понедельник, 17 ноября 2014 г.

«Интерстеллар» («Interstellar»)

В прошедшие выходные я выделил три часа своей жизни на поход в кинотеатр для просмотра нового американского научно-фантастического фильма с непереводимым (по мнению наших прокатчиков) названием «Интерстеллар». Мое негативное отношение к походам в кинотеатры, я уже не раз выражал, не буду повторяться. И крайний заход ничуть не изменил моего отношения: все эти попкорножующие, светящие экранами телефонов, не отключившие звонки мобил, гогочущие в самый неподходящий момент «зрители» - все на месте, будто и не расходились.

Автором сценария и режиссером картины выступил Кристофер Нолан – серьезный голливудский специалист, автор таких нашумевших фильмов как «Помни», «Начало», «Престиж» и трилогии про Бэтмена. Сценарии Нолан пишет себе сам, совместно с брательником. И пишет и снимает – мое почтение. На главную роль своего нового творения Нолан подтянут Мэттью МакКонахи, в последние годы выдающего на гора буквально шедевральные роли (смотри «Далласский клуб покупателей», «Настоящий детектив» и «Волк с Уолл-стрит»). Только имена Нолана и МакКонахи на афише и завлекли меня в кинотеатр.

В «Интерстелларе» Мэттью МакКонахи исполняет роль бывшего летчика, а ныне фермера, Купера. На Земле недалекого будущего закончились войны и раздоры – теперь почти все американцы примерные фермеры. В самой последней в мире войне люди совсем уж изгадили природу планеты то ли биологическим, то ли климатическим оружием – авторы не поясняют. Но в результате на Земле возник новый микроорганизм, поражающий сельскохозяйственные культуры. Он уничтожил пшеницу и другие злаки: пока что держится только кукуруза. Климат тоже изменился – дожди исчезли как класс, теперь вместо дождя случаются мощные пылевые бури. Человечеству перед лицом голодной смерти не остается ничего другого, кроме как забросить войну и броситься выращивать себе пропитание. Но ладно бы только в голоде было дело: в процессе своей жизнедеятельности зловредный микроорганизм выделяет в атмосферу большое количество азота, и такими темпами атмосфера Земли через несколько десятилетий станет непригодной для дыхания.

Ученые осознали, что родная планета дает человечеству прозрачный намек: здесь ему больше не рады (очевидно всем кислорододышащим животным теперь не рады тоже). Чтобы человеческий род не вымер окончательно, выход был очевиден – нужно заселять другие миры. В нашей солнечной системе подходящих для колонизации мест нет, но на выручку внезапно пришел таинственный инопланетный разум, открыв неподалеку от Сатурна портал или «кротовую нору», ведущую в другую галактику. Людям остается только исследовать ближайшие к «выходу» планеты и найти себе наиболее подходящий новый дом. На Земле тем временем строится гигантский космический корабль для переселенцев. Непонятно только, успеет ли разведывательная миссия завершиться до гибели человечества на Земле, поэтому параллельно «Плану А», то есть переселению, разработан и «План Б» – заморозка человеческих эмбрионов – подготовка не рожденных еще колонистов, которые будут обживать дивный новый мир, если не успевшему построить Ковчег человечеству на Земле предстоит смерть от голода или удушья.

Бывший пилот Купер становится капитаном корабля «второй волны», который должен обследовать три мира, по отчетам улетевших с билетом в один конец первооткрывателей наиболее соответствующих требованиям людей. На Земле Куперу приходится оставить на попечение тестя двух детей: старшего сына Тома, проявившего себя толковым фермером, и младшую дочь Мерфи, подающую большие надежды в научных дисциплинах. Понимая, что возможно обрекает детей на верную смерть, Купер, тем не менее, отправляется в полет в поисках нового дома для человечества…

***
Обычно в своих кинорецензиях я стараюсь быть последовательным: сначала разбирать фильм, потом уже давать вывод и заключение. Здесь же я решил перевернуть повествование с ног на голову, и выдать резюме в начале. Вот оно: фильм нормальный! Зрительницы женского пола будут рыдать, мужчины же с удовольствием посмотрят на экшен и спецэффекты. Рейтинг фильма на imdb аж 9.0 баллов – то есть фактически шедевр. Поэтому всем кто собирается на просмотр – бегом в кинотеатры. На вопрос, хороший фильм или плохой я таким образом дал ответ. Тем же кому интересны мои доводы, почему я считаю данных фильм хорошим (или плохим) предназначен весь нижеследующий текст. Всем боготворящим Кристофера Нолана, дальше читать не советую.

