четверг, 19 июня 2014 г.

«Босс» («Boss»)

Американским городом Чикаго больше двадцати лет управляет мэр Том Кейн. Управляет железной рукой, можно даже сказать, не управляет, а правит. Власть и авторитет его настолько высоки, что он может позволить себе манипулировать губернатором штата, он строит боссов строительных компаний и давит как тараканов всех посягающих на его власть и авторитет. Сказать, что мэр коррумпирован – значит, не сказать ничего.

Но годы берут свое, и однажды, пройдя анонимное медицинское обследование обследование, мэр Кейн узнал, что он неизлечимо болен редким заболеванием нервной системы. Болезнь будет стремительно прогрессировать. Начальными симптомами будут тремор и галлюцинации, а закончится все параличом и полным распадом личности. От недуга нет лекарства, есть только препараты, помогающие подавить некоторые симптомы, но имеющие свои серьезные побочные эффекты. Однако Томас Кейн не тот человек, который готов расстаться с по-сути безграничной властью и возможностями из-за какой-то дурацкой болезни. Том собирается бороться с болезнью до конца, он ничего не сообщает о своих проблемах ни жене, ни помощникам по работе в мэрии.

Одна из причин, из-за которых болезнь развивается стремительнее, это стресс. А тут как назло проблемы на мэра Чикаго навалились со всех сторон. Беда не приходит одна: тут тебе и застарелые проблемы с женой Мередит, с которой у них даже не то чтобы брак, а скорее взаимовыгодное деловое сотрудничество при личной неприязни; тут и перевыборы губернатора штата, на которых Кейн решил кинуть нынешнего и посадить на его место своего ставленника-марионетку ради еще большей личной власти; тут и проблемы с городским советом, который начинает проявлять непозволительное своенравие и мешает продавливать мэру свои (выгодные прежде всего себе) инициативы; тут тебе и упертый как баран, готовый пожертвовать всем чтобы распять упыря-коррупционера журналист, копающийся в прежних темных делишках мэрии; тут и проблемы в отношениях с дочерью-наркоманкой, от которой мэр с женой отвернулись ради благополучия политической карьеры.

В общем, прессуют мэра Тома Кейна со всех сторон, но он сам кого хочешь запрессует. И хотя ему придется извиваться как ужу на сковородке, противники железного мэра горько пожалеют, что попытались выступить против него…

***
Актер Келси Грэммер, исполнивший роль мэра Тома Кейна, и заодно выступивший исполнительным продюсером сериала «Босс», российскому зрителю, прямо скажем, не очень известен. Ветераны видео-бума 90-х могут вспомнить его разве что по роли капитана подводной лодки в комедии «Убрать перископ». Это такая комедия в стиле «Голого пистолета» и «Горячих голов» про раздолбая-капитана подлодки и такую-же раздолбайскую команду, которые, плавая на ржавом протекающем подводном корыте, смогли вырваться в лучшие подводные лодки флота Соединенных Штатов.

В сериале «Босс» у Грэммера роль диаметрально противоположная: это суровый беспощадный авторитарный управленец, который не признает ничьего мнения и авторитета, кроме своего. За два десятка лет своего правления он организовал свою маленькую империю и поставил в раковую (не от слова «рок», а от позы) зависимость всех, кто может быть ему чем-то полезным, а всех вредных и неудобных ему людей он сжил со свету. Причем, некоторых в буквальном смысле через своего придворного наемного убийцу.

Но нельзя сказать, что мэр Кейн инфернальный злодей. Из сюжетных перипетий ясно, что он реально много полезного сделал для города, чем заработал искреннее уважение многих коллег. Хоть он и чистокровный коррупционер, сам он никогда не марал себя банальным воровством, не сколотил состояние выдаивая городской бюджет и выводя деньги в офшоры. Сами деньги для него не играют особой роли, для него гораздо важнее та власть, которую он обрел. Ну типа как мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Естественно, Кейн знал о бизнес-контактах своей жены с держателями строительных подрядов и давал им возможность наживаться. Но для него было главным, чтобы подрядчики прежде всего быстро и качественно выполняли работы, а кто и сколько с этого нагреется – не его забота. Город большой, шансов урвать всем хватит. Ну а с предателями Кейн обходится максимально жестоко, чтобы они униженные и опущенные и сами никогда впредь не забывали свое место, и другим послужили примером.

