среда, 25 декабря 2013 г.

«Риддик» («Riddick»)

Неуловимый бандит и душегуб Ричард Б. Риддик (Вин Дизель) снова в деле! Ставший в конце предыдущего фильма франшизы повелителем расы кочевых воинов некромонгеров, Риддик отправляется на поиски своей родной планеты Фурии. Главнокомандующий армии некромонгеров лорд Ваако (Карл Урбан) ничтоже сумняшеся предает своего нового повелителя и высаживает его на безымянной планете, затерянной в глубинах космического пространства. Риддик едва переживает покушение на свою жизнь и остается один на один с крайне недружелюбной фауной неизвестной планеты.

Поначалу ему приходится несладко, но наш бравый зэк и не в такие передряги попадал. После многих дней скитаний он находит заброшенную базу, с которой посылает широковещательный сигнал охранным системам об обнаружении себя любмого. Сделал он это со злым умыслом умыкнуть корабль у примчавшихся за его головой наемников. Удача улыбнулась Риддику дважды: на сигнал слетелись целых две конкурирующие группы охотников за головами. В своей обычной манере «разделяй и властвуй» он потихоньку устраняет членов группировок, и план бы увенчался успехом, если бы не пришла сильная буря, с которой пришли монстры, решившие покормиться человечинкой. Монстры покусились даже на Риддика – big mistake!

***

В одной из своих рецензий на очередную серию бесконечного сериала «Форсаж» я посетовал, что ничего нового создатели сказать не могут. И лучше бы Дизель за нового Риддика взялся – там тема раскрыта не до конца. Студия Universal похоже услышала мои стенания, и вот новый фильм этой вселенной увидел свет. Прежде чем говорить о новинке, имеет смысл вспомнить, а кто этот Риддик, собственно, такой, и вообще о чем идет речь.

Ричард Б. Риддик в талантливом исполнении актера Вина Дизеля, на мой взгляд, является одним из самых ярких антигероев кинематографа последнего десятилетия. Он широко заявил о себе в фильме 2000-го года «Кромешная тьма» (в переводе надмозгов фигурирует как «Черная дыра»). Канва для фильма – планета, постоянно освещаемая несколькими солнцами, на которой впервые за многие годы происходит затмение и наступает кромешная тьма - была взята из небольшой повести Айзека Азимова «Приход ночи». Главные действующие лица, пилотесса Кэролин, транспортируемый уголовник Риддик, его антагонист охотник за головами Джоунс уже были изобретены исключительно сценаристами.

Злобные пирамидальноголовые монстры, вылезающие из своих нор покормиться под покровом ночи, это, конечно, штамп. Но отрицательных эмоций в данном случае они не вызывали, и даже неплохо пугали. А прооперированные глаза, позволяющие избранному герою видеть в темноте – неплохая находка. В целом, «Кромешная тьма» фильм хоть и не без недостатков и косяков, но динамичный и захватывающий, выступивший в лучших традициях «Чужих». Отличный представитель жанра.

Лично мне в истории Риддика больше всего импонирует концепция борьбы зла против зла. Когда убийца и душегуб, не вызывающий ничего кроме отвращения вначале, попадает в такие условия, когда его инстинкт убийцы и умение выживать в экстремальных условиях помогают спастись не только ему самому, но и группе поневоле примкнувших обывателей, которые иначе были обречены на смерть в пасти монстров. И хотя Риддик старается исключительно для себя любимого, беспринципность наемника Джонса, непоколебимая вера имама аль-Валида и слепое обожание подростка Джека в конце концов будят что-то человеческое даже в таком мерзавце, как Риддик.

Не все знают, что Риддик был не главным героем фильма «Кромешная тьма». В первоначальной концовке он погибал в схватке с монстрами, а пилотесса Кэролин таки выбиралась с жуткой планеты живой и относительно целой. Но тестовые показы продемонстрировали, что зрители гораздо больше «болели» как раз за Риддика, а не за очередную безвольную овцу. Спасшаяся из пасти монстров тетенька навевает уж слишком стойкие ассоциации с лейтенантом Эллен Рипли из тех же «Чужих». Поэтому создатели в последний момент круто развернулись: тетеньку укокошили, а Риддик спасся в стиле «а я как будто из последних сил», чтобы дать возможность снять сиквел про новые приключения харизматичного антигероя.

