пятница, 31 января 2014 г.

«Горько!»

К новинкам отечественного кинематографа я всегда отношусь настороженно. Особенно к комедиям. И, что характерно, предчувствия постоянно оправдываются. Из действительно приятных и забавных российских комедий последнего времени я могу вспомнить лишь творения «Квартета И» да ряд проектов с участием Ивана Охлобыстина. Все остальное представляет собой либо унылое говно, либо трешевую чернуху с юмором уровня телепередачи «Аншлаг», либо пошлятину в стиле «Камеди клаб». Ну то есть и в «Аншлаге» и в «Камеди» иногда попадаются по-настоящему смешные номера, но на большом экране как будто специально воплощаются самые низкопробные образчики их юмора.

Очевидно, создатели ориентируются на массовые вкусы зрителей: вкусы, которые они сами и формировали годами. Обычно такие кинофильмы выпускаются под девизом «пипл схавает». Я себя к «хавающему пиплу» не отношу, и широкий мутный поток нового российского кино по большей части игнорирую. Ограничиваюсь чтением рецензий нескольких избранных блогеров, чьи вкусы обычно совпадают с моими, чтобы быть в курсе.

Про новую российскую комедию «Горько!» поступали сплошь положительные отзывы:

«Это очень смешной и добрый фильм» и «фильм Горько! - лучшая отечественная комедия со времён Особенностей национальной охоты» Старший о/у Гоблин.

«Сразу скажу - мне очень понравилось. Смотрелось на одном дыхании и хотелось, чтобы весь этот кошмар в виде бессмысленной и беспощадной южнороссийской свадьбы еще долго не заканчивался» и «Это очень хорошее кино. Жизненное, яркое, с невероятно колоритными и вполне узнаваемыми персонажами.» Алекс Экслер.

Да и просто знакомые-приятели делились переживаниями в стиле «ржака до слез, посмотрите обязательно». Была лишь одна негативная рецензия, что добавляло остроты. Наслушавшись подобных отзывов, сел смотреть, чтобы составить собственное – единственно верное – мнение. Ну а коли «Горько!» это комедия, снабженная слоганом «Главное: не нажраться!», то я во время просмотра употребил немного допинга. Настроился на волну, так сказать.

Фильм «Горько!» снят и смонтирован в стиле любительской документальной съемки. Подается он под видом свадебного видео девушки Наташи из обеспеченной семьи чиновника и парня Ромы – из семьи люмпенов. Упакованная Наташа хочет себе свадьбу а-ля Русалочка, по мотивам ее любимого диснеевского мультика. Поскольку на нищеброда Рому рассчитывать не приходится, организацией торжественного мероприятия занялся Наташин папа. Организует он свадьбу согласно собственным представлениям в стиле «Чтобы было все чинно-благородно – по-старому». Это означает типичнейшие обряды каравай-выкуп невесты-кража невесты, плюс пьянка-гулянка с кучей невменяемых дальних родственников.

Упакованная Наташа, конечно, против пьяного родственного угара, ей вообще на родственников положить с пробором. Наташа хочет, чтобы все было современно и гламурно, в стиле ночного клуба. Тема «Русалочки» должна быть раскрыта подплывающим на лодке женихом к томно тоскующей на закатном берегу невесте. (Причем здесь «Русалочка» я, честно говоря, не понял, но я вообще мало что понимал в происходящем.) Поскольку у молодых на гламурную свадьбу денег нет, а Наташин папа готов проспонсировать только пьянку с родственниками, брачующиеся решаются загнать занедорого только что подаренный им Nissan Juke местному крутиле-воротиле. Осталось дело за малым: сначала отметиться на одной свадьбе, а когда контингент нажрется, отправиться на вторую свою свадьбу исполнить закатный ритуал. Конечно же, все планы рухнут, и никому мало не покажется…

