
Наконец я добрался до финальной точки своей поездки по Соединенным Государствам Америки – города Сан-Франциско. В стародавние времена на месте нынешнего города компактно проживало племя индейцев Олони. Проживали индейцы до 1776 года, пока на эту землю не понаехали испанцы, построившие у пролива Золотые Ворота форт и католическую миссию, названную в честь Святого Франциска (San Francisco). Индейцы Олони – кого не прибили миролюбивые испанцы, и кто не передох от неизвестных им европейских болезней – эмигрировали с этих мест от греха подальше, а понаехавшие европейцы стали жить поживать и добра наживать.

Особая нажива добра выпала на середину XIX века и выразилась в так называемой золотой лихорадке. Жажда наживы вызвала огромный приток населения города, который продолжался в течение почти пятидесяти лет. Помимо европейцев, в Сан-Франциско хлынули китайцы с целью ударно поработать в золотоносных шахтах а потом и на трансконтинентальной железной дороге. В среднем, каждый пятый житель Сан-Франциско что тогда, что сейчас, китаец, и китайская диаспора во Фриско считается одной из самых крупных в мире.

В 1906 году недалеко от Сан-Франциско случилось сильнейшее землетрясение, сравнявшее большую часть города с землей. Зато это позволило провести полную перепланировку города, поскольку узенькие улочки и бараки прежнего Сан-Франциско на такое количество жителей были никак не рассчитаны. Так что все окружающие посетивших Сан-Франциско с туристическим визитом является новоделом. Причем выросшие в финансовом центре города небоскребы были возведены лишь в 70-х и 80-х годах прошлого века.

Одним из таких небоскребов с неповторимой пирамидальной формой стал офисный центр группы компаний, организованных Френсисом Фордом Копполой. По моим московским меркам Сан-Франциско не очень большой город с населением немногим менее одного миллиона человек. Но город очень прикольный, пожалуй, самый интересный и самобытный город из всех, что я посетил в США. Оставил от себя наиболее приятное впечатление.

Мост Золотые Ворота
Достопримечательностей в городе Сан-Франциско не так уж чтобы много. Но те, что есть – впечатляют. Пожалуй, главной и самой узнаваемой достопримечательностью города является подвесной мост перекинутый через одноименный пролив. Он соединяет непосредственно город Сан-Франциско на севере полуострова Сан-Франциско с пригородом. Мост Золотые Ворота всего лишь на несколько лет младше уже описанных выше мостов Нью-Йорка, при этом мост в Сан-Франциско считался самым большим висячим мостом в мире с момента своего открытия в 1937 году и до 1964 года. Длина его составляет почти что два километра, высота опор – 230 м над водой, масса почти 900 тысяч тонн. Проезжую часть и вездесущих туристов до поверхности воды отделяет 67 метров. Я не преминул воспользоваться случаем прогуляться по мосту туда и обратно.

Рядом с мостом располагается площадка, чествующая главного архитектора чудо-сооружения а также макеты, наглядно демонстрирующие зевакам, основы сопромата. Например, там есть специальный стол с тремя макетами моста одной и той же длины но с опорами разной высоты. Потянув за веревочку, привязанной к одной стороне моста, можно собственными руками понять, какой величины силы действуют на крепления моста по краям. И чем выше опора – тем заметно легче удерживать мост от провисания.

На мосту дует очень, очень сильный ветер. Я предусмотрительно прихватил с собой теплую одежду, но несмотря на формальные +15С на градуснике, хотелось натянуть на себя тулуп и ушанки и куда-нибудь спрятаться-забиться. Тем удивительнее (и холоднее) мне было наблюдать занимающихся пробежкой местных негров в одних шортах с голым торсом. Толи они там все закаленные как моржи, толи я в такого мерзляка превратился. Дистанцию в один конец я преодолел примерно за один час с многочисленными краткими остановками поглазеть и пофотографировать.

Виды с моста открываются эпические. Перед тобой открывается вся панорама города, а посреди залива торчит как поплавок остров-тюрьма Алькатрас. Жаль, что проникающий всюду ветер не дает возможности помедитировать, глядя на окружающую красоту. Под ногами плещутся на волнах серфингисты и тюлени, пролетают косяки птиц. Тюлени плещутся прямо у подножия опор, а также почти по всему побережью. Они то скроются на несколько минут в воде, то всплывут, чтобы поорать дурными голосами и потребовать еще хлебушка у подстерегающих с удилищами рыбку местных рыбаков. А еще прямо рядом с мостом растет земляника! Все-таки американцы заботятся об экологии, что ни говори.

