четверг, 26 марта 2015 г.

«Во все тяжкие» («Breaking Bad»)

Американский сериал «Breaking Bad» или, по-нашему, «Во все тяжкие» я окончил смотреть буквально на днях. Вот такой я небыстрый. И я долго раздумывал, стоил ли тратить свое время на написание рецензии и тратить время читателей блога на ее прочтение. Сериал уже все посмотрели, и рецензию на него не написал только ленивый. Естественно, я не читал все возможные рецензии, но одного, на мой взгляд очень существенного аспекта, я в этих рецензиях не увидел, поэтому решил отметиться. В начале, по традиции, кратенько о сюжете, вдруг сериал кто-то до сих пор не посмотрел или не ДОсмотрел.

50-тилетний учитель химии средней американской школы Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон) – типичный лузер, несмотря на свой неординарный ум. В молодые годы у Уолтера была возможность запустить вместе с однокашниками перспективное дело, но Уолтер предпочел «синицу в руке», поэтому продал свою долю в бизнесе за «копейки». Бизнес выстрелил и принес бывшим партнерам многие миллионы долларов, а Уолтер остался на обочине жизни преподом в средней школе с беременной женой и сыном-инвалидом.

Как будто этого было мало, жизнь преподнесла Уолтеру последний сюрприз в виде рака легких. Рак удалось диагностировать на относительно ранней стадии, когда его еще можно было вылечить или хотя бы остановить рост. Но самая лучшая в мире американская медицина выставляет за подобные процедуры неподъемные для среднего человека счета. Поэтому либо сразу ползи на кладбище и помирай, либо начинай изыскивать возможности спасти свою жизнь. Уолтера известие о возможности скорой смерти «перемыкает»: он решает отчаянно бороться.

Так уж вышло, что один из бывших учеников Уолтера, мелкий наркоторговец и наркоман Джесси Пинкман (Аарон Пол) промышляет метамфетамином. Уолтер впрягается в дело: он, пользуясь своими великолепными знаниями химии, «варит» продукт, а Джесси берет на себя распространение товара. Понятно, что выбранный преступны путь маленького человека Уолтера ни к чему хорошему не приведет. Но Уолтер на многое не рассчитывает: ему лишь бы наскрести денег на лечение и оставить немного для своей семьи, когда его не станет. Жизнь, однако, повернулась так, что и лечение прошло успешно, и дело поперло как на дрожжах. Уолтер вместе с напарником Джесси постепенно становятся акулами наркобизнеса…

***
Как я уже неоднократно отмечал в своих заметках, самые интересные сюжеты – они всегда про людей и про их взаимоотношения. История может быть как угодно лихо закручена, но если действующие лица пустые шаблонные карикатуры, то ничего хорошего художественное произведение не ждет. Будет полный провал. Исключения бывают, но все они укладываются в характеристику «пипл хавает». Сериал «Во все тяжкие» под такую характеристику, слава богу, не подходит – это действительно захватывающая драма, одна из лучших виденных мной за последние годы.

Начиналось дело с совершеннейшей безнадеги. Бедный, надломленный человек, бьющийся как рыба об лед, Уолтер, к которому судьба была воистину несправедлива всю его жизнь. Он ввязался в опасную затею, все время рискует свободой и даже жизнью, да еще этот раздолбай и наркоман Джесси Пинкман – нет, чтобы помогать в их нелегком и опасном деле – лишь добавляет проблем. Постоянно приходится изворачиваться и врать жене и сыну, а свояк, офицер Агентства по Борьбе с Наркотиками, вообще если узнает – упечет на раз, поскольку с ног уже сбился, гоняясь за неуловимым «Гейзенбергом». И, конечно, симптомы рака и «прелести» от химиотерапии. Любой бы сломался, но Уолтера эта ситуация озлобляет, и именно злоба закаляет его характер, делая из милейшего «доктора Джекилла» зловещего «мистера Гейзенберга».

Не менее серьезные трансформации происходят и с героем Аарона Пола. Из раздражающего наркоши Джесси постепенно превращается в фигуру драматичную, даже трагическую. В принципе, это он изначально подтолкнул Уолтера на кривую дорожку, но Уолтер оказался столь успешен, что уже сам Джесси скоро стал лишь вращаться вокруг него, как Луна вокруг Солнца. И хотя жизнь дала ему мощный намек в виде смерти его возлюбленной Джейн, вырваться из этого омута у Джесси уже не было возможности. Джесси, как слабый маленький человек, остался, и поплатился в итоге деньгами, собственным здоровьем и жизнью второй своей любимой девушки.