Сейчас я как обычно сяду на своего любимого конька и разберу некоторые аспекты «Интерстеллара», которые резали мне глаза и уши. Фильм длинный, аспектов много, все глаза и все уши изрезаны вдоль и поперек. Поэтому дальше будет многобуков. Поехали.

Кристофер Нолан в «Интерстелларе» приговорил человечество к очередному глобальному тип-топу, подвергающему будущее людей как вида большому сомнению. Тут тебе и адская бактерия, уничтожающая сельскохозяйственные культуры, тут тебе и глобальная засуха. Из-за этих двух факторов нас накроет голодом, но выжить как-нибудь получится, хотя и не у всех. Авторам этого показалось мало – поэтому придумали еще и в недалекой перспективе непригодную для дыхания атмосферу. Это все замечательно (в кавычках), но авторы опять наступили на одни и те же грабли: зрителя снова ставят перед фактом тип-топа, но ленятся напрячь фантазию и выделить немного экранного времени, чтобы рассказать предысторию.

Ок, я допускаю появление бактерии как результата экспериментов военных с бактериологическим оружием. Только почему мне нужно придумывать это самому, почему авторы не потрудились вставить в сценарий одно-два предложения на эту тему? Ну ладно еще, бактерия, но человек хоть немного разбирающийся в естествознании, а конкретно в климате, вам скажет, что дожди просто так сами собой исчезнуть не могут. Круговорот воды в природе не испортить ничем – а если вдруг это людям как-то удалось, так расскажите нам: как?! И откуда вдруг столько пыли в атмосфере – это результат какой-то техногенной катастрофы? А почему тогда она накатывает пылевыми бурями, а покрывает собой все постоянно? И почему если в воздухе столько пыли, на Земле периодически чистое голубое небо, в котором ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ летают военные беспилотники – им хватает энергии для постоянной подзарядки!

Мне могут возразить, что автор не обязан разжевывать все, и зрителю нужно что-то додумывать. Я отвечу: если я вынужден за свои собственные деньги придумывать часть фильма, да еще и как-то увязывать логические нестыковки, то я проще придумаю все целиком, при этом билет покупать не придется.

Кстати, если уж мы заговорили о беспилотнике, то сцена в начале фильма, когда за ним, уничтожая ценные посевы, носится на своем пикапе Купер с детьми, была для дальнейшего сюжета абсолютно бесполезной. То есть вроде как понятно, что перехватить военный беспилотник и использовать этот ценнейший агрегат в своем хозяйстве для Купера крайне важно, но что он с ним потом сделал, остается загадкой. Нолан попросту тратит экранное время и сверх всякой меры растягивает завязку фильма. В первые полчаса он развесил столько «ружей» на стенах, что я даже вспомнил известный стишок-пирожок:

«висят на сцене в первом акте
бензопила ведро и ёж
заинтригован станиславский
боится выйти в туалет»

Следует ли говорить, что интриги не получилось, и все эти «ружья» так и остались висеть без дела, или вы и сами догадаетесь? Я уже неоднократно говорил, что если авторы поленились сделать нормальную вводную, то как бы они ни тужились и не старались построить связанную и обоснованную картину событий фильма, сюжет будет неизменно рассыпаться как карточный домик. «Интерстеллар» постигла та же печальная судьба.

Раскритиковав завязку, идем далее. Картина претендует на звание научно-фантастической. И действительно, с виду все в порядке: тут тебе и «кротовые норы», которые, кстати, по научному называются мостами Эйнштейна-Розена. Тут и теория относительности с ее эффектами относительного времени, когда для разных наблюдателей время движется по-разному, если на них действует разная гравитационная сила. Здесь и относящиеся к черным дырам термины типа горизонта событий. Даже квантовую механику упомянули, хотя у них все крутилось вокруг гравитации (каламбур), а на сильные и слабые ядерные взаимодействия, а также электомагнетизм забили – это было бы уже слишком для обывателя.