Сиквел не заставил себя ждать. Вышедший спустя четыре года фильм «Хроники Риддика» должен был продолжить успешный почин «Кромешной тьмы». Риддик стал в нем полноправным главным героем. Да вот беда: ориентация создателей фильма на подростковую аудиторию не пошла на пользу франшизе. Для сравнения в «Хрониках» было всего два крепких слова, что на фоне отчаянно матерящихся героев первого фильма выглядело странно. Риддика будто кастрировали, напудрили, причесали его лысую башку и вернули в лоно цивилизации бороться со вселенской угрозой в лице предводителя расы некромонгеров лорда-маршала, вознамерившегося поработить весь людской род. Да, в «Хрониках Риддика» были интересные «всплески», но по сравнению с первым фильмом у режиссера Дэвида Туи вышел обычный попкорновый блокбастер. Попытка угодить широкой подростковой аудитории породила противоположный эффект: народ на кастрированного Риддика шел лениво, в прокате кино провалилось, что поставило жирный вопросительный знак на последующих экранизациях.

Вин Дизель вновь смог заняться своим дорогим Риддиком лишь спустя восемь лет (мультфильм «Темная ярость» и две компьютерные игры я намеренно не рассматриваю). Дизель сам разрабатывал сюжет нового фильма. Вместе с бессменным режиссером франшизы Дэвидом Туи они решили вернуться к рейтингу R «только для взрослых» и снять третью часть в лучших традициях первой картины. Бюджет для «Риддика» собрали относительно небольшой, поэтому размахом «Хроник» здесь не пахнет. Вместо крутого блокбастера создатели вернули камерный стиль первого фильма и попытались взять от него лучшие черты. С названием ребята заморачиваться не стали и назвали свое новое творение просто «Риддик».

В общем и целом мне фильм понравился. Он уж всяко лучше невнятных «Хроник», но до уровня первого фильма «Риддик» предсказуемо не дотянулся. К сожалению, на мой взгляд, здесь оказалось слишком много самозаимствований. По-сути «Риддик» - это те же яйца («Кромешная тьма»), только сбоку. Та же заброшенная планета, те же наемники, старающиеся сцапать Риддика живым или мертвым, тот же переворот с ног на голову, когда на людей внезапно нападают монстры, и запертые на ограниченном пространстве враги вынуждены работать сообща.

Два раза смотреть один и тот же сюжет не сильно меня напрягло, но хотелось бы чего-то пооригинальнее. В «Риддике» отличия лишь в антураже: раньше монстры вылезали, привлеченные тьмой, а теперь влаголюбивых тварей привлекает начавшийся ливень. Способность Риддика видеть в темноте при таких раскладах уже бесполезна, и из оригинальной фишки превращается для создателей фильма по-сути в досадную помеху. Никакого применения уникальной способности Риддика здесь не нашли.

Изначально Вин Дизель и Дэвид Туи планировали отправить Риддика на его историческую родину, планету Фурию, чье население выкосил под корень лорд-маршал некромонгеров. Важную роль в сюжете должны были играть элементали, представитель которых мельком появился в «Хрониках Риддика» в исполнении ветерана британского кинематографа Джуди Денч. Самое смешное, что Риддик именно туда и летел в начале фильма, но подлый лорд Ваако высадил его хрен знает где на полдороге из ниоткуда в никуда. Выходит, «Риддик» это всего лишь промежуточная серия в сериале? Ничего нового она к этой вселенной не добавляет. Именно отсутствие хоть чего-то нового и опечалило меня больше всего.

Поклонники лысого рецидивиста Ричарда Б. Риддика посмотрят фильм обязательно, невзирая ни на какие отзывы. Лично я оцениваю этот фильм скорее положительно – все-таки это не набивший оскомину попкорновый комиксовый блокбастер, которыми нас перекормили в последние годы. Но, на мой взгляд, Дизель и Туи могли постараться получше, ведь далеко не факт, что четвертому фильму серии суждено увидеть свет. Еще восемь лет перерыва они себе позволить никак не могут: и интерес зрителей может окончательно сойти на нет, и Вин Дизель не молодеет. Надеюсь, «Риддик» это не беззубый финал саги, а некий трамплин, подготавливающий зрителей для эффектного восклицательного знака всей истории.

Будем посмотреть.