четверг, 11 июня 2015 г.

Поездка в Китай, часть 3

Гид Джибин подложил подлянку: мы его бронировали на 3 дня, что мы будем в Пекине, а он после первого дня решил нас кинуть. Сказал, что есть дела, что он не может с нами больше продолжать покатушки. Написал нам список обязательных к посещению достопримечательностей и был таков. Больно нужен нам его список, у нас свой список всегда наготове. На самом деле, это было к лучшему, ведь за свои услуги он брал с нас примерно по 80 долларов в сутки. А покатушки на метро всяко дешевле стоят, и подгонять нас никто не будет – сколько хотим гулять по достопримечательностям, столько и будем.

Китайское метро
Пекин устроен толково, заблудиться там проблематично, особенно если есть навигатор или карта. Но город раскинулся очень широко, и перемещаться между его частями лучше всего на метро. Метро в Пекине появилось в 1969 году, и построено оно было благодаря участию советских специалистов, приглашенных в Пекин поделиться опытом. В Пекине метро очень хорошо развито, строятся новые ветки, вводятся в эксплуатацию новые станции. Сейчас пекинское и шанхайское метро борются друг с другом за звание самого протяженного в мире. Всех остальных китайцы давно уже перегнали.

Буквально в паре минут пешком возле нашего отеля открылась новая станция метро под названием Zhushikou. Для себя мы ее называли «Жужиков». Открылась она настолько недавно, что в Интернете при подготовке к поездке я не смог найти схему метро, на которой она была бы отмечена. Ну да мы и с этим справились и поехали смотреть достопримечательности. Вернее, хотели поехать, но прежде чем попасть на перрон, приходится преодолевать неожиданные препятствия. На крупных станциях на входе из барьеров построены стационарные змейки. На каждой станции на входе личный досмотр, как в аэропортах с просвечивающими сканерами и рамками. Меня однажды даже паспорт просили показать и карманы обшмонали. Интересно, что они рассчитывали увидеть? У меня на физиономии все прочесть можно. Кстати, рамки сейчас массово ставят и у нас, но до лент еще пока дело не дошло, что не может не радовать.

Ориентироваться в китайском метро удобно. К прошедшей Олимпиаде все названия станций и все указатели продублировали надписями на английском, входы-выходы подробно поименованы как A, B, C, D – можно нормально договориться у какого выхода метро встретиться. Есть информационные табло, точно показывающие время до прибытия следующего поезда, а не как у нас, после ухода предыдущего – больно оно нужно. На каждой станции есть англоговорящие кассовые терминалы, удобно устроенные: на сенсорном экране тыкаешь пальцем куда хочешь поехать, и от твоей станции отправления он сам посчитает правильную стоимость. Метро разбито по зонам, одна поездка стоит примерно 3-4 юаня, в зависимости от зоны. И главное – на станциях есть бесплатные туалеты!

Платформы отгорожены от поезда прочной стеклянной стеной, в которой распахиваются воротца синхронно с открывающимися дверями прибывшего поезда. Перрон расчерчен специальными указателями, которые требуют от пассажиров построиться по обеим сторонам воротец в очередь, и пропускать выходящих из вагонов пассажиров. В часы-пик на платформах даже работают специальные служащие, управляющие пассажиропотоком. К сожалению, служащие есть далеко не везде и не всегда. В их отсутствие китайцы немедленно дичают, становятся кто как хочет.

Но главная беда, они ломятся одновременно на вход в вагон и выход. Не пропускают выходящих, как у нас, и вообще уровень культуры у китайцев довольно низкий. Но об этом как-нибудь в другой раз. При выходе из вагонов нужно не щелкать клювом, но мы – большие белые демоны – были на голову выше и раза в полтора шире в груди любого китайца, поэтому перед нами китайцы невольно расступались. А между собой они периодически сталкивались и начинали ругаться. Мы все удивлялись, как это при такой толчее в общественных местах (а также дикой вакханалии на автодорогах) еще пока ни один китаец не подошел к другому и не сказал: «Мое кунг-фу сильнее твоего!» и они не начали драться!!!