Здесь в космос отправились даже не исключительно ботаны, как в моих любимых фильмах «Пекло» и «Прометей» - здесь экспедицию разбавили бывшим военным летчиком и где-то даже инженером Купером. Здесь на космическом летательном аппарате сила тяжести искусственно создается при помощи вращения конструкции вокруг своей оси – спасибо принципу эквивалентности Энштейна. И не беда, что вращение в одной из сцен фильма останавливают, а невесомости не наступает. Ну косяк, ну бывает. Более-менее грамотно для несведующих объяснили что такое «кротовая нора». С виду все прекрасно, и «Интерстеллар» уж всяко более научно-фантастический фильм, чем наитупейшая в этом плане «Гравитация». Но как правильно подметили авторы «Интерстеллара» - все относительно, и на поверку данный фильм есть фантастический, но уж никак не научный.

Главная беда, перед которой меркнет все остальное, это все что касается черной дыры. Вот наши славные ботаны под командованием толкового Купера принимают решение произвести посадку на планету, крутящуюся по орбите вокруг черной дыры. Зачем там садиться – неясно, ведь сигнал от первопроходца давно уже не поступает. Как бы что-то случилось. Нам говорят, что там настолько сильная гравитация, что время очень искривляется, и один час на этой планете будет равен семи годам в обычном, не сильно искривленном пространстве. И беда произошла по меркам планеты буквально пару часов назад. Может у них передатчик забарахлил и они его через часик починят и возобновят вещание – это ботанам в голову не приходит. Ну ладно, это я уже придираюсь. Высаживаются, так высаживаются.

Но откуда, мать вашу у вас на планете светит солнце, если вы пять минут назад говорили что черная дыра это объект с настолько сильной гравитацией, что даже фотоны света не в силах ее покинуть?! Откуда у вас на планете гравитация 1.3G, и при этом столь колоссальная разница в наблюдаемом времени?! Как вы это мне объясните, если претендуете на звание «научно-популярный»?

И почему, блин, один из ботанов такой тупой, что стоял пялился на набегающую адскую волну до тех пор, пока его не смыло как куль с говном?! Зачем сценарист придумал эту напрасную и бессмысленную жертву – чтобы эмоции нагнать? Вот в скольких фильмах уже эти тупые ботаны подыхают по одному шаблону – пялясь на что-то экзотическое, пока все остальные герои призывают из залезть – твою мать – внутрь корабля?! Не ожидал я такого заскорузлого штампа от старины Нолана, не ожидал.

Переместимся по тайм-линии ближе к концу, чтобы закрыть тему черной дыры, затем вернемся. Сцена когда Купер отправился внутрь черной дыры это вообще курам на смех. Черная дыра – это ведь не что-то такое таинственное и неизведанное – это реальный физический объект с неплохо изученными свойствами. Понятно, изученными теоретически, в основном известнейшим физиком-теоретиком Стивеном Хокингом. Что такое черная дыра и какими свойствами она обладает, абсолютно понятным для обывателя, не сильно разбирающемся в физике, языком Хокинг популярно объяснил в своей книге «Кратчайшая история времени».

Если совсем кратко, то при условии, что звезда достаточно массивна, может оказаться, что даже свет не сумеет преодолеть ее тяготение и тогда звезда будет выглядеть черной для всех внешних наблюдателей. Согласно теории относительности ничто не способно двигаться быстрее света. Так что если даже свет не может вырваться, то и ничему другому это тоже не под силу — все будет затянуто назад гравитационным полем. Вокруг такой звезды формируется область пространства-времени, которую ничто не может покинуть, чтобы достичь отдаленного наблюдателя. Эта область и есть черная дыра.

Не говоря уже о том, что ни человек ни космический корабль физически не могут сесть на поверхность звезды (попробуйте хотя бы высадиться на поверхность нашего Солнца), в попадании в черную дыру есть еще такой прикол. Чем ближе к центру звезды, тем сильнее гравитация. На поверхности звезды, где должны стоять ноги бесстрашного Купера, действует более сильная гравитация, чем на уровне его головы. Другими словами, ноги нашего астронавта должны притягиваться сильнее, чем его голова. Эта разница сил приведет к тому, что тело вытянется на манер спагетти или его разорвет на части.