Перила моста на основном пролете, что между двух опор, никакими сетками не огорожены, посему отсюда народ периодически сигает вниз. В среднем, на этом мосту кто-нибудь кончает жизнь самоубийством каждые две недели. Сколько именно человек покончили здесь с жизнью сейчас никто не скажет. Официальный подсчёт был в 1995 года на отметке в 1000 самоубийц. На мосту там и тут развешены душеспасительные рекламации телефоны психологической помощи. Но что-то мне подсказывает, что ими не очень-то пользуются… Впрочем, не все потенциальные самоубийцы столь решительны: патрульная служба в среднем снимает с моста 70 людей, собирающихся покончить с собой. А поскольку там это уголовно наказуемое преступление, неудачных прыгунов в дальнейшем ждет «небо в клеточку».

Ну а мост отличный – красненький такой!

Канатные трамваи
Канатные трамваи Сан-Франциско это одновременно и один из видов общественного транспорта городская достопримечательность. В основном в этих древних вагончиках рассекают туристы, но и местные жители не брезгуют. На улицах Фриско действуют три линии, и я прокатился на двух из них. На конечной станции, откуда имеет смысл начинать поездку, выстраивается длинный хвост из желающих прокатиться на прекрасном. Развлечение начинается прямо в очереди: обычному трамваю нужен «круг», чтобы развернуться. Тесные улочки Сан-Франциско такую роскошь не предоставляют. Поэтому для разворота трамвай загоняют на специальный поворотный «стол», отсоединяют канат, и два здоровых кондуктора разворачивают трамвай на столе прямо руками! Потом снова подсоединяют трос и поехали.

Водителей у трамвая, как я уже сказал, два человека. Первый дергает за разнообразные рычаги управления и смотрит, куда рулит. А еще он звонит в колокольчик, подавая тем самым сигнал второму водителю, находящемуся в хвосте вагона, чтобы тот тормозил. За нерасторопность, водитель «головы» громко и на все лады отчитывает водителя «жопы», а пассажиры слушают перебранку и записывают в блокнотики наиболее красочные эпитеты. Непонятно только, зачем им колокольчик.

Билет на канатный трамвай недешевый: на целый день что-то около 20 долларов. Одна поездка в один конец то-ли пять, то-ли семь. Я прикупил два билета, встал на подножку вагона самым первым по ходу поезда. Вагон не оборудован как таковыми дверьми, и кататься на подножках там нисколько не возбраняется. Трамвай катится еле-еле, и если ты не совсем дистрофик, то удержаться на вагоне даже одной рукой трудностей не составит. Да и сойти можно без проблем прямо на ходу, и это не возбраняется.

Канатные трамваи неплохо ползают по крутым холмам центральной части города. Холмы – это отдельная песня. Они и правда такие крутые, как нам показывали в кино. Район с самыми крутыми буграми называется «Русские горки» - мы этот аттракцион для сильных желудком называем горками американскими. Особенно прикольно мне было ездить по этим улочкам на машине. Выезжаешь в горку на перекресток, а что творится слева и особенно справа, ты банально не видишь. Я сначала даже растерялся, и знаки приоритета не очень-то помогали в этой ситуации. Но потом я выработал тактику: высовывался на перекресток, останавливался и ждал секунд пять, обозначив себя, так сказать. А потом проезжал перекресток «на ощупь», вспоминая то маму, то такую-то мать. Хорошо хоть коробка передач в машине была автоматическая, а то вообще труба. Но повезло, обошлось без происшествий. Охотников ездить по таким косогорам немного, а при критической ситуации с парковками в городе – и того меньше. Кстати, припаркованные машины периодически орут той же дебильной «мелодией», которая так бесит у нас. Очевидно, Китай уже захватил весь мир.

Алькатрас
Не упустил я возможности побывать на экскурсии в самую известную бывшую тюрьму США Алькатрас. Строго говоря, Алькатрас это название островка в заливе Сан-Франциско в нескольких километрах от материка, имеющий также кличку «Скала». Помните одноименный боевик Макла Бэя? Это как раз оно. В неспокойные времена становления американской нации территория острова использовалась как защитный форт, типа нашего Орешка около Питера. Когда демократия победила, крепость была переоборудована в военную тюрьму, но поскольку военных преступников было не так уж много, а среди гражданских криминальный элемент цвел пышным цветом, то Алькатрас переоборудовали в сверхнадежную тюрьму для особо опасных преступников. Сюда же отправляли зэков, совершающих неудачные попытки побега из всех прочих мест заключения. У Алькатраса даже девиз такой был: «Нарушь закон, и отправишься в тюрьму. Нарушь тюремный закон, и отправишься в Алькатрас».

Алькатрас являлся тюрьмой федерального значения. В те времена каждое государство Соединенных Государств Америки имело свои законы и свою юрисдикцию правоохранительных органов. Преступники часто этим пользовались: куражились на всю катушку в одном штате-государстве и сбегали в другой, откуда их было совсем непросто выковырять «благодаря» бюрократической машине. Кстати именно ради пресечения подобного беспредела Эдгаром Гувером и было создано Федеральное Бюро Расследований, напротив здания которого я жил в Вашингтоне. Хоть и не сразу, но ФБР начало эффективно ловить и приземлять всяких безпредельщиков. Нам, русским, имена знаменитых американских уголовников мало что говорят, но одного постояльца Алькатраса знают практически все, и имя его – Аль Капоне, знаменитый представитель итальянской мафии, гангстер, или по-русски, бандит. Кстати, правильно его фамилия произносится Капоун, также как Сильвестр Сталлоун.

