пятница, 16 мая 2014 г.

«Робокоп» («Robocop»)

В недалеком еще прошлом в распоряжении кинематографистов не было мощнейших компьютерных кластеров и фотошопа. Спецэффекты сводились к съемкам миниатюрных моделек да мультипликации с комбинированными съемками. Недостаток технической оснащенности авторы компенсировали фантазией. Фильмы типа «Терминатора» или оригинальная трилогия «Звездных войн» и сейчас смотрятся отлично, и их пересматриваешь с ностальгическим умилением, хотя на спецэффекты без слез не взглянешь, откровенно говоря. Очевидно, все дело в таланте их создателей.

Я всегда с подозрением отношусь к ремейкам нашумевших голливудских фильмов прошлого. Особенно фантастических блокбастеров. С точки зрения творца взяться за переосмысление старого интересно потому, что это отличный шанс, во-первых, воплотить передовые визуальные эффекты в сплаве с отличными проверенными временем сюжетами прошлых лет. Во-вторых, подчистить найденные в прошлых фильмах ляпы. То есть в руках создателей ремейка находится материал для потенциально практически идеального фильма. Беда в том, что вместо улучшения оригинала, авторы ремейков начинают переиначивать сюжеты на современный лаж, и «улучшать» их, наполняя новым глубоким смыслом и идеями. Но поскольку на ремейки и перезапуски франшиз непонятно зачем подтягивают каких-то левых людей без серьезного режиссерского опыта, в результате обычно получается кусок дерьма, завернутый в красивый фантик. Любители оригинальных лент в ярости рвут волосы из подмышек, а молодой зритель скучая смотрит стопятьсотый спецэффектный фильм и недоумевает, чем так восхищалось старшее поколение.

Отличным примером, иллюстрирующим данный тезис, является недавняя переделка боевичка начала 90-х годов прошлого века «Вспомнить все». Фильм был что надо: в меру тупой фантастики, в меру злобности и жестокости, бодрый Арнольд и молодая сексуальная Шэрон Стоун. В фильме раскрыта и тема сисек, и не просто сисек, а трех сисек! Ремейк же убил сюжет оригинала и всю его остроту. Получилась тоска зеленая, даже шутку с тремя сиськами умудрились сделать несмешной, что выпукло характеризует этих кинематографистов.

Но вернемся к Робокопу. О чем был первый фильм режиссера Пола Верхувена? На самом деле, о самых высоких человеческих чувствах: о долге, чести, справедливости, правосудии, дружбе и противостоянии Злу и Насилию. Новичок полицейского департамента самого криминогенного района города Чикаго попал «под каток» банды наркоманов-отморозков, зверски надругавшихся над служителем закона. И как потом из ошметков тела полицейского слепили крутого киборга, и как он навел порядок. Навел железной рукой, так что зло не раз обгадилось от страха. Никакой тебе политкорректности: огребли и белые и черные и азиаты и женщины. Ну и плюс мощная сатира на телевидение и СМИ, корпорации и коррупцию. Несмотря на некоторый примитивизм спецэффектов, фильм и по нашим временам хорошо смотрится. Недавно проверял на себе. Ну а тут значит Голливуд решил проапгрейдить Робокопа. Садился я смотреть обуреваемый самыми нехорошими предчувствиями.

Перипетии событий ремейка я пересказывать не буду, остановлюсь лишь на отличиях от первого фильма. Неожиданно выяснилось, что будущий Робокоп полицейский Алекс Мерфи – не зеленый юнец, а крутой чувак, который не стесняется даже сидеть на столе, нависая перед капитаном полиции. Как всегда это рыцарь без страха и укропа, любящий жену и нежно заботящийся о своем напарнике-негре, навещая его в больнице. Конечно, не банда уродов виновата во всех произошедших впоследствии бедах: виноваты коллеги, продажные полицейские, слившие хорошего парня Алекса Мерфи местному торговцу оружием. Сцену расправы над полицейским авторы ремейка явно сочли слишком жестокой, поэтому просто подвзорвали автомобиль, рядом с которым столь неудачно бродил главный герой.

