понедельник, 6 апреля 2015 г.

«Игра в имитацию» («Imitation Game»)

В кинематографе есть поджанр под названием биопик. Точный перевод на русский язык этого термина подобрать сложно, по-сути же это художественная интерпретация биографии какого-то реально существовавшего человека. Обычно биопики снимают про великих полководцев или известных политиков. Жизнь и работа ученых интересует киношников значительно меньше. Это особенно удивительно потому, что жизнь их подчас даже более интересна и кинематографична по сравнению с какими-нибудь воителями. И вот недавно на экраны вышел фильм, основанной на биографии одного из «отцов» современных компьютеров Алана Тьюринга.

События фильма повествуют о детстве будущего математического гения, проведенном в частной школе для мальчиков. Уже тогда Тьюринг (Бенедикт Камбербатч) увлекался кроссвордами и более «взрослой» их производной – криптографией. Рассказывается в фильме о том, как эти увлечения привели молодого британского ученого на работу в секретный правительственный объект Блечли-Парк, в стенах которого британская разведка билась над взломом фашисткой шифрованной переписки во время Второй мировой войны. О знакомстве с одаренной коллегой Джоан Кларк, ставшей его невестой. И, конечно, о скандале, вскрывшем гомосексуальные наклонности Тьюринга, считавшимися в Великобритании середины прошлого века уголовным преступлением. И самоубийство ученого, факт которого вынесен уже в титры в окончании фильма.

Авторство картины принадлежит любопытному творческому объединению. «Игра в имитацию» стала первым самостоятельным проектом молодых продюсеров, некоих Норы Гроссман и Айдо Островски. Сценарий фильма написан еще более молодым автором, Грэмом Муром, для которого это первая проба пера. Режиссером выступил норвежец Мортен Тильдум, и для него это первый в карьере полнометражный филь на английском языке. В результате у этих, грубо говоря, дилетантов получился фильм, сорвавший отличную кассу и номинированный на 8 Оскаров, включая номинации на лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий и т.д. Новички сделали мощную «заявку на победу»!

Не менее важным фактором успеха, я считаю, великолепную актерскую работу Бенедикта Камбербатча – тоже еще несколько лет назад никому толком неизвестного актера с непроизносимыми именем и фамилией. Я не так давно смотрел какой-то телефильм про Ван Гога по одному из исторических каналов и с удивлением для себя увидел в этой роли Камбербатча. Благодаря «Шэрлоку» он, конечно, круто поднялся, я очень рад, что среди «звезд» время от времени появляются и серьезные актеры.

Фильм «Игра в имитацию» интригующий, драматичный и захватывающий – смешно, но именно так я могу охарактеризовать кино про ботана-математика. Настоятельно рекомендую к прочтению.

А теперь несколько слов для тех, кто фильм уже посмотрел. Реальная жизнь, порой, бывает гораздо интереснее и драматичнее, чем история, поданная в кино. Даже таком хорошем кино как «Игра в имитацию». События реальной жизни Алана Тьюринга очень сильно отличаются от жизни его киношного альтер-эго. Нужно заметить, что практически все сцены кинокартины так или иначе перевирают подлинные факты. Причем неправда зачастую носит принципиальный формообразующий характер. Тьюринг работал над вскрытием шифра «Энигма», но над созданием первого суперкомпьютера в Блечли-Парк, который, к слову, назывался «Колосс» он никакого участия не принимал. И, конечно, все эти драматические конфликты с коллегами Алана Тьюринга, показанные в фильме, в действительности тоже не имели места.

Самое серьезное замечание, которое я предъявляю к фильму состоит в умышленном преуменьшении значимости фактов, связанных со смертью математика. Авторы сделали это умышленно, ведь на самом деле, смерть Тьюринга окружают загадочные обстоятельства. И хотя официальная версия следствия убеждает нас в самоубийстве Тьюринга, есть очень веские причины подозревать «помощь со стороны». И только вокруг расследования обстоятельств смерти можно снять еще минимум один захватывающий детектив. Позволю себе процитировать несколько абзацев из одной очень интересной статьи.

Согласно тогдашним законам, власти Великобритании начали гонения на математика за его нетрадиционную сексуальную ориентацию. Вариантов было два: тюрьма, либо принудительная химическая кастрация. Тьюринг избрал «лечение», как бы расплатившись с обществом. Но примерно через год он «вдруг» отравился пропитанным цианидом яблоком, якобы, не выдержав давления властей, преследовавших его за гомосексуализм. Уже это кажется полным бредом, коли мы знаем о факте химической кастрации.

Хотя бы чего-то, похожего на предсмертную записку, после смерти Тьюринга не обнаружилось. Никакой криминалистической экспертизы яблока на содержание яда в действительности не проводилось. Цианид был обнаружен в теле ученого, а недоеденное яблоко просто лежало рядом с кроватью. Откуда и пошла ничем, в общем-то, не подтверждаемая легенда.

Сложно сказать, что на самом деле имели в виду авторы фильма, столь грубо искажая исторические факты. Наиболее банальное объяснение: фильм не может быть сложным и навороченным, иначе «пипл» не осилит и не схавает. Поэтому часть фактов переврали, часть упростили, напустили драмы и романтики – в общем, засунули в прокрустово ложе типовой голливудской поделки. Но есть и другое объяснение: авторы побоялись разворошить шпионское осиное гнездо, вытащить на белый свет десятилетиями покоившееся грязное белье спецслужб, задать в фильме неудобные и щекотливые вопросы, почему государство так жестко обошлось с одним из лучших своих сынов и мировым научным светилом.

К сожалению, что на самом деле произошло с Аланом Тьюрингом навсегда останется тайной кучки помешанных на секретности параноиков. Поэтому нам остается довольствоваться хоть и талантливым но довольно лубочным биопиком. С другой стороны, лучше так, чем совсем никак…