Если вам кажется, что мафия бывает только итальянской (и русской), то вы заблуждаетесь. Мафия – это лишь собирательно название ряда организованных преступных группировок, объединенных по этническому принципу. Мафии (ОПГ) могут быть самыми разными, и контролируют они самые разные аспекты бизнеса. Например, в США была Ирландская мафия по… доставке молока! Того самого молока, которое по заведенной традиции молочники доставляют в бутылочках к двери вашего дома и забирают пустую посуду. Ирландская мафия контролировала поставки молока, собирала дань с молочников, жестоко расправлялась с посягателями на их монополию и т.д.

Мафия всегда старается иметь некий легальный бизнес для отмывания своих нетрудовых доходов. Мафия может объединяться не только по этническому признаку, бывает еще и по принадлежности к некоей касте. Но видимость легального бизнеса для легализации доходов, типа как наши олимпийские стройки и проведение Чемпионата мира по футболу, должна быть все равно. Впрочем, я отвлекся.

Попасть в Алькатрас по приговору суда было невозможно, сюда обычно ссылали особо отличившихся зэков из других тюрем. Каждый заключенный здесь коротал дни в камере одиночке. Постояльцы имели лишь минимальные привилегии на получение пищи, воды, одежды, и медицинской помощи. Строго-настрого запрещалось иметь какие-либо личные вещи. Привилегии иметь посетителей, посещать тюремную библиотеку и т.п. заключенный должен был заслужить трудом на благо родины и безупречным поведением. Ясен пончик, за любую, самую малую провинность тебя привилегий лишали. В общем, не жизнь, а сказка.

Тюремный корпус разбит на 4 блока: А, B, C и D, и соединяется коридором под названием Бродвей. В общей сложности тюрьма имеет 600 камер, а блок D был блоком самого сурового содержания – там были карцеры. Туристам предлагается зайти посидеть в некоторые камеры и даже в один карцер, но место это жуткое, мне туда даже просто заходить категорически не хотелось. В карцерах не было никакой мебели и даже полноценного туалета: просто дыра в полу. В изолятор помещали без верхней одежды, а там холодно, и зэки сидели там на полу в полной темноте. В карцере очень холодно, а матрац выдавали только на ночь. В общем, чувство самосохранения должно было диктовать заключенным мантру «не нарывайся». Странно, что диктует это чувство не всем и подчас не то, поэтому посещаемость изоляторов была неплохая.

За 29 лет функционирования тюрьмы заключенные предприняли несколько попыток побега. Наиболее отчаянная попытка получила название «Битва за Алькатрас». Заключенные смогли выбраться из камер, разогнув прутья решетки двери с помощью хитрого устройства наподобие домкрата в тюремной мастерской по обработке железа. Они смогли прорваться в оружейную охранников, убив двоих человек. Прибывшие на Алькатрас бойцы быстрого реагирования убили трое заключенных, а двоих оставшихся позже казнили. Официально ни одной успешной попытки побега совершено не было. Большинство сводились к попыткам переплыть залив Сан-Франциско но ледяная вода и сильное течение создавали надежный барьер. Большинство неудачников находили утонувшими, но одного зэка так и не нашли. Он также считается погибшим, но ходили слухи, что он все-таки выжил, что до сих пор не дает покоя американской пенитенциарной системе.

Содержание островной тюрьмы выходило «в копеечку», поэтому в 1963 году тюрьму закрыли. Спустя несколько лет туда понаехала группа индейцев. Они таким образом протестовали и требовали выпустить из резерваций и вернуть часть земель. В знак протеста (и чтобы согреться) они постоянно жгли костры в самых неподходящих для этого местах, а также разрисовывали стены. Большинство зданий и помещений бывшей тюрьмы благодаря понаехавшим чуркам получили серьезные повреждения. Но поскольку правительство мудро включило полный игнор, живущие в изоляции индейцы долго не выдержали и постепенно свалили с острова, так ничего и не добившись. И лишь «наскальная живопись» и прочие граффити нынче напоминают о захватчиках.

Благодаря индейцам, нынче помещения Алькатраса пребывают в плачевном состоянии. Когда правительство Калифорнии решило превратить остров в музей, основные постройки пришлось реставрировать. Часть сооружений, не представляющие туристического интереса, не трогали, и они почти полностью развалились, что, впрочем, не мешает миллиону посетителей в год посетить этот памятник человеческому безумию.

Фотоальбом Сан-Франциско
Фотоальбом Алькатрас

Часть 0
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12