Я был просто поражен, насколько ярко, мощно и достоверно Келси Грэммер воплотил этого неприятного персонажа. Вот уж никак не ожидал, что у этого актера настолько широк актерский диапазон, и при этом он не вырвался в статус супер-звезды типа Аля Пачино. Причем главной задачей Грэммера было не только воплотить на экране образ эдакого Сталина, но заставить зрителя переживать и даже болеть за этого отталкивающего и порой страшного человека. И искренне радоваться, когда в конце концов он жестко ставит на место всех тех, кто посмел вякнуть что-то поперек его мнения. Келси Грэммер справился с ролью блестяще, мои аплодисменты, переходящие в овации.

Не хуже выступили и все остальные актеры сериала. Известная актриса Конни Нильсен была крайне убедительна в роли боевой супруги мэра. Эффектная и сексуальная (хотя и какая-то болезненно худая) женщина, с которой, впрочем, у Тома давно прекратились всякие семейные отношения. Они ходят «налево» и не считают нужным это скрывать, живут в разных домах, но тем не менее часто проворачивают совместные дела. К тому же статус жены мэра обязывает ее присутствовать на различных официальных мероприятиях, и она вполне бескорыстно помогает страдающему тяжелым недугом мужу, потому что он его благосостояния зависит и ее тоже.

Очень яркий и живой персонаж получился у незнакомого мне актера Мартина Донована, сыгравшего главного советника и главного сподвижника мэра Кейна – Эзру Стоуна. Хорошо выглядела актриса, сыгравшая личную помощницу мэра Китти: умная, красивая, но чем-то очень неприятная женщина с гниловатым нутром. Лишь однажды она поддалась ослепляющей страсти, закрутила служебный роман со скользким типом казначеем штата, которым мэр крутил как марионеткой. Естественно, ни до чего хорошего Китти эта страсть не довела.

Игру Келси Греммера отлично оттенял еще один персонаж сериала, журналист Сэм Миллер. По характеру они похожи с мэром, поэтому Миллер является для Кейна главным антагонистом. Журналист активно копает под коррумпированного градонаальника, стараясь извлечь на свет божий и предать огласке всевозможные обстоятельства темных детишек мэра. Да, он бухает, не следит за собой, и можно даже сказать, помешан на мэре. Однажды вцепившись в Кейна, Сэм теперь его ни за что не отпустит, чего бы это ему ни стоило: карьеры, отношений и даже свободы.

Остальные актеры тоже были хороши как один, но перечислять достоинства каждого из них в заметке места не хватит. Лучше взять и посмотреть сериал самим, благо там всего два сезона, и в каждом десяток серий наберется. Причем, судя по мощной и эффектной концовке сериала, которая не оставила особых ниточек для продолжения, авторы планировали сделать именно один сезон. Но разнообразные премии и высокие рейтинги заставили их изменить мнение и снять продолжение. Тональность первого и второго сезонов заметно отличается, там у Тома Кейна при прогрессирующем разрушении личности якобы начинают проявляться какие-то человеческие черты. В продолжении он уже не совсем тот железный человек, восхищавший меня в первом сезоне. Больно смотреть, как матерый человечище трескается и подламывается сам, невольно разрушая то, что он так долго и успешно строил. Наверное я в своем мнении не одинок, потому что третий сезон сериала «Босс» снят так и не был.

В конце заметки хочу пару слов уделить переводу. На торрентах легко можно найти сериал в отличном качестве (remux Blu-ray издания) с русской звуковой дорожкой, изготовленной некоей фирмой NewStudio. На удивление качественный и адекватный перевод, слух ничего особо не резало. Некоторые мелкие огрехи естественны, объяснимы и не портят общей хорошей картины. Сериал в оригинале изобилует энергичной лексикой, которые при двухголосом закадровом озвучании адекватно перевели и донесли до зрителей. Естественно, детей, подростков и излишне впечатлительных барышень до просмотра сериала допускать не следует.

Со всей ответственностью заявляю, что «Босс» это один из самых ярких сериалов из всего, что я видел. Это очень мощная остросюжетная драма: тяжелая, депрессивная, но при этом с потрясающим накалом страстей, особенно первый сезон. Очень редкий случай, когда мне буквально не за что покритиковать создателей и исполнителей. Ну и про отличную песню Роберта Планта в заставке тоже забывать не будем. Так что если вы в последнее время излишне увлекшись всякими фэнтези-сериалами – не будем показывать пальцем, все знают, о чем я – и, тем самым, пропустили «Босса», необходимо срочно исправлять ошибку. Не пожалейте времени на «Босса»: сериал его достоин на 110%!