суббота, 4 июля 2015 г.

Поездка в Китай, часть 5

Запретный город
Пурпурный Запретный город, примыкающий к площади Тяньаньмэнь, является сердцем бывшей китайской империи. Я об этом дворцовом комплексе слышал много чего интересного и не мог пропустить. Поскольку место знаковое, то на всех фонарных столбах в окрестности Запретного города развешаны целые гирлянды камер видеонаблюдения за китайскими товарищами. Камер столько, что создается впечатление, будто каждому китайцу выделена своя личная видеокамера! Любопытно, что я видел множество фотографий Запретного города с той точки, откуда я сделал свой собственный снимок, но ни на одной из этих фотографий чудо-столбы не фигурировали. И только моя природная честность позволяет моим читателям увидеть все как есть, без прикрас.

Я уже неоднократно обращал внимание на китайскую психологию, по которой у них должно быть все самое-самое большое. Самая древняя цивилизация, самое большое население, самые первые спортсмены, самая большая площадь. Компенсируют свое не самое большое кое-что, наверное. Императорский дворец тоже обязан быть самым обширным в мире, и он таки есть. Запретный город называется так потому, что только китайский император и его свита с приближенными имели право находиться во дворце. Простому подданному сюда вход был запрещен под страхом смертной казни. Чтобы тупым крестьянам было понятно, что лучше в Запретный город не соваться, вокруг дворца возвели пурпурно-красные стены и выкопали по периметру ров с крокодилами. Особая приятность для китайцев заключается в том, что Запретный город первым из культурных объектов на территории их страны занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Запретному императорскому дворцу примерно 600 лет. Китайское население уже в ту пору было значительным, поэтому участие в строительстве принимало более одного миллиона человек, которые уложились за 15 лет. Немедленно вспомнилась испанская Альгамбра, которую бедные мавры несколько сотен лет строили-перестраивали. Куда им до китайцев!

Прогуливаясь по дворцу на одних из ворот я заметил вонзенную в висящий на воротах транспарант стрелу. Тогда я не понял, о чем это, но позже узнал связанную с ней историю. Рассказываю. Императоры в какой-то момент достали население, и во дворец ворвались бунтовщики-крестьяне. Часть повстанцев направилась к императорским покоям, где были встречены императорской охраной. Произошел бой, в ходе которого одна из стрел прилетела и воткнулась в ворота. Бунтовщики проиграли и были казнены, но само восстание стало серьезной пищей для императорского ума. Застрявшую в транспаранте стрелу решили не трогать в назидание потомкам, что нужно хоть какие-то берега знать.

Впрочем, в начале прошлого века в ходе великой китайской революции, императора свергли и выселили из дворца. Императорская сокровищница была определена в музей. Несмотря на огромное количество выставленных нынче экспонатов, лично меня ничего не поразило. Есть известные во всем мире вазы династий Мин и Цинь, есть музей часов, какие-то безделушки из кораллов и драгоценных металлов. Можно поудивляться нарядам (вернее сказать, халатам) знати. Но я незадолго до этого побывал в дрезденских «Зеленых сводах», поэтому впечатлиться сокровищами музея «Гугун» не смог.

Залы и павильоны Пурпурного Запретного города похожи друг на друга и заодно на все подобные сооружения Китая. Все они окрашены в темно-красный цвет и крыты позолоченной черепичной кровлей, крыши по углам имеют характерные изгибы. Но они обладают многими особенностями, скрытыми от простого туриста. Мраморные столбы и перила балюстрады покрыты искусной резьбой. Кое-где в балюстраде спрятаны особые сигнальные устройства. Головная часть этих мраморных столбиков выполнена в виде пышно расцветшего цветка, а в центре цветка скрыта шарообразная полость. В эту полость кладутся мелкие каменные шарики. Всякий раз, когда возникала опасность вторжения внешнего противника или пожара, охранник вставлял в сигнальное отверстие мраморного столба специальную бронзовую дудочку воронкообразной формы и начинал с силой дуть в нее. При этом каменные шарики в полости столбика приходили в движение, издавая низкий гул. Этот сигнал можно было услышать и в отдаленных уголках Запретного города.

На всех строениях Запретного города (и не только) можно видеть керамические фигурки животных, украшающие конек кровли. Эти фигурки играют не только декоративную роль, им в китайском зодчестве отведена важная роль неотъемлемых элементов сооружения. Возглавляет ряд китайский святой, едущий верхом на фениксе, за ним выстроились одна за другой фигурки животных, а конец ряда венчает более крупная голова мифического существа. Образы, запечатленные в кровельных фигурках, являются персонажами мифов. Некоторые из них олицетворяют благополучие, другие - храбрость и суровую непреклонность.