Вагоны там современные, удобные, оборудованы экранами, крутящими всякую рекламу и что-то похожее на новости с субтитрами. А есть и полный хайтек: в тоннелях метро висит целая лента, состоящая из экранов, которые синхронно скорости проносящегося поезда отрисовывают картинку. Относительно вагонов получается почти что статическое изображение. Экраны успевают показать целому поезду рекламу длительностью секунд 8-10. До чего китайская техника дошла…

Летний императорский дворец
Без каких-либо приключений в метро, мы добрались до второго по значимости (после Запретного города) дворца китайских императоров - Летнего. По-сути, это была императорская дача. Строили резиденцию для императора династии Цинь с большим размахом, всего было возведено около 3000 строений. Начали строительство с рытья огромного озера. Да, прогуливаясь по его берегу, я и представить себе не мог, что оно искусственное! Извлеченную землю насыпали в виде большого холма, и назвали его холмом Долголетия. Очевидно, рабочие, занятые на рытье циклопической ямы после окончания работ жили долго и счастливо.

Я вошел на территорию через главные ворота и для начала отправился налево, к мосту Шицикунцяо, по-нашему, «Мосту из 17 пролетов», который украшен множеством разных, не повторяющих друг друга, статуэткок китайского льва сингха. По дороге наткнулся на странного дяденьку, разрисовывавшего иероглифами тротуар. Дяденька мокал большую кисть в ведро с водой и выписывал разнообразные иероглифы именно этой водой на пыльных плитках. Прохожие по тротуару ходят, наступают на «шедевры», недовольный дяденька орет и ругается. Каждый участник перепалки считает правым себя, смысл действа непонятен, выглядит забавно.

Недалеко от моста, на воде возведен павильон в виде мраморной ладьи. Павильон украшен зеркалами и, почему-то, гребными колесами, как на американских пароходиках конца прошлого века. Говорят, на создание Мраморной ладьи деньги выделяла императрица, потратив фонды, выделенные на строительство китайского военно-морского флота. Вот такое нецелевое использование средств. Чем обернулось для Китая подрыв военной мощи государства можно почитать в учебниках истории.

Например, можно прочитать о том, что после высвобождения войск по окончании Крымской войны с Российской империей, англичане и французы искали повод с кем бы еще подраться и кого бы пограбить. Повод нашелся быстро, и цивилизованные европейские державы начали войну с Китаем, которая вошла в историю под названием Вторая опиумная война. На ее исходе, Летний императорский дворец был захвачен. Бесценное собрание фарфора и прочее ценное имущество было разграблено и вывезено европейцами. Теперь эти экспонаты гордо выставляются Британским музеем и Лувром, а китайцы сосут лапу. Сам же дворец был разрушен практически до основания. Часть дворца, которая не восстановлена до сих пор, имеет название «Сады совершенной ясности». То есть, совершенно ясно, что Англия и Франция это, прежде всего, грабители и вандалы. Всегда были и всегда будут.

На обратной дороге к основным сохранившимся достопримечательностям летнего дворца я заглянул в несколько небольших музеев. Смотреть там особо не на что (по причине, обозначенной абзацем выше), единственное, они выставляют несколько сохранившихся керамических ваз и блюд различных императорских династий. Вернувшись ко входу, я обнаружил самый длинный в мире коридор, расписанный разнообразными картинами китайского быта двухвековой давности. Галерея разделена на 273 секции, и содержит она 14 тысяч сюжетов, иллюстрирующих китайскую литературу, мифологию и историю. Называется это сооружение галерея Чанлан. Каждый уважающий себя турист, посещающий Пекин, просто обязан пройти этот коридор от и до.

На вершине холма Долголетия стоят два буддийских храма: «Храм сияния добродетели» и «Дворец курения благовоний в честь Будд». К храмам ведет огромная и крутая каменная лестница, чтобы каждый восходящих по ней человек мог ощутить свою ничтожность перед лицом взирающего на него свысока Будды. Я не упустил случая заглянуть внутрь и очередной раз убедился, что китайские храмы внутри (да и снаружи тоже) совершенно одинаковые. Несколько статуй, забавные картинки на стенах и поток людей, на секунду задерживающихся поклониться Будде и воткнуть палку благовоний в специальную стоечку. Я прямо даже удивился, что за необычной и яркой до пестрости китайской архитектурой прячется такой однотипный шаблон.

Чтобы вдумчиво прогуляться по территории Летнего императорского дворца, заглянуть в музеи и храмы, побродить по обширным императорским садам, погрустить над руинами и помедитировать, стоя на красивых и необычных арочных мостах, нужно закладывать целый день. Иначе многое, как в моем случае, рискует остаться вне поля зрения.

Продолжение следует…