Это все написано в научно-популярной книжке, которую может осилить даже подросток. А теперь скажите мне, как человек хоть немного находящийся в курсе описанного абзацем выше может воспринимать героический поступок Купера? Для меня всю вторую половину фильма был беспрерывный фейспалм. Очевидно, Нолан – он как чукча: писатель, а не читатель. Но поговорив с другими зрителями, я выяснил забавную вещь: в основной своей массе люди вообще не в курсе, что такое черная дыра, что такое горизонт событий, и даже что такое квантовая механика, не говоря уже о том, в чем проблема согласовать ее с теорией относительности. Им безразлично, почему для героев так важно было собрать какие-то непонятные квантовые данные внутри черной дыры (какие, в жопу, квантовые данные, о чем вы вообще?). Обыватель даже не в курсе постулатов теорий относительности, он только название слышал, и разве что видел распиаренную формулу «е равно м ц в квадрате» да фотку Эйнштейна с высунутым языком. На кого рассчитан «Интерстеллар», если люди не в теме вообще не понимают о чем идет речь, а люди разбирающиеся ржут в голос? Кто целевая аудитория?

Как я упомянул, квантовые данные, которые можно добыть в черной дыре, нужны были главному научному светилу Земли, профессору Бренду в исполнении как всегда блистательного Майкла Кейна. Если я правильно понял, то эти данные нужны были для прорывной теории по согласованию теории относительности и квантовой механики. Здесь опять идут мои домыслы, Нолан сотоварищи не потрудились объяснить, но больше вроде столь экзотические данные применить негде. Уж точно не для реализации «Плана А» то есть постройки мега-корабля для всех обитателей Земли. Кстати, животных в этот раз спасать даже не думали. В конце оказалось, что профессор свою прорывную теорию давно разработал, и последние сорок лет лишь имитировал бурную деятельность. С каких-то харчей профессор Бренд решил, что человечество спасти не удастся, поэтому незачем и пытаться. Но как, черт побери, он мог на протяжении сорока лет скармливать коллегам байку, что именно его теория поспособствует успеху «Плану А»? Или он там один умный, а остальные тупые исполнители? Не знаю, или это очередной косяк авторов, или дубляторы не смогли внятно объяснить, но в результате у нас имеется очередная логическая нестыковка.

С наукой в «Интерстелларе» просто беда. В начале фильма нам русским языком говорят, что для человечества сейчас самое главное это фермы и фермеры. Что люди науки нафиг никому не сдались, и даже простым инженерам в этом поколении места особо нет. Под этот базис даже в учебниках истории обывателям втюхивают, что высадка американцев на Луне это фейк, инструмент Холодной войны с СССР, чтобы русские кинулись с головой в свою космическую программу, истощив финансовые и экономические ресурсы страны. Купер же у нас не только летчик, но еще и инженер, поэтому ему не место в этом мире. Но при этом никто (я про правительства в фильме) не задумывается, что для повышения урожайности обязательна механизация. Рулят колхозы, а не тупые индивидуалисты-фермеры. Тракторы всякие новые нужны, комбайны и т.п. Или эти фермеры руками засеивают кукурузой тысячи гектаров? Вроде у них комбайны управляются роботами. А их проектирует/производит/настраивает/обслуживает/ремонтирует кто? Тупые необразованные фермеры? Да щас.

Или вот ушедшие в подполье ученые НАСА имеют возможность и ресурсы строить космические корабли. После возвращения Купера обратно в околоземное пространство (да-да, он такой крутой, что даже из черной дыры выход найдет, прямо Брюс Уиллис), он обнаружил себя на космической станции, которые как-то умудрились построить… кто? Фермеры? Ну что за бред, право слово?

В качестве вишенки на торте я предлагаю такой диалог из фильма: сидит в углу корабля негр, тоскует. Кстати, «Интерстеллар» – образец американской политкорректности: экипаж корабля составляет белый мужчина, тетенька, негр и еще один белый мужчина. Прямо об этом не говорилось, но он наверняка был гомосеком – чтобы все были довольны. А еще все двенадцать экспедиций в другую галактику были американскими, и каждый первопроходец сфотографирован для доски почета на фоне звездно-полосатого флага. Очевидно, Европа, Россия, Китай вместе с Индией и Японией окончательно скатились в феодализм, растят свою кукурузу при помощи мотыги и сохи, о полетах в космос и не мечтают – цивилизацию спасают исключительно американцы. Тьфу.