Часто одна из фигурок изображает дракона. Драконы в китайском бестиарии существа хорошие и правильные. Конретно этот дракон на крыше называется «вторым сыном дракона», по-китайски «Дракон Вэнь». В представлении китайцев дракон Вэнь был способен тушить пожары и устранять другие бедствия. Голова дракона охватывает узловую часть кровли, где сходятся конек и ниспадающий черепичный ряд. Именно в этом месте легко возникает течь во время дождя, так что драконья голова служит надежным скрепляющим элементом.

В Китае даже с такими декоративными элементами здания все очень строго. Касательно порядка расположения и количества фигурок есть строгие правила. Число фигурок в ряду определяется рангом и важностью здания. На кровле большого здания можно насчитать до 10 скульптурных изображений, а на кровле незначительного сооружения может быть лишь одна едва заметная фигурка. При этом хотя бы одна фигурка быть должна. Какая именно – зависит от предназначения строения. Эти элементы декорации также выражают идею благополучия и призваны служить амулетом, отпугивающим несчастье. В своих заметках и фото-книге о Таиланде я рассказывал о тайских домиках для духов. В Китае домики для духов заменяют как раз эти декоративные фигурки.

Перед некоторыми павильонами дворца установлены статуи различных мифических животных. Чаще всего это свирепо ощерившиеся китайские бронзовые львы. Не знаю почему, но они всегда идут парой: один лев самец держит в лапе шар, который похож на «державу» русских царей. Второй лев это львица, под лапой которой лежит маленький львенок. Львы эти олицетворяют силу власти, и всем этим изображенным тонкостям наверняка есть объяснение, только я его не знаю. У входа в другие павильоны стоят китайские драконы, про их символическое значение я уже написал выше. Также на одной площадке мне встретились большая бронзовая черепаха, поднявшая кверху клыкастую, почти волчью пасть. Это символ долголетия. Был еще длинноногий журавль, являющийся символом успешного продвижения по лестнице чинов.

Любопытно, но при достаточно суровом ярко выраженном континентальном климате Пекина в императорском дворце нет торчащих печных труб, как нет в помещениях и самих печей. Оказывается, Запретный город первым применил у себя изобретение, которые нынче называется теплым полом. В качестве топлива для Запретного города использовался древесный уголь. При горении он не выделяет дыма и запахов, и жаровни, в которых горело топливо, были оборудованы специальным колпаком, исключавшим разлет искр. Все это работало на противопожарную безопасность возведенного, в основном, из дерева Запретного города.

Китайские императоры одни из первых примерили на себя (фигурально выражаясь) и другие достижения современной техники: холодильник и кондиционер. Это сейчас такой бытовой техникой никого не удивишь, а тогда это было передовое достижение научной китайской мысли. Управляющие императорским дворцов с зимы заготавливали лед, вырезая глыбы из застывшей воды рек, и сохраняя глыбы в подземных погребах при дворце. В качестве холодильников использовали специальные деревянные ящики с крышкой. В них хорошо сохранялись продукты, а холодный воздух через специально проделанные отверстия в крышке охлаждал воздух в помещениях во время летней жары.

Дворцовым павильонам даны красивые и одухотворенные названия: залы Полной гармонии, залы Небесной чистоты, Доброты и Спокойствия, а также зал Долголетия и дворец Общения неба и земли. Эти залы призваны олицетворять непревзойденный авторитет императора, они же служили местом императорских аудиенций. Неслучайно, но забавно для русского человека, что понятия «мир», «гармония» изображается иероглифом, который по-русски произносится как «хэ».

Не взирая на пропасть общественного положения между императором и простым смертным, оба они топчут одну Землю, дышат одним воздухом. В духовном плане между ними должно существовать равновесие. Это равновесие и есть «хэ». Это самое «хэ» существует между правителем и слугой, между отцом и сыном, между мужем и женой. Без «хэ» невозможно уяснить взаимосвязь Земли и Вселенной. Для правителей было главным пожеланием было пожелание «хэ», что немудрено, ведь для правителя нет ничего важнее сохранения своей власти и порядка в стране. Поэтому, если вы говорите, что в нашей стране все «хэ» («жэ» и «полный пэ») – знайте: это проявление гармонии. Значит, где-то есть «хэ» в смысле «хорошо».

И еще я должен сказать, что в залах, которые называются «Полная гармония», «Доброта и Спокойствие» гораздо приятнее находиться, чем в наших залах под названиями «кухня», «ванная» и «туалет». Вот перееду когда в новую квартиру – такие же высокодуховные названия помещениям присвою. Только пока никак не могу решить как туалет назвать: то-ли Дворцом Общения неба и земли, то-ли Вратами всемогущих духов!!!

Продолжение следует…