пятница, 4 июля 2014 г.

Поездка в Рим, часть 3

Ватикан
Свое название это карликовое государство получило от латинского названия холма Mons Vaticanus, что означает «место гаданий». Ватикан это самое маленькое официально признанное государство в мире, оно находится прямо внутри городской черты Рима. Общая длина его государственной границы составляет 3,2 километра. То есть реально не спеша можно весь Ватикан обойти по периметру за час. Население Ватикана равняется 557 человекам, подданным Святого Престола, поскольку подданства Ватикана не существует. Кстати, гражданство Ватикана не наследуется и приобретается в силу рождения в государстве. Его получают только на основе служения Святому Престолу, и аннулируется оно по прекращению трудовой деятельности на религиозном посту.

Ватикан является не только резиденцией высшего руководства католической церкви, но еще и сосредоточием музеев, на посещение которых мы выделили один из дней пребывания в Риме. По музеям пошли, поскольку домой к Папе нас пускать не спешили. Уже на выходе со станции метро Ottaviano туристов осаждают орды барыг и зазывал, предлагающих приобрести входные билеты в музеи с небольшой наценкой, зато без очереди. Русских туристов вычисляют моментально и тут же предлагают товар на чистом русском языке. Остальные национальности барыги тоже определяют на раз. Очередь в кассы действительно очень внушительная, в мавзолее Ленина даже в лучшие времена такого наплыва посетителей не было. К тому же управляющие людскими потоками охранники-гвардейцы оттормаживают общую живую очередь, запуская туристические группы. Но мы народ прошаренный, билеты купили заранее по Интернет: зашли в кассы без очереди, забрали нужные бумажки и пошли глазеть на сокровищницы мировой культуры.

Главным экспонатом определенно является Сикстинская капелла, но чтобы в нее попасть, нужно пройти путь от музеев Древнего Рима до музеев современного искусства целиком. Сикстинская капелла будет где-то посередине, в череде выставок эпохи Возрождения. Бурная река туристов всех рас и национальностей течет по залам музеев, сверкая вспышками фотоаппаратов и позируя рядом с разнообразными экспонатами. Их, экспонатов, столько, что в какой-то момент чувство прекрасного притупляется. Ходишь, глазеешь по сторонам, но глаз уже особо ни за что не цепляется.

Сикстинская капелла
Основной ажиотаж, конечно, наблюдается в Сикстинской капелле, многие только ради нее и приходят. Не знаю, по какой причине, но там запрещено фотографировать, хотя в остальных залах фоткай на здоровье. Кроме того, там запрещено разговаривать и вообще шуметь. За порядком следят десяток смотрителей, которые постоянно шикают и громко шепчут «NO FOTO!!!». Никак не могу взять в толк смысл запрещать туристам делать такие фотки на память, ведь в Интернете их завались. Меня такие запреты только распаляют: я присел на скамеечку, стал разглядывать знаменитые фрески на потолке, да и нажал пару раз втихаря на спуск затвора. Вроде даже не спалился.

Фотографии, к сожалению, не в состоянии передать ловкие трехмерные эффекты фресок, сделанных великим мастером Микеланджело, который, кстати, считал себя скульптором, а вовсе не художником. Почти что гладкой поверхности стен и потолка с помощью ложных нарисованных ребер и карнизов предана сложная форма и дополнительный объем. Эти иллюзорные архитектурные части пересекают потолок, создавая сетку, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла фресок, в которой каждый персонаж занимает свое место. Написанное «скульптором» величайшее творение мировой живописи очередной раз подтверждает тезис, что талантливый человек талантлив во всем. Тем более, что Микеланджело выполнил заказ Церкви в рекордные сроки и практически в одиночку.

Центральную часть потолка Микеланджело отвел истории Адама и Евы. Фреска «Сотворение Адама» сейчас стало одним из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Как говорит Википедия, «Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Энергичное движение Создателя, окруженного свитой, подчеркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле. Адам производит впечатление действительно сотворенного Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Изображение стало настолько популярным, что его центральный элемент сближающиеся руки вдохновило в свое время на логотип финскую компанию Nokia, и даже наши безвестные и безмозглые креативщики используют сближающиеся руки Создателя и Адама в рекламе бетона – плакаты развешаны по всему Малому Бетонному Кольцу вокруг Москвы.

