пятница, 11 июля 2014 г.

«Карточный домик» («House of Cards»)

Сериал «Карточный домик» повествует о достаточно видном американском политике Фрэнке Андервуде в исполнении Кевина Спейси. В запутанной структуре американских политических партий Фрэнк занимает пост партийного организатора. Но амбиции его гораздо выше: Андервуд метит, ни много ни мало, в первое кресло страны. Конкуренция на таком уровне невероятно высока, но Фрэнк вместе со своей женой Клэр (Робин Райт) разработали сложную многоходовую комбинацию с очень зыбкими шансами на успех. Примерно такими же как построить большой и сложный домик из карт. Фрэнку нельзя демонстрировать среди коллег и соперников по партии свое инакомыслие, и даже тень нелояльности действующему президенту смертельна для его политической карьеры. Пользуясь своим влиянием, он охмуряет молоденьких журналисток, подставляет марионеточных конгрессменов, ловко маневрирует среди различных, порой диаметрально противоположных, интересов лоббистов и денежных мешков, а иногда даже идет на убийство, чтобы заткнуть рот неугодным и неудобным оппонентам. Фрэнк маниакально жаждет абсолютной власти и ради своей цели готов на все…

***
Казалось бы, после потрясающего сериала «Босс», тема политической драмы в сериалах исчерпана. Сравнения будут неизбежны, но «Карточный домик» сделан в другой манере. В «Боссе» был драматизм, был нерв и зашкаливающие эмоции. Фрэнк Андервуд в «Карточном домике» полностью противоположен Тому Кейну из «Босса». Это скорее человек-компьютер, он будто гроссмейстер, просчитывающий ходы и разрабатывающий победную стратегию в сложнейшем шахматном марафоне. Да, не все идет по плану, да случаются неприятные неожиданности, связанные человеческой непредсказуемостью и глупостью окружающих Фрэнка оппонентов и помощников. И как великолепный стратег и тактик, Фрэнк мгновенно реагирует на меняющуюся ситуацию, подстраивается к ней и обращает неприятности в свою пользу. Смотреть за интеллектуальной дуэлью Фрэнка против соперников могущественнее и влиятельнее него, составляет главное удовольствие от сериала.

Конечно, в одиночку Фрэнк бы не справился. В его борьбе помощь жены Клэр просто неоценима. Да, у этой семейной пары тоже есть свои проблемы. И можно сказать, они тоже (как и в «Боссе») давно уже не любят друг друга и вместе ради лишь политических дивидендов. Но Клэр даже не думает противостоять Фрэнку, она полностью предана ему и использует свое немалое политическое и бизнес-влияние ради той же цели. Они полностью доверяют друг другу и действуют, будто Фрэнк и Клэр – две половинки одной личности. Супружеская измена для них не измена, а лишь еще один просчитанный ход ради достижения заветной цели.

Да, они не роботы, иногда эмоции берут верх и то один то другой совершают безрассудные поступки. Фрэнк возвращается в родной институт, бухает и колобродит ночь напролет. Клэр, попав в гормональную бурю, доставила Фрэнку много неприятностей, но они способны вовремя одуматься, вспомнить, ради чего они здесь, и вернуться на «путь истинный».

Окружающие люди, с которыми работает чета Андервудов, делятся на три категории. Первых используют втемную, они даже не догадываются, что стали марионетками неких могущественных сил. Вторые это осознают и начинают бороться, обрекая себя на поражение. А третьи признают примат силы и покоряются, становясь либо полезными союзниками, либо уходят со сцены.

Хороших и честных людей в сериале практически нет – одна большая банка с пауками. Кстати, такое название подошло бы сериалу не хуже! Кто-то гнилой насквозь, кто-то стремительно разлагается. Самые большие пауки это, конечно, чета Андервудов, но и остальные не сильно меньше. Реймонд Таск в исполнении Джеральда МакРейни адски коварен, но цинично претворяется добрым. Это был самый серьезный противник Фрэнка, и тем приятнее наблюдать, как посте противостояния не на жизнь, а на смерть – политическую, один паук сожрал и выплюнул другого. Журналистка Зои Барнс (Кейт Мара) – заигравшаяся с большими дядями дурочка, которую попользовали да и выбросили, когда она перестала быть полезным инструментом, и начала задавать глупые вопросы.