Много можно рассказывать о персонажах и перипетиях сюжета «Во все тяжкие», ведь это действительно один из лучших сериалов последних лет. Но, я, как и обещал, порассуждаю лишь над одним моментом. Только о нем чуть позже, а пока хочется поговорить о русской озвучке сериала. Его много кто пытался переводить, в основном это туча всяких безымянных надмозгов. Слушать потуги этих безграмотных лабухов – себя не уважать. Здорово, что над переводом и озвучкой поработала известная студия «LostFilm.tv». Они очень толковый перевод сделали. Постарались и над переводом сложных химических терминов, которыми сыплет мистер Уайт, а также покорпели над негритянским слэнгом, которым общается «белый мусор» Джесси Пинкман.

Перевод был бы замечательным, если бы не одно «но», и имя этому «но» «Хайзенберг». Действительно, американцы так и произносят фамилию этого известного немецкого ученого. Но нам он известен как Вернер Гейзенберг, автор принципа неопределенности, одного из главных постулатов квантовой механики. Еще раз: Гейзенберг, а не Хайзенберг!!! Причем, где-то в третьем сезоне герои обсуждали этого ученого и его заслуги. Естественно, и имя называли. Непонятно, почему лостфилмовцы так мощно прокололись и упорствовали в своем варианте до самого конца сериала. Очень слух резало.

Ну а теперь к главной теме заметки. Вот многие наши граждане в своих больных фантазиях полагают Соединенные Штаты Америки этакой страной эльфов, где все красиво, замечательно, модно и гламурно. В общем-то, Голливуд в этой пропаганде занимает одно из первых мест. Но именно фильмы и сериалы наподобие «Во все тяжкие» наглядно демонстрируют, каково оно там на самом деле. Я не имею в виду демонических наркобаронов или детей, «валящих» случайных прохожих ради возможности вступить в банду. Я имею в виду повседневное существование рядовых американцев.

Если вы думаете, что Америка это страна эльфов и нам нужна такая же страна, то вы глубоко заблуждаетесь. Поверьте, я был в Америке и посмотрел, как они там живут. В плане существования общества сериал «Во все тяжкие» очень точно отражает тамошнюю действительность, в отличии от какого-нибудь «Белого воротничка», например.

Посмотрите, в какой халупе живет семья Уайтов. И она при этом заложена-перезаложена в банке. Посмотрите на каком, извиняюсь за выражение, говне они ездят. Отличный учитель вынужден подрабатывать на автомойке, где какой-то урод понаехавший макает Уолтера мордой в дерьмо. Проблемы со здоровьем – это твои проблемы. Есть деньги, добро пожаловать. Нет – подыхай, системе здравоохранения на тебя плевать. Ей вообще главное, чтобы пациенты болели и платили побольше, а не ходили здоровые. Под это все и заточено. Даже более обеспеченному свояку Уолтера, получившему тяжелое ранение, можно сказать, при исполнении обязанностей, государство ничего не должно. Есть страховка, и страховая компания что-нибудь оплатит со скрипом. Но чтобы поставить человека на ноги, этого категорически недостаточно. И врачи об этом говорят прямо. А ведь это офицер органов госбезопасности! Что уж говорить об обычных людях.

Уолтеру, чтобы спасти себя, приходится идти на тяжкие преступления и наперекор совести. Он понимает, что, спасая здоровье себе, он наживается на здоровье других. Здесь работает закон джунглей, где либо ты, либо тебя. Американское государство это именно джунгли, где все люди изначально мусор, и выживает сильнейший: самый беспринципный, самый злобный, самый бесчестный. Все наши либеральные мудаки более 25 лет подряд желают России пойти этой самой гнусной дорогой. И не только желают, но и делают для этого все возможное. И практически уже добились своего, осталось немного. Хотите быть как Уолтер Уайт и кончить так же – бегом на Болотную!

Вот такое у меня получилось сочинение на тему «Сериал «Во все тяжкие» как призма российской действительности».