Ну так вот, сидит негр тоскует, ему Купер и говорит в утешение: не бойся, что мы летим в скорлупке посреди пустоты космоса. К твоему сведению, большинство яхтсменов-чемпионов не умеют плавать! Они плывут на своих яхтах по океанам так же как и мы плывем по космической пучине. И ничего, живы. Посыл прекрасен, только о каких яхтсменах идет речь в мире по развитию своему отброшенному примерно в XIX столетие, в мире где даже не нужны инженеры? Авторы «Интерстеллара» ведь люди обеспеченные, поди имеющие в личном пользовании яхты. Они хоть представляют какое инженерно-конструкторское искусство нужно чтобы построить яхту, да еще яхту чемпионскую? Если правительства Земли планомерно и целенаправленно опускают население планеты в феодально-аграрный строй, то какие, в жопу, яхтсмены?

И так у них все. Куда ни плюнь, что ни начни ворошить – маразм на маразме. Я даже не буду затрагивать очень важные для фильма темы «призрака» в книжном шкафу, гравитационные аномалии (смеялся), множественные «окна» в комнату дочери из пятимерного пространства-времени внутри черной дыры и прочие перипетии сюжета. Упомяну еще только разумных роботов. Не знаю кто такое угробище придумал, но если американцы и правда построят для своей армии нечто подобное, то понятно, почему они не любят инженеров. Кристофер Нолан в свой почти трехчасовой фильм понапихал столько, что хватило бы на две картины. Впрочем, час слюней-соплей и занудных рассуждений в стиле Достоевского можно было бы спокойно отрезать, фильм бы от этого только выиграл.

Во всем остальном «Интерстеллар» прекрасен. Достойное сопровождение великолепным МакКонахи и Майклу Кейну составляют Мэтт Деймон и Джон Литгоу, и даже женские роли в кои-то веки удались. Это я не к тому, что тетеньки играют хуже дяденек, просто таким актерам как МакКонахи, Кейн и Деймон сложно найти таких же сильных актеров женского пола. Энн Хаттауэй смотрелась хорошо, а девушка Маккензи Фой, сыгравшая маленькую Мерфи, выступила просто отлично.

Никуда не делся уверенный и узнаваемый режиссерский почерк Нолана, в наличии хорошие спецэффекты. Иногда «Интерстеллар» даже вызывает ассоциации с классикой Голливуда «2001: космическая одиссея», что, на мой взгляд, делает ему честь. Только в отличии от «Интерстеллар», в фильме Стенли Кубрика все было на месте и все было по уму. Кучи залипух там нет. Но где Стенли Кубрик, а где Кристофер Нолан…

Было бы поменьше ляпов и нестыковок, я бы назвал «Интерстеллар» классным фильмом. А так – максимум на троечку с плюсом. Ну ладно, будем снисходительны: если не обращать внимания на все связанное с наукой и космосом, а также на занудные разглагольствования и общую затянутость картины, то кино на четверочку. Честно скажу, от Нолана я ожидал большего, но если судить по рейтингам на профильных сайтах, то «Интерстеллар» это однозначно шедевр уровня «Крестного отца», четвертое место в списке лучших фильмов всех времен и народов и лучший фантастический фильм в истории кинематографа! (Правда на момент написания этой заметки рейтинг чуть упал, и теперь это лишь 12-е место в imdb top 250). Так что Нолан – глыба, скала. А я со своим брюзжанием как обычно в подавляющем меньшинстве.

PS. Не смотря на то, что название фильма нашим дубляторам оказалось не по зубам, и они влупили его тупым транслитом, английское слово «interstellar» на русский язык вполне переводится, и значит это слово «Межзвездный». Не знаю о чем это, корабль наших ботанов назывался «Endurance», и правильно они сделали что название не перевели. Если уж герои фильма путешествуют в другую галактику, то имело смысл назвать кино «Интергалактик». Видите – даже здесь у них нестыковка! :-)