***
В фильме «Горько!» режиссера-новичка Жоры Крыжовникова безусловно получилось реалистично и достоверно показать весь дурдом подобных свадеб. Все эти пьяные с самого утра гости, идиотские набившие оскомину обряды, водка – рекой. В общем, русское веселье, бессмысленное и беспощадное как и русский бунт. Главный вопрос, мучавший меня на протяжении всего просмотра: зачем я смотрю любительскую запись чужой свадьбы? Вот положа руку на сердце, вам было когда-нибудь интересно смотреть записи различных торжеств своих приятелей? Я уверен, что участвующие, попавшие в кадр, чувствуют разве что стыд, а непричастные к веселью – скуку. Особенно если просмотр не по горячим следам. А если смотришь свадебное видео вообще не знакомых тебе людей, то мне от этого скучно вдвойне. Честно говоря, я весь фильм просидел с каменным лицом. «Сдается мне, это была комедия…»

Главная героиня всего этого «реалити-шоу» конечно, невеста – упакованная девушка Наташа. Поэтому про нее поговорим подробно. От Наташи меня тошнило все то время, что она была в кадре. Истерическая инфантильная особа, которая по жизни ничего – ну абсолютно ничего – из себя не представляет. Работает в газовой отрасли, в службе протокола, устроившись туда благодаря чиновничку-отчиму. Да по тебе и так видно, что ты простой офисный хомяк, и не лазаешь по болотам под Новым Уренгоем. Другими словами, ничего о жизни не знаешь, и ничего не понимаешь.

Ни упакованная Наташа, ни ее тряпка-муженек ни копейки на торжество не дают, они даже таких денег не заработали. Зато гонора через край. На попытки образумить невесту в ответ следуют постоянные истерики. Платье невесты – хрень (а объяснить что она хочет она себя не утруждает), кольца она хочет от Bulgary, ведущий на свадьбу слишком грустный, кабак - убожество, и т.п. Что-то поискать-предложить-организовать-купить самой? Ну что вы – она же Русалочка, якорь ей в гланды! Ей стыдно за все предложенное суетящимся отцом, ей важны лишь набранные очки статуса среди подруг и коллег с работы.

Итоговым решением Наташи (муж Рома в этой семье не решает ничего) стало неприглашение на свадьбу не только Роминых друзей, которые по ее словам блюют, и не только его родственников. Отказано даже родителям! Действительно, кому нужно на празднике мурло, которое тебя вырастило, воспитало, пристроило на тепленькую работу и оплатило празднование?

Но прибыв на свою вторую свадьбу, Наташа понимает, что и это гламурное торжество ей не нравится. Заметьте: в сложившейся ситуации, которая целиком была создана этой истеричной дурой, виноватым она выставляет мужа. А ведь именно она трахала мозги, чтобы никаких друзей и родственников на второй свадьбе. А организатору гламурной свадьбы выставила единственное – идиотское – требование про Русалочку на закате. Получила то, что просила - чего же ты теперь воняешь?! Попытка успокоить людей путем попытки самосожжения – это вообще за гранью! Хотя для такой психически нестабильной особы, по которой реально дурка плачет – поступок в самый раз. Укладывается в образ. Понятно, что в реальности такие феерически тупые курицы встречаются. Более того – воспитание подобных ротожоп это современный педагогический тренд.

Когда же папа невесты узнает, что вторая свадьба организована путем продажи подаренного им автомобиля ради кидалова родственников свадьбы первой, наша Наташа требует от жениха Ромы, чтобы он как-то разрулил эту кашу, а иначе она завтра же с ним разведется. Рома тут очень выпукло проявляет себя, впервые осмелившись перечить одуревшей бабе. Но он не поставит зарвавшуюся сучку на место. Вместо этого он посылает подальше обоих заодно назвав тестя козлом. Воистину, безгранична человеческая благодарность! А он, крутышка, унижаться не перед кем не будет! Пораскинув мозгами, этот мозгляк (каламбур) приходит к окончательному выводу, что во всех неприятностях виноват тесть, организовавший и оплативший мероприятие. Поэтому он идет и бьет ему морду. Таким образом, на белый свет вылезла новая прекрасная ячейка общества.

