вторник, 3 декабря 2013 г.

«Элизиум» («Elysium»)

К 2150-м годам немногие правильные пацаны и девчонки переселились на космическую станцию Элизиум, кружащую на околоземной орбите. А планета Земля превратилась в одни гигантские фавеллы и трущобы для быдла. Макс (Мэтт Деймон) – типичный представитель обитателей мега-фавеллы под названием Лос-Анжелес. С детства Макс вместе со своей лучшей подругой Фрей (Элис Брага) мечтали вырваться из трущоб планетарного масштаба и перебраться на Элизиум, чтобы вкусить всех благ цивилизации: жить в роскошном особняке, окруженном парками с ландшафтным дизайном, и вкушать плоды самой современной медицины: супер-стола, который может излечивать все болезни, за минуты восстанавливать костные и мышечные ткани и даже оживлять мертвых бесконтактным способом.

Естественно, Максу остается только мечтать, чем он и занимался пока не вырос. Чтобы как-то выживать в апокалиптическом обществе, Макс угонял машины, воровал и занимался прочими криминальными делишками. Но в какой-то момент он решил завязать и податься на завод изготавливать безжалостных полицейских роботов, которые потом нещадно дубасят всех людей без разбора. Заводом по сборке роботов руководит командированный из Элизиума рассекающий земную атмосферу на преемнике Bugatti Veiron гражданин (Уильям Фихтнер). Самый главный фабрикант по совместительству обладает властью сделать перезагрузку всей станции Элизиум. А на самой станции Элизиум верховодит начальница службы безопасности мадам Делакур (Джоди Фостер), которая замыслила недоброе: мадам хочет перезагрузить Элизиум, и под шумок поправить прошивку станции, прописав свое имя вместо действующего президента-чурки.

Однажды в жизни Макса случилось страшное: он получил производственную травму – попал под жесткое рентгеновское излучение. Жить ему осталось несколько дней, а излечиться от лучевой болезни он может только попав на Элизиум. Макс обращается за помощью к контрабандисту Спайдеру, чтобы тот отправил его в космический Беверли-хиллз «зайцем». Спайдер в качестве ответной услуги требует от Макса кражи секретной информации об устройстве Элизиума из мозга главного конструктора роботов. Ослабевшему от недуга Максу хирургическим путем приделывают внешний экзоскелет, а в башку зашивают флешку на 500 экзабайт. У Макса есть лишь несколько дней чтобы провернуть дерзкое мозговое ограбление и пробраться на Элизиум к медицинскому столу, прежде чем жизнь покинет его бренное облученное тело. А по пятам Макса преследует «спящий» агент мадам Делакур, убийца и маньяк Крюгер (Шарльто Копли).

***

Третьего дня припал к новому творению молодого режиссера Нила Бломкампа, несколько лет назад сильно порадовавшего общественность малобюджетной фантастической драмой «Район №9». В фильме «Элизиум» режиссер продолжает исследовать тему антиутопичной жизни обитателей планеты Земля недалекого будущего. Судя по фильмам гражданина Бломкампа, человечество не ожидает какой-то планетарный апокалипсис. Просто общество, благодаря СМИ и гуманитарным бомбардировкам отдельных борющихся за всеобщую демократию стран, настолько оскотинится, что непременно скатится до первобытного состояния. Общественное размежевание станет столь ярко выраженным, что средний класс вымрет окончательно. Останется лишь горстка элитариев и 99.9% человечества, обитающего в грязище и в говнище. Судя по современным тенденциям за окном, возможность такого исхода не кажется такой уж невероятной.

В общем, герои фильма проживают в обществе элитариев и быдла, причем, элитарии вообще свалили в космос, чтобы загаженную Землю топтало исключительно быдло. Очевидно, что в таком первобытно-трущобном обществе человек человеку волк, милосердие-человеколюбие и прочие благоглупости не в чести. Более того, эти качества являются главной помехой выживания индивида в столь противоречивом будущем. Образ жизни такого выживальщика-приспособленца должен максимально соответствовать поговорке «Спихни ближнего, насри на нижнего, и смотри, чтобы сверху не насрали». И вот здесь режиссер Нил Бломкамп начинает сбоить.

Во-первых, от полного одичания человечество ограждают роботы-полицейские, за любой проступок нещадно охаживающие дубьем и волокущие в полицейский околоток. В околотке кукла-надзиратель тебе немедленно впаяет дополнительный срок, даже если ты всего лишь «пошутил». Странно, что Макса, с его многочисленными отсидками, Система до сих пор не отучила «шутить». Это-ж опасно для здоровья! В условиях закона, где преступлением является практически все, волей-неволей приходится вести себя паинькой.

Во-вторых, удивило наличие больниц и госпиталей, где в нерациональном альтруистическом порыве каторжным трудом трудятся врачи и медсестры, включая подругу Макса Фрей. Как, зачем, и, главное, на каком финансировании в опустившемся обществе, представляющим собой сплошные банды латиносов, существует общественная больница с белыми врачами, непонятно. А уж с тем, как наплевательски относятся к охране труда и безопасности на производстве роботов, и как споро эти самые роботы крушат людям кости, больницы должны захлебываться от наплыва пострадавших. Проще их сразу усыплять, заодно и население чуток сократить. Кстати, тема перенаселения и связанные с этим проблемы в фильме «Элизиум» никак не раскрыта.

В «Элизиуме» все неочевидно с мотивацией героев. Макс всю жизнь занимался только тем, что выживал. Да, не повезло – облучился. Да, жить охота, и мега-стол на Элизиуме его единственный шанс. Но, как ни парадоксально это звучит – а зачем ему обязательно нужно выжить? Что у него есть в жизни такого, ради чего стоит подписаться на суицидальную миссию кражи информации из башки ВИПа, попутно подставляя единственного близкого ему человека и ее больного ребенка? Лучше бы сделал за отведенные ему дни что-то полезное для них и помер бы с миром. Ведь человечество он даже и не собирался спасать, эту операцию спланировал и провел персонаж по имени Спайдер.

