понедельник, 4 августа 2014 г.

«Далласский клуб покупателей» («Dallas Buyers Club»)

Рон Вудруф (Мэттью Макконахи) – настоящий техасский ковбой начала восьмидесятых годов прошлого века. Он работает электриком, увлекается родео, играет в азартные игры, бухает, нюхает, пускает по вене и дерет все что движется. Друзья и круг общения Рона не отличается умом и широтой взглядов – техасская деревенщина не терпит представителей сексуальных меньшинств, а о чуме ХХ века СПИДе знает лишь расхожее мнение, что он от «этих пидоров» передается. Рон тоже был одним из таких воинствующих гомофобов, пока однажды не попал в больницу с производственной травмой в больницу, где ему сделали общий анализ крови и поставили страшный диагноз ВИЧ. Рону отмеряли лишь месяц жизни, как раз хватит чтобы привести в порядок свои дела.

Рон с диагнозом категорически не согласен – он-то знает, что СПИД это чума гомосексуалистов, а его в чем-чем но в гомосексуализме заподозрить никак не возможно. Ппосещение библиотеки быстро поставило все на свои места: заразиться можно не только через сексуальные контакты, но и от шприцов, которые Рон с приятелями пускали по кругу, вкалывая себе дозу. Но для окружающих, Рон немедленно превратился в жополаза, друзья от него отвернулись, коллеги быстренько выперли с работы, арендодатель выжил из дома. Рон стал изгоем общества, но это лишь предало ему сил бороться с недугом до конца.

Рон узнает, что та больница, в которую он попал с травмой, попала в программу исследования на людях экспериментального лекарства от ВИЧ. Одним из пациентов программы, с которым Рона свела судьба, был наркоман и гомосексуалист Район (Джаред Лето). Легально Рон получить лекарство не смог, но «по своим каналам» сумел раздобыть образцы лекарства, оказавшегося по-сути ядом. Пользы от него особой не было, а вот побочные эффекты Рона чуть не угробили раньше времени. Тогда же Рону дают наводку на некоего врача в Мексике, у которого есть полный комплект лекарств, могущих оттянуть неизбежный конец, но все они не прошли процедуру официального одобрения Американской Медицинской Ассоциации, и потому нелегальны в США.

На своей шкуре Рон познает весь цинизм американской системы здравоохранения, где медицина это прежде всего очень прибыльный бизнес, а лобби фармацефтических компаний столь сильно, что лучше пусть народ мрет, зато они не допустят на свой рынок лекарства, произведенные конкурентами в других странах. И Рон начинает неравную борьбу с Системной: он скупает за границей и ввозит контрабандой лекарственные препараты в Америку. По закону он не может их напрямую продавать, поэтому он организует «Далласский клуб покупателей», членство в котором стоит 400 долларов в месяц, но лекарства Рон выдает членам клуба совершенно бесплатно. Ярый гомофоб Рон при этом сближается с Районом, поставляющим ему клиентов.

Не будем кривляться – Рон лечил людей за деньги, и хорошо на этом поднялся, но не это для него главное. Деньги ему не особо нужны, раз уж он может в любой момент двинуть кони. Здесь все дело в принципе, и свои принципы Рон отстаивал до конца и всеми доступными ему способами: он судился с правительством, представители которого неоднократно изымали его лекарства и травили налогами, непрерывно изобретал разные ухищрения, чтобы продолжать ввозить лекарства и поддерживать жизнь людей – всех людей: свою, друзей и посторонних. Чем шире и успешнее становится клубный бизнес Рона, тем сильнее на него давит государство и фармацевтические лоббисты, которых не устраивает, что какой-то там спидозный наркоман лечит людей успешнее, чем их лицензированные врачи и дорогостоящие препараты.

***
Сюжет кинофильма «Далласский клуб покупателей» это экранизация реальной истории техасского парня, у которого в 1985 году нашли СПИД, врачи ему прогнозировали один месяц жизни, а он нашел за границей препараты, начал ввозить лекарства в Штаты, раздавал их другим больным и протянул в итоге еще семь лет.

Снят фильм буквально за две копейки, и отлично характеризует тезис, чтобы сделать отличный фильм, большие бюджеты не нужны и иногда только мешают. Здесь есть интересная история, твердая уверенная постановка и совершенно потрясающие актерские работы. Прежде всего это Мэттью Макконахи, сыгравший роль Рона Вудруфа.До сих пор я не воспринимал его как мощного драматического актера, и воспринимал его как красавчика с маслянистым взглядом. Но здесь он просто поразил, насколько мощно, убедительно и с какой самоотдачей он воплотил своего персонажа. Ради роли Макконахи пришлось похудеть больше чем на 20 килограмм чтобы превратился в задохлика задохлика, иссушенного вирусом ВИЧ. Голодание придало ему необходимый аутентичный болезненный вид. Примерно также выглядел в конце своей жизни тот-же Фредди Меркьюри, например.

В начале фильма его персонаж жалок и вызывает скорее отвращение. А вот когда он начинает как загнанная в угол мышь сражаться с Системой, за этого изможденного чудика с нелепой походкой начинаешь переживать чуть-ли не до слез. Приходит осознание, что далеко не каждый из нас, такой крутой умник в обычной жизни, способен на что-то подобное. Мэттью на все сто заслужил своего «Оскара» за эту роль.

Еще потрясающая роль в картине предельно нелепое, но вместе с тем бесконечно трогательное существо Район в исполнении сыграл Джаред Лето. Добрый чудак-человек с привычкой краситься под женщину и носить женские тряпки в гомофобном Техасе подвергается постоянным нападкам и унижениям, но остается верен себе не смотря ни на что. Актер для этой роли также морил себя голодом и превратился почти что в дистрофика (в одной из сцен, где Джаред пребывает с голым торсом, это отлично видно). История кинематографа уже знает случаи подобного самоотречения ради роли. Я говорю про Кристиана Бэйла, который ради роли в фильме «Слесарь» (перевод наших упоротых дубляторов звучала как «Машинист») похудел до состояния мумии и неоднократно падал на съемках в голодный обморок. Но и Макконахи и Лето безусловно становятся с Бэйлом на одну ступеньку подиума. У Джареда получилась потрясающе пронзительная и очень мощная роль, пожалуй, лучшая во всей его карьере. Опять-таки полностью заслуженный «Оскар».

Перефразируя известную американскую поговорку, Good acting is a good directing. Режиссером фильма выступил некто Жан-Марк Валле. Я это имя слышу впервые, и в послужном списке режиссера на IMDB значатся всего пяток фильмов. Но его работа в фильме «Далласский клуб покупателей» заслуживает только положительных отзывов. Никаких наворотов в фильме нет, снят он буквально за две копейки. И при этом фильм цепляет и заставляет переживать, чувствовать нерв. Посмотрим, что товарищ Жан-Марк еще наснимает…

«Далласский клуб покупателей» это один из лучших фильмов, посмотренных мной за последнее время. Картина чем-то неуловимо напоминает фильм «Вы не знаете Джека», но там предсказуемо здорово выступил матерый зубр Аль Пачино, а здесь буквально выше головы прыгнули здесь Макконахи и Лето, от которых ничего выдающегося я не ждал. Фильм не развлекает, но и не дает оторваться. Не манипулирует, выдавливая слезу, но они сами готовы катиться из глаз от искренности фильма. Он ничего не требует, но многое дает.