Лично я от посещения Сикстинской капеллы ожидал большего культурного шока, чем испытал в итоге. Нет, там безусловно круто, но кроме расписанных голых стен и потолка, там больше ничего нет. В этом смысле в Вестминстерском аббатстве в Лондоне поинтереснее будет. На что еще я обратил внимание, бродя по музеям Ватикана, так это что с веками художники будто постепенно разучивались рисовать. Перейдя из Сикстинской капеллы в залы более-менее современного искусства это замечаешь особенно остро. Если скульптура простого человека, то все перекручено-переверчено, и писюн висит. Если картина распятия Христа – то какой-то жуткий кубизм-авангардизм. Зачем это висит в Ватикане, я не знаю, этому мусору прямая дорога в музей современного искусства Гуггенхайма.

Музей карет
Среди музеев Ватикана есть еще и музей карет и автомобилей, на которых передвигались в разные времена римские папы. Кареты исключительно навороченные и отдекарированы прямо-таки немыслимыми переплетениями крестов, гербов, лавровых листьев, ангелочков и прочих цветочков. А уж какие у карет громадные рессоры – я нигде таких карет не видел.

Представлен также ряд бронеавтомобилей известнейших автомобильных брендов, в которых папы разъезжали по своим папским делам, и иногда даже переживали покушения на свои особы. Не знаю, с какого бодуна, но в музее папского автотранспорта выставлен руль одного из болидов Формулы 1 скудерии Ferrari. Вряд ли папа Бенедикт 16-й пользовался подобным средством передвижения, может благословлял гоночный болид? Так благословление не помогло, с 2007 года Ferrari не может выиграть титул в королевских автогонках.

Собор Святого Петра
Центральное место в Ватикане занимает Собор Святого Петра. Это центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, а также церемониальный центр Римской католической церкви. Собор Святого Петра это крупнейшая историческая христианская церковь в мире, она вмещает в себя до 60 тысяч человек – не в каждый футбольный стадион столько влезет. Сооружение громадное, этот собор не постесняется поспорить с конкурирующими за звание самого-самого собора с Собором Святого Павла в Лондоне или с Кафедральным собором в Севилье.

Внутри посетителей встречает то же великолепие. Над собором работало несколько поколений великих мастеров, в том числе Рафаэль и Микеланджело. Тебя со всех сторон окружает пышное великолепие фресок и статуй святых. Здесь же нашли последнее пристанище несколько наиболее авторитетных римских пап. Любопытный факт: Алтарь собора св. Петра обращен на запад, а не на восток, как большинство христианских храмов. Связано это с расположением входа: разместить вход так, чтобы алтарь оказался с восточной стороны не представлялось возможным из-за крошечных размеров Ватикана, к тому времени уже почти полностью застроенного разными исключительно важными с исторической, культурной и религиозной точек зрения сооружениями.

Все-таки православные храмы в сравнении с католическими соборами отличаются очень сильно. Там во главе угла поставлено пышное великолепие, которое призвано показать величие Бога и Церкви, и тем самым подавить простого человека. Православные храмы, они какие-то более камерные, более уютные, и их предназначение это общение верующих с Создателем. И уж точно православные не замуровывают останки людей в стенах или полу, и не ходят потом по их могилам. Может быть, я не прав, но ощущения у меня складываются такие. В католические храмы ходишь как в музей, поглазеть, пофоткать и подивиться красоте и торжественной помпезности. Собор Святого Петра в этом плане отличный вариант, тем более, что можно подняться наверх на смотровую площадку.

К сожалению, чтобы туда попасть, приходится отстоять длиннющую очередь, вьющуюся по всей площади Святого Петра. Очередь движется довольно быстро, но все равно это полчаса минимум. Выбрались из музеев Ватикана мы уже ближе к концу дня, и пока отстояли очередь, пока побродили по Собору, наступил вечер, и доступ на смотровую площадку уже был закрыт. Поглазеть на Ватикан и Рим с высоты птичьего полета и сделать несколько красивых фотографий в закатном свете не удалось. Жаль, но такое иногда случается…

Поездка в Рим, часть 1
Поездка в Рим, часть 2
Поездка в Рим, часть 3
Поездка в Рим, часть 4
Фотоальбом поездки в Рим