Как всегда, авторы не утерпели и стали развивать характеры. Раньше Робокоп изначально был тупой консервной банкой. В ПЗУ прошиты три директивы плюс еще одна засекреченная, для отправления правосудия этого хватит. Алекс в теле робота постепенно вновь обретал в себе человека. Теперь авторы навертели что-то предельно невнятное. То это остатки человека в искусственном теле, то перепрошили мозги (в прямом смысле), накачали успокоительным, покрасили в черный цвет, и вот перед нами уже бездушная машина правосудия. Как Алекс Мерфи победил в себе машину, авторы фильма через своих героев лишь беспомощно развели руками и сказали «Сами не знаем».

Зато все стало предельно политкорректно: если раньше начальник полицейского участка был негр, то теперь это негритянка. Если раньше главным лаборантом, ухаживающим за Робокопом, была тетенька, то теперь это тетенька-азиатка. Напарник у главного героя, конечно же негр (раньше была белая тетенька). Главгад по-прежнему белый гетеросексуальный мужчина – не смотри, что когда-то он был Бэтменом. Место в сюжете для злобных уркаганов теперь вакантно, у нашего главного героя больше толком нет антагониста. Вместо противостояния Робокопа с бандой Кларенса Боддикера, основные события новой картины развиваются вокруг тонкой настройки Робокопа для выполнения поставленных задач. Зрителям остается только скучать, наблюдая очередные симпатичные спецэффекты. Кстати, если в старом фильме тему с одной спасенной рукой решили просто приказом «ампутировать за ненадобностью», то теперь герою оставили одну здоровую кисть, чтобы Робокоп мог здороваться с окружающими за руку. Я прямо прослезился от такой человечности!

Поговорим немного об игре актеров, благо здесь действительно есть кого обсудить. Главгад себя никак не проявил. Вместо отвратительного дельца замдиректора корпорации мы видим прикольного парня, своего в доску. Его резкое преображение в конце от этого выглядит еще более искусственно. Да и при всем уважении к Майлу Китону – не его это роль. Аналогичные претензии и к Гэри Олдману. Я понимаю, возраст уже не тот, амплуа неистового подонка наверное достало. Но когда Гэри перестал играть «дракул», «детективов стенсфилдов» и «зоргов», он как будто что-то потерял. Что Сириус Блэк, что комиссар Гордон, что вот этот его доктор Нортон – ну прямо один и тот же манекен. «Я весь такой добрый и хороший, просто попал в плохую компанию». Жаль, очень жаль видеть столь серьезного и мощного актера в таких банальных ролях. Говорите, не предлагают ролей получше? Так заведи себе свою продюсерскую компанию и выбирай себе роли по-настоящему достойные.

Порадовали только Сэмюэль Джексон и Джеки Эрл Хэйли. Первый и ничего особого не сделал, да и герой его находится в другой плоскости сюжета, но выступил молодцом. А уж парик и галстуки какие! У второго так вообще классный мерзавец получился. После его Роршаха из «Хранителей» я стараюсь внимательно следить за его актерской карьерой. Даже ремейк «Кошмар на улице Вязов» специально ради него посмотрел. Надеюсь, в будущем он нам всем еще покажет. Никого я не забыл? Ах да, исполнитель главной роли некто Джоэль Киннаман. Был такой. Но по сравнению с оригинальным Робокопом Питером Уэллером – что слон и моська. При том, что у Уэллера лицо почти все время было скрыто шлемом, а здесь шлем был выдвижной.

Еще из положительных моментов хочется упомянуть легендарных роботов ED209. Неповоротливых черепашек настрогали целый взвод, отлично нарисовали на компьютерах – любо-дорого смотреть. Заодно отвесили реверанс другому фильму Верхувена «Звездный десант» в сцене, когда Робокоп забрался верхом на ED209 и терзал ему макушку. Знатоки оценят.

Пожалуй, на этом я и завершу свой обзор. Думаю, всем кто еще не посмотрел нового «Робокопа» уже все стало понятно. Ничего из того, в чем был хорош оригинальный «Робокоп» вы здесь не найдете, но если вы непритязательный любитель фантастики как таковой – глянуть можно. Если убрать из названия популярный бренд, фильм наверняка бы собрал в 2 раза меньше своих 242 миллионов долларов сборов. Именно поэтому такое название он и получил.