С мотивацией Спайдера вопросов, впрочем, не меньше. Товарищ очень неплохо устроился, собирая нехилые бабки с людей, которых он отправляет практически на верную смерть в их попытках добраться до Элизиума. Всем, кто туда отправляется, известно, на подлете к станции шаттлы нелегалов ловко сбивают ракетчики мадам Делакур. И вот, рискуют жизнью и погибают другие, а Спайдер только купоны стрижет. Зачем ему вдруг понадобилось красть планы станции, взламывать прошивку и присваивать всем обитателям Земли статус официальных граждан – убей не понимаю. Шансов и ресурсов успешно провернуть такую многоходовку практически никаких, даже с учетом окрутевшего благодаря экзоскелету Максу. А вот бизнесу и здоровью при таких раскладах непременно наступит конец.

Мадам Делакур тоже хороша. По факту она заправляет на станции всем. Ну и что, что ее порицает правительство за сбитые ракетами шаттлы? Правительство все равно чисто номинальное, особенно президент. Делакур успешно на них плюет. Даже если запретят ей пользоваться ракетами, придумала бы что-нибудь другое. Да хотя бы натравила полицейских роботов на штаб Спайдера, чтобы тому было неповадно шаттлы на Элизиум пулять! Так нет, ей обязательно нужно взломать прошивку Элизиума и стать президентом. На мой взгляд, быть серым кардиналом значительно лучше.

В общем, с мотивацией у героев «Элизиума» явные проблемы. Также покоробили меня некоторые чисто технические аспекты. Например, почему в 2150 году до сих пор находятся автомобили нашего настоящего? Вот представьте, что у нас есть компьютеры, МКС и т.п., но рассекаем мы до сих пор на Ford-T и прочих студебеккерах. Вы можете сказать, у них заводы не работают, первобытный строй, вот новые автомобили и не производятся. Приходится пользоваться старыми. Но вот, что странно: бензин и запчасти до сих пор в наличии, что для джипов широких, что для Nissan GTR. Кстати, кто в здравом уме будет носиться по бездорожью на спорткаре? Вероятно, второго джипа у них не нашлось.

Ну и вечный автомат Калашникова, модифицированный под стрельбу какими-то аннигиляционными разрывными патронами. Это из той же оперы, что дульнозарядный мушкет с кремневым запалом, оснащенный коллиматором и подствольным гранатометом! Смех и грех.

Многие читатели моих заметок о фантастическом кино жалуются, что я вечно всем недоволен. Вечно я нахожу и обсасываю всякие косяки. Что я могу сказать в ответ: назвался груздем – полезай в кузов. То есть, взялся снимать претендующую на реалистичность научную фантастику – будь добр, потрудись, чтобы она выглядела реалистично. Большинство же творцов включают креатив, а обо всем остальном забывают. Я не спорю, очень нетривиально предсказать развитие науки и техники даже на ближайшие 50 лет. Но это не значит, что нужно настолько отрываться от действительности и валить в кучу все подряд, создавая на выходе лишь кучу анахронизмов. Справедливости ради скажу, что по сравнению с некоторыми недавними фантастическими блокбастерами, в фильме «Элизиум» все не так уж плохо. Обидно только, что сюжетно там слишком много заимствований из классического киберпанк фильма «Джонни-мнемоник».

Поговорим немного про актерскую игру. Исполнитель главной роли Мэтт Деймон – актер, безусловно, одаренный, что он уже не раз доказывал. И хотя роль Макса не совсем в его амплуа, выглядит он аутентично и живо. Слава богу, что на роль Макса не позвали дуболомного Ченинга Татума – в этом случае фильм можно было бы хоронить. Прекрасно выступила Джоди Фостер: такая инфернальная стерва у нее получилась, прямо в рамочку и на стену. Джоди нечасто радует нас появлением на экране, и здесь она прямо как бальзам на душу. Также не могу не выделить постоянного актера Нила Бломкампа Шарльто Копли. В «Районе №9» он тоже хорошо выступил, но здесь был совершенно другой персонаж, и Шарльто очень ярко воплотил его в жизнь. Отличный психопат получился, хотя и здесь четко прослеживается заимствование аналогичного персонажа Дольфа Лундгрена из «Джонни-мнемоника».

Визуально «Элизиум» выполнен выше всяких похвал. По сравнению с «Районом №9» бюджет, оказавшийся в распоряжении режиссера, явно вырос. Компьютерная графика отличная, звук бабахает что надо. А уж в съемке всяких фавелл Бломкамп показал себя выдающимся специалистом еще в своем первом фильме. Не подвел и здесь.

Подводя итоги, хочу сказать, что в целом мне фильм понравился, несмотря на перечисленные выше косяки. Отличные для фантастического боевика актеры, эталонный визуальный ряд, и приличный сюжет. Впрочем, зрители картину не оценили, и при 115 миллионах долларов бюджета она примерно столько же и собрала. Что является фактически провалом. Это даже удивительно, поскольку гораздо больший отстой подчас делает отличную кассу. Стоит ли смотреть «Элизиум»? Если вы благоволите фантастике и боевикам, то да, стоит. На мое брюзжание можно не обращать особого внимания, поскольку по-настоящему умной и грамотно сработанной фантастики сейчас все равно не снимают. Только нужно иметь в виду, что в «Элизиуме» периодически показывают всякие подорванные гранатами разлетающиеся в клочья тела и другие анатомические подробности. Не очень много, но тонко чувствующих это может покоробить.