Про остальных героев я говорить не буду. Ни логики, ни последовательности эти люди не демонстрируют и никакой особой симпатии и сопереживания не вызывают. Согласен, что актеры выступившие в ролях безумной орущей тетки, брата-уголовника и даже свадебного генерала Сергея Светлакова отлично воплощают своих персонажей. То есть как крокодил Гена – работают сами собой. Но только вот на комедию происходящее на экране без малого два часа ну никак не тянет. В комедии принято шутить, как бы банально это не прозвучало. А как раз юмор это то, чего в фильме «Горько!» нет. Ну нет, и все тут.

Возвращаясь к невесте, точнее к играющей роль Наташи «актрисы» Юлии Александровой. Кавычки здесь неслучайны, ибо играть эта особа играть органически не способна, зато она – это важно! – жена режиссера фильма. Конек сей актрисы: тянуть истерическим голосом фразы одновременно похахатывая, а в следующем предложении уже рыдать и ныть. Что это за безумный калейдоскоп эмоций? Почему у нее одновременно и истерика и смех? Что с ней не так вообще? Не поверите, за весь фильм она не сказала ни одной фразы так, как говорят в жизни обычные люди. А ведь именно на «обычных людей» мы какбэ смотрим в этом видео.

Как всегда не могу не пройтись по техническим аспектам картины как показателя технического мастерства ремесленников-создателей. В этом плане «Горько!» остается только плакать в сторонке. Идиотские монтажные длинноты, когда баба брата-уголовника 15 секунд «уходит в закат», и камера смотрит ей вслед. Тошнотворные суперзумы, выхватывающие строго проплаченную рекламу из общих планов. Блин, да они даже процесс съемки к «оператору» нормально привязать не смогли! Поэтому брат жениха одновременно ведет съемку событий первой и второй свадьбы, а в конце фильма снимает уже от лица ОМОНовца с автоматом. Чисто как в видеоиграх жанра First Person Shooter – но и это, поверьте, не смешно.

Гэги фильма сводятся к: киданию камнями в подвернувшихся под руку людей; беспрестанному тупому визгливому бабьему ору и ржачу, угрозам членовредительством непричастным, посмевшим высказать недовольство шумом и гвалтом на выкупе невесты; многократным повторам одних и тех же «шуток» типа «шутки про глисты» и бега отставшего за автобусом. В особо смешных по мнению авторов сценария моментах вставляют специальные слова-маркеры типа «жопа» и «обосрали». Здесь должно быть смешно? Извините, меня такое с детского сада не веселит. Может, адски жжот приглашенная вип-персона Сергей Светлаков в роли самого себя? Так нет: первую половину фильма он отсутствует как класс, а во второй немедленно нажрается и заваливается спать.

Больше ничего цензурного о творении персонажа под псевдонимом Жора Крыжовников я сказать не могу. Фильм «Горько!» это калька с реальности, только с актерами. Ни таланта, ни вдохновения ни даже нормального кинооборудования для производства подобного проекта не требуется. Вероятно, любительские документалки и дикие крики ради крика – это и есть вершина юмора по мнению создателей фильма. Без допинга, боюсь, я бы такую «комедию» не выдержал.

Мне кажется, что наполнить эту «болванку» юмором было реально, хотя это действительно непросто. Примеров в мировом кинематографе хватает. Но вот беда: для этого нужен и талант и вдохновение. И руки, растущие из правильного места, и голова светлая. Потому что юмор – это не тупое подробное копирование реальности. Хотя, судя по отзывам критиков и зрителей, пипл хавает и так. Да еще и причмокивает. Поэтому продолжение уже находится в производстве. Только вы его смотрите сами, без меня.