Действующий президент США (Майкл Гилл) – безвольная марионетка в чужих неведомых руках. Лоббист Реми Дантон (Махершала Али) как в той присказке, все хитрит, все выгадывает: то в говно нырнет, то из говна выглядывает. Несмотря на иллюзорную власть над Фрэнком, последний показал в итоге кто есть кто, и поставил Реми на колени. Даже личного охранника семейка попользовала самым гнусным образом, не скажу каким. Больше всех жалко было конгрессмена Питера Руссо (Кори Столл) – хорошего и порядочного, но запутавшегося в темных страстях человека. В политике честные и хорошие люди не задерживаются, и конец их часто бывает очень печальным – подчас таким, каким был конец Питера Руссо.

Разыграно все это великолепно, все актеры без исключения смотрелись очень органично, ни одного картонного персонажа, смотришь на живых людей со всеми их пороками и недостатками. Я могу с глубоким удовлетворением отметить, что серьезные голливудские актеры наконец перестали воспринимать работу на ТВ как нечто второсортное. Вот и Кевин Спейси вошел в эти воды. Я считаю Кевина Спейси одним из величайших актеров современности, и приятно видеть, что и здесь он выступил как всегда блестяще. Фрэнк Андервуд скуп на эмоции, и Спейси все время приходится играть на полутонах. Эмоции в нем раскрываются только в моменты общения со зрителями – такие вставки необычны но очень хорошо легли на повествование.

Робин Райт начав с сериалов (она играла роль Келли Кэпвелл в бесконечной «Санта-Барбаре»), выбилась пусть не в первые актрисы Голливуда, но сделала неплохую карьеру и набралась серьезного опыта. Роль Клэр Андервуд предполагает еще меньше эмоций, чем у Фрэнка. Этакая Снежная Королева, снисходительная к равным, дружелюбная к вышестоящим и холодная и безжалостная к врагам. Что-то по-настоящему человеческое пробивается в ней буквально один раз за сезон. Но при такой холодной и однобокой подаче себя, зритель все равно видит в Клэр бурю внутренних эмоций, иногда противоречий, и в чем-то большое ее несчастье.

На данный момент в эфир вышло два сезона сериала по 13 серий в каждом. На момент написания этой заметки снимается третий сезон, в эфир должен пойти в 2015 году. В принципе, тема исчерпана, и куда там дальше развивать сюжет лично мне непонятно. Будем посмотреть.

Пока российские телевизионщики копаются в том же самом тупом унылом криминальном дерьме, что и десять лет назад, и упорно потчуют нас помоями типа «Слепой 2», «Дикий 3» и «Тупой 5», западные телевизионные сериалы вышли на какой-то умопомрачительный уровень качества. Рейтинги популярности многих сериалов стабильно превышают большинство голливудских новинок, собирают они многомилионную аудиторию на премьерных показах, и добирают потом на повторах. Нам же западные сериалы доступны в основном при посредничестве торрентов, но некоторые новинки все же выходят в эфир российских телеканалов. Сериал «Карточный домик» как раз из таких. Его показывали в свое время по ОРТ, но я приобрел и приобщился к нему с помощью Интернета с ОРТ-шной озвучкой.

Озвучен сериал в целом неплохо. Актеры озвучания, которые есть в распоряжении ОРТ, уже всяко лучше тех безымянных дегенератов студентов мальчика и девочки, которые озвучивают все подряд сериалы для выкладывания на торрент-трекерах. Все эти нотабиноиды, кубикивкубиках, джиммиджы и т.п. – ну вы знаете, о ком я, если пасетесь на торрентах. Но переводчики и редакторы Первого канала, это, судя по всему, те же самые ребята, которые методично «улучшают» все остальные продукты Голливуда. Уродуют имена: женское имя «Жаклин» у них превратилось в «Джеклин». Не в ладах с русским языком: кто-то там получил должность «глава стратегическими силами». Или вот, услышал такой шедевр: кто-то в баре попросил « виски глинтвейн, чистый». Какой нафиг глинтвейн?! Есть марка виски «Гленливет», а глинтвейн это горячий алкогольный напиток на основе красного вина. Налицо полное незнание предмета. Это примеры того, что запомнилось, но за два сезона косяков было гораздо больше. Тщательнее нужно быть товарищи на ОРТ, тщательнее.

Косяки перевода портят впечатление от сериала «Карточный домик», но, к счастью, не могут убить его окончательно. Сериал неторопливый, но держит в напряжении, актеры играют здорово, сюжет закручивается на протяжении всего сезона и выстреливает, будто пружина, в конце. Я от просмотра получил большое удовольствие